Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективыПути российского образования исповедимы, и многие начинания претворяются в жизнь – следует из ежегодного доклада Правительства РФ, представившего анализ реализации государственной политики в образовательной сфере за 2014-2015 годы. Просмотров: 1292
Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015. Пути российского образования исповедимы, и многие начинания претворяются в жизнь – следует из ежегодного доклада Правительства РФ, представившего анализ реализации государственной политики в образовательной сфере за 2014-2015 годы. Документ составлялся на основе данных ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований, а также информации, полученной в результате федерального статистического наблюдения. Полотно реализованных результатов получилось масштабным: обзор охватил все уровни образовательной системы, акцентировав внимание на приоритетных направлениях развития политики государства по повышению качества жизни граждан России. Цели и задачи Поставленные Правительством РФ цели и задачи осуществляются в соответствии с основными документами стратегического планирования: Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Планом деятельности Минобрнауки РФ на 2013-2018 годы. Целью госпрограммы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики. Одна из главных задач – формирование гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал. В качестве инструментов координации маршрута образовательной госполитики используются федеральная и региональная «дорожные карты», утвержденные правительством и всеми субъектами федерации планы мероприятий, направленные на повышение эффективности образования.
Общее и частное Комплекс задач, актуальных для всех уровней системы образования, включает разработку и применение ФГОС и примерных образовательных программ, оптимизацию сети образовательных организаций, подготовку специалистов в соответствии с потребностями соответствующих отраслей экономики и социальной сферы. Сюда же вошли совершенствование педагогического образования и системы подготовки педагогических кадров, создание условий и увеличение числа образовательных организаций для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот.
Особое внимание в рамках образовательной политики уделяется совершенствованию общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовнонравственного воспитания детей и молодежи. В связи с этим следует отметить важную роль дополнительного образования, что выделено авторами доклада в качестве важного фактора повышения социальной стабильности и справедливости в обществе. Как следует из утвержденной недавно Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года, особая миссия и изменение ценностного статуса дополнительного образования позволят ответить на вызовы и риски современности, став прочным фундаментом для профессионального и личностного самоопределения человека. Несомненно, указанные в документе особенности реализации образовательной госполитики в направлении дополнительного образования детей подчеркивают значимость развития и других подвидов дополнительного образования, в том числе профессионального.
Три стороны одной системы В основной части доклада представлены результаты реализации госполитики и перечень целей и задач на предстоящий период в сферах общего, дополнительного, профессионального, высшего образования и обучения, а также образования лиц, нуждающихся в особой защите государства. Анализ результатов реализации образовательной политики государства в области среднего профобразования выявил ряд важных вопросов: модернизацию СПО по части актуализации ФГОС и разработки примерных основных образовательных программ (ПООП), совершенствование региональных систем профобразования, включая развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров, международное сотрудничество, конкурсное и олимпиадное движение. Согласно документу, модернизация ФГОС и разработка ПООП осуществляется в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами и стандартами WorldSkills International. В перспективе планируется изменить систему государственной итоговой аттестации выпускников, по возможности отказавшись от написания дипломных работ в пользу проведения практической части аттестации в виде заданий с учетом технологии WorldSkills.
Государственная поддержка развития региональных программ модернизации профобразования продолжится в рамках ФЦПРО на 2016-2020 годы. Перед субъектами РФ поставлена задача – обеспечить подготовку кадров в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями в половине профессиональных образовательных организаций по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО, список которых был утвержден Минтрудом РФ в начале ноября (2015). Система ДПО определяется как самая мобильная составляющая образования, обеспечивающая оперативное реагирование на запросы и потребности специалистов, работодателей в совершенствовании профессиональных компетенций. По данным мониторинга, за отчетный период в федеральные органы исполнительной власти, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, подведомственные Минобрнауки РФ образовательные организации были направлены методические рекомендации, касающиеся законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО, реализации и разработки дополнительных профессиональных программ. В 65 субъектах России разработаны комплексы мер, направленных на увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку.
Не менее значимыми за отчетный период оказались и результаты развития профессионального обучения. Здесь особое внимание было сосредоточено на итогах Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров и аспектах реализации ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы». В мониторинге реализации программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны и программ повышения квалификации инженерных кадров приняли участие 194 образовательные организации, подведомственные Минобрнауки РФ. По данным на 1 июля 2015 года, указанными образовательными организациями реализовано 3 538 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Основными задачами в рамках совершенствования и развития ДПО на предстоящий период должны стать методическая поддержка субъектов РФ и образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам повышения квалификации, в том числе в системе корпоративного обучения, доработка и утверждение Концепции развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 года. Одним из ключевых приоритетов государственной политики сегодня является повышение эффективности, конкурентоспособности и качества высшего образования. На одном из последних заседаний Комитета Госдумы РФ по образованию, где рассматривались промежуточные результаты реформирования высшей школы, председатель комитета В. Никонов назвал этот вопрос одним из самых болезненных и обсуждаемых в стране. Неслучайно, анализу итогов оптимизации и реорганизации сети образовательных организаций высшего образования, равно как и модернизации его содержания в соответствии с профстандартами, была посвящена значительная часть доклада. В контексте обозначенных процессов Минобрнауки РФ была оказана государственная поддержка программ развития ведущих университетов, позволившая улучшить показатели деятельности вузов в части модернизации образовательной, научноисследовательской и других видов деятельности. Также проведена работа по устранению избыточности филиальной сети и сокращению числа вузов, не способных удерживать требуемый уровень качества высшего образования. Предполагается, что решение подобных проблем в ближайшем будущем будет основано на структурной и содержательной модернизации высшей школы, включающей формирование широкой группы крупных конкурентоспособных опорных региональных университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов. Еще одним важным пунктом обзора мероприятий госполитики в сфере высшего образования стали результаты реализации образовательных проектов в области педагогического образования и подготовки инженерных кадров в интересах оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В рамках проектов разработаны и апробируются новые модули основных образовательных программ «Образование и педагогические науки» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, проведена работа по изменению подхода к подготовке инженерных кадров в направлении увеличения практикоориентированного обучения с участием предприятий.
Перспективное планирование В ближайших планах Правительства РФ – осуществление ряда мер по модернизации образования в соответствии с тенденциями социальноэкономического развития России. В рамках реализации ФЦПРО на 2016-2020 годы предполагается создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания, состояния здоровья и степени социальной защищенности обучающихся, развитие их индивидуальных образовательных траекторий и возможность участия в территориальнораспределенных сетевых образовательных программах. Также планируется развитие кадрового потенциала преподавательского и административного состава, совершенствование общероссийской независимой системы оценки качества и результатов образования, основанной на принципах профессионально-общественного участия, повышение конкурентоспособности российского образования в целом. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|