Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов

В конце прошлого года Министерство просвещения РФ провело очередной мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. За итоговыми цифрами – рост престижа рабочих профессий. Но что тормозит развитие системы профессионального образования, и какие шаги, по мнению экспертов, следует предпринять при формировании современной модели подготовки кадров? Насколько развиты механизмы взаимодействия профобразования и работодателей? Об этом, и не только, размышляют наши гости – члены экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.

Просмотров: 120

В конце прошлого года Министерство просвещения РФ провело очередной мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. За итоговыми цифрами – рост престижа рабочих профессий.

Но что тормозит развитие системы профессионального образования, и какие шаги, по мнению экспертов, следует предпринять при формировании современной модели подготовки кадров? Насколько развиты механизмы взаимодействия профобразования и работодателей?

Об этом, и не только, размышляют наши гости – члены экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.

ЕФИМОВА Светлана Александровна – директор Центра профессионального образования Самарской области, доктор педагогических наук, профессор.

– Подумаем, по каким направлениям формирования современной модели подготовки кадров предполагаемая национальная стратегия могла бы дополнить приоритетный проект.

На протяжении многих лет в нашей стране обсуждается проблема несоответствия сложившегося уровня подготовки выпускников системы профессионального образования требованиям работодателей. Одним из инструментов управления качеством образования выступает оценка квалификаций и составляющих ее профессиональных и общих компетенций.

Как известно, с 2012 года в стране ведётся работа по формированию Национальной системы квалификаций. Уже создана инфраструктура, более половины видов профессиональной деятельности обеспечены профессиональными стандартами, внесены законодательные изменения. Однако эти процессы до сих пор не нашли должного отражения в документах, направленных на формирование современной модели подготовки кадров, в том числе в национальном проекте «Образование» на период до 2024 года.

В настоящий момент в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предложен единственный механизм независимой оценки квалификаций через внедрение в образовательных организациях итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

В настоящий момент в рамках федерального проекта «Молодые профессио­налы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предложен единственный механизм независимой оценки квалификаций через внедрение в образовательных организациях итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Самарская область в числе первых регионов принимала участие как в пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам WSR, так и в проекте по гармонизации независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации.

Результаты апробации показали, что провести полноценную и результативную оценку всех компетенций, составляющих квалификации выпускников, невозможно. Еще один немаловажный аспект – необходимость существенного ресурсного обеспечения проведения демонстрационного экзамена, что в силу объективных социально-экономических условий ограничивает внедрение этой процедуры даже в пределах одного региона. Кроме того, большинству выпускников профессиональных образовательных организаций в своём трудоустройстве приходится ориентироваться на требования российского рынка труда, закрепленные в профессиональных стандартах.

Современная модель подготовки кадров должна повысить конкурентоспособность выпускников системы среднего профессионального образования на рынке труда, а также удовлетворить сегодняшние и завтрашние запросы российской экономики на высококвалифицированные кадры. А значит необходимо обеспечить вариативность в подходах оценки сформированности профессиональных компетенций, что может быть равно выражено как получением Skills-паспорта, так и сертификата о независимой оценке квалификаций.

САРТАКОВА Елена Владимировна – директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева, почетный работник сферы образования РФ.

– В 2018 году экспертным советом как основные рассматривались вопросы нормативного регулирования среднего профессионального образования и механизмов интеграции с рынком труда. В условиях реорганизации федерального министерства с учетом колоссальных изменений в системе СПО в последние годы содержание вопросов в сфере профессионального образования и обучения, возможно, будет актуализировано.

Предполагается, что через год половина российских ссузов будет готовить студентов по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

На мой взгляд, по-прежнему на повестке дня механизмы взаимодействия с работодателями, которые пока доказывают свою эффективность только отчасти. В первую очередь это профессиональные стандарты, как и система квалификаций в целом, подходы и создание условий формирования индивидуальных образовательных и трудовых траекторий. Если смотреть глубже, то это вопрос доверия системе профессионального образования и отдельным ее институтам, готовности образовательных организаций быстро и гибко встраиваться в решение экономических вызовов.

С другой стороны, практико-ориентированные проекты, реализуемые в регионах – например, в рамках движения WorldSkillsRussia, – раскрывают потенциал системы как держателя технологии подготовки кадров и затрагивают все аспекты, на которые опирается образование: педагоги как ресурс, оборудование, цифровые системы и модели, новые методы обучения.

Существуют проблемы, которые требуют пристального внимания. Если мы заявляем, что в России строится экономика, основанная на знаниях, то вопрос формирования системы знаний, на которых базируются квалификации, это и есть задача СПО как общедоступного уровня образования. Именно знаний, не только прикладных квалификаций и компетенций. Экономия бюджета не должна затронуть эти разделы образовательных программ. Система подготовки кадров в среднем профессиональном образовании должна опираться на традиционные сферы наук: естественные, технические, гуманитарные. Здесь требуется большая работа – начиная с определения объема и содержания этих знаний до создания учебников, учебных пособий, педагогических подходов, технологий, форм обучения. Зачем парикмахеру геометрия, а повару химия – должны знать не только педагоги, но сами студенты.

Кроме того, в России отсутствует стандарт формирования государственного задания на подготовку кадров в организациях СПО под предлогом разницы возможностей региональных экономик. А это, думается, противоречит провозглашенному принципу единства образовательного пространства и создает разницу условий для людей, проживающих в больших и малых городах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: WorldSkills, СПО, ао-107, новосибирский химико-технологический колледж

Похожие материалы:
Воскресенский колледж развивает систему наставничества
Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
Московский колледж – возможности и перспективы
Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
#110Опыт и традиции подготовки специалистов
#108Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#110Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ