Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертовВ конце прошлого года Министерство просвещения РФ провело очередной мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. За итоговыми цифрами – рост престижа рабочих профессий. Но что тормозит развитие системы профессионального образования, и какие шаги, по мнению экспертов, следует предпринять при формировании современной модели подготовки кадров? Насколько развиты механизмы взаимодействия профобразования и работодателей? Об этом, и не только, размышляют наши гости – члены экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке. Просмотров: 197
В конце прошлого года Министерство просвещения РФ провело очередной мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. За итоговыми цифрами – рост престижа рабочих профессий.
Но что тормозит развитие системы профессионального образования, и какие шаги, по мнению экспертов, следует предпринять при формировании современной модели подготовки кадров? Насколько развиты механизмы взаимодействия профобразования и работодателей? Об этом, и не только, размышляют наши гости – члены экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.
– Подумаем, по каким направлениям формирования современной модели подготовки кадров предполагаемая национальная стратегия могла бы дополнить приоритетный проект. На протяжении многих лет в нашей стране обсуждается проблема несоответствия сложившегося уровня подготовки выпускников системы профессионального образования требованиям работодателей. Одним из инструментов управления качеством образования выступает оценка квалификаций и составляющих ее профессиональных и общих компетенций. Как известно, с 2012 года в стране ведётся работа по формированию Национальной системы квалификаций. Уже создана инфраструктура, более половины видов профессиональной деятельности обеспечены профессиональными стандартами, внесены законодательные изменения. Однако эти процессы до сих пор не нашли должного отражения в документах, направленных на формирование современной модели подготовки кадров, в том числе в национальном проекте «Образование» на период до 2024 года.
В настоящий момент в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предложен единственный механизм независимой оценки квалификаций через внедрение в образовательных организациях итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Самарская область в числе первых регионов принимала участие как в пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам WSR, так и в проекте по гармонизации независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации. Результаты апробации показали, что провести полноценную и результативную оценку всех компетенций, составляющих квалификации выпускников, невозможно. Еще один немаловажный аспект – необходимость существенного ресурсного обеспечения проведения демонстрационного экзамена, что в силу объективных социально-экономических условий ограничивает внедрение этой процедуры даже в пределах одного региона. Кроме того, большинству выпускников профессиональных образовательных организаций в своём трудоустройстве приходится ориентироваться на требования российского рынка труда, закрепленные в профессиональных стандартах. Современная модель подготовки кадров должна повысить конкурентоспособность выпускников системы среднего профессионального образования на рынке труда, а также удовлетворить сегодняшние и завтрашние запросы российской экономики на высококвалифицированные кадры. А значит необходимо обеспечить вариативность в подходах оценки сформированности профессиональных компетенций, что может быть равно выражено как получением Skills-паспорта, так и сертификата о независимой оценке квалификаций.
– В 2018 году экспертным советом как основные рассматривались вопросы нормативного регулирования среднего профессионального образования и механизмов интеграции с рынком труда. В условиях реорганизации федерального министерства с учетом колоссальных изменений в системе СПО в последние годы содержание вопросов в сфере профессионального образования и обучения, возможно, будет актуализировано.
На мой взгляд, по-прежнему на повестке дня механизмы взаимодействия с работодателями, которые пока доказывают свою эффективность только отчасти. В первую очередь это профессиональные стандарты, как и система квалификаций в целом, подходы и создание условий формирования индивидуальных образовательных и трудовых траекторий. Если смотреть глубже, то это вопрос доверия системе профессионального образования и отдельным ее институтам, готовности образовательных организаций быстро и гибко встраиваться в решение экономических вызовов. С другой стороны, практико-ориентированные проекты, реализуемые в регионах – например, в рамках движения WorldSkillsRussia, – раскрывают потенциал системы как держателя технологии подготовки кадров и затрагивают все аспекты, на которые опирается образование: педагоги как ресурс, оборудование, цифровые системы и модели, новые методы обучения. Существуют проблемы, которые требуют пристального внимания. Если мы заявляем, что в России строится экономика, основанная на знаниях, то вопрос формирования системы знаний, на которых базируются квалификации, это и есть задача СПО как общедоступного уровня образования. Именно знаний, не только прикладных квалификаций и компетенций. Экономия бюджета не должна затронуть эти разделы образовательных программ. Система подготовки кадров в среднем профессиональном образовании должна опираться на традиционные сферы наук: естественные, технические, гуманитарные. Здесь требуется большая работа – начиная с определения объема и содержания этих знаний до создания учебников, учебных пособий, педагогических подходов, технологий, форм обучения. Зачем парикмахеру геометрия, а повару химия – должны знать не только педагоги, но сами студенты. Кроме того, в России отсутствует стандарт формирования государственного задания на подготовку кадров в организациях СПО под предлогом разницы возможностей региональных экономик. А это, думается, противоречит провозглашенному принципу единства образовательного пространства и создает разницу условий для людей, проживающих в больших и малых городах. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|