Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов

В конце прошлого года Министерство просвещения РФ провело очередной мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. За итоговыми цифрами – рост престижа рабочих профессий. Но что тормозит развитие системы профессионального образования, и какие шаги, по мнению экспертов, следует предпринять при формировании современной модели подготовки кадров? Насколько развиты механизмы взаимодействия профобразования и работодателей? Об этом, и не только, размышляют наши гости – члены экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.

Просмотров: 114

В конце прошлого года Министерство просвещения РФ провело очередной мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. За итоговыми цифрами – рост престижа рабочих профессий.

Но что тормозит развитие системы профессионального образования, и какие шаги, по мнению экспертов, следует предпринять при формировании современной модели подготовки кадров? Насколько развиты механизмы взаимодействия профобразования и работодателей?

Об этом, и не только, размышляют наши гости – члены экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.

ЕФИМОВА Светлана Александровна – директор Центра профессионального образования Самарской области, доктор педагогических наук, профессор.

– Подумаем, по каким направлениям формирования современной модели подготовки кадров предполагаемая национальная стратегия могла бы дополнить приоритетный проект.

На протяжении многих лет в нашей стране обсуждается проблема несоответствия сложившегося уровня подготовки выпускников системы профессионального образования требованиям работодателей. Одним из инструментов управления качеством образования выступает оценка квалификаций и составляющих ее профессиональных и общих компетенций.

Как известно, с 2012 года в стране ведётся работа по формированию Национальной системы квалификаций. Уже создана инфраструктура, более половины видов профессиональной деятельности обеспечены профессиональными стандартами, внесены законодательные изменения. Однако эти процессы до сих пор не нашли должного отражения в документах, направленных на формирование современной модели подготовки кадров, в том числе в национальном проекте «Образование» на период до 2024 года.

В настоящий момент в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предложен единственный механизм независимой оценки квалификаций через внедрение в образовательных организациях итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

В настоящий момент в рамках федерального проекта «Молодые профессио­налы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предложен единственный механизм независимой оценки квалификаций через внедрение в образовательных организациях итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Самарская область в числе первых регионов принимала участие как в пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам WSR, так и в проекте по гармонизации независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации.

Результаты апробации показали, что провести полноценную и результативную оценку всех компетенций, составляющих квалификации выпускников, невозможно. Еще один немаловажный аспект – необходимость существенного ресурсного обеспечения проведения демонстрационного экзамена, что в силу объективных социально-экономических условий ограничивает внедрение этой процедуры даже в пределах одного региона. Кроме того, большинству выпускников профессиональных образовательных организаций в своём трудоустройстве приходится ориентироваться на требования российского рынка труда, закрепленные в профессиональных стандартах.

Современная модель подготовки кадров должна повысить конкурентоспособность выпускников системы среднего профессионального образования на рынке труда, а также удовлетворить сегодняшние и завтрашние запросы российской экономики на высококвалифицированные кадры. А значит необходимо обеспечить вариативность в подходах оценки сформированности профессиональных компетенций, что может быть равно выражено как получением Skills-паспорта, так и сертификата о независимой оценке квалификаций.

САРТАКОВА Елена Владимировна – директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева, почетный работник сферы образования РФ.

– В 2018 году экспертным советом как основные рассматривались вопросы нормативного регулирования среднего профессионального образования и механизмов интеграции с рынком труда. В условиях реорганизации федерального министерства с учетом колоссальных изменений в системе СПО в последние годы содержание вопросов в сфере профессионального образования и обучения, возможно, будет актуализировано.

Предполагается, что через год половина российских ссузов будет готовить студентов по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

На мой взгляд, по-прежнему на повестке дня механизмы взаимодействия с работодателями, которые пока доказывают свою эффективность только отчасти. В первую очередь это профессиональные стандарты, как и система квалификаций в целом, подходы и создание условий формирования индивидуальных образовательных и трудовых траекторий. Если смотреть глубже, то это вопрос доверия системе профессионального образования и отдельным ее институтам, готовности образовательных организаций быстро и гибко встраиваться в решение экономических вызовов.

С другой стороны, практико-ориентированные проекты, реализуемые в регионах – например, в рамках движения WorldSkillsRussia, – раскрывают потенциал системы как держателя технологии подготовки кадров и затрагивают все аспекты, на которые опирается образование: педагоги как ресурс, оборудование, цифровые системы и модели, новые методы обучения.

Существуют проблемы, которые требуют пристального внимания. Если мы заявляем, что в России строится экономика, основанная на знаниях, то вопрос формирования системы знаний, на которых базируются квалификации, это и есть задача СПО как общедоступного уровня образования. Именно знаний, не только прикладных квалификаций и компетенций. Экономия бюджета не должна затронуть эти разделы образовательных программ. Система подготовки кадров в среднем профессиональном образовании должна опираться на традиционные сферы наук: естественные, технические, гуманитарные. Здесь требуется большая работа – начиная с определения объема и содержания этих знаний до создания учебников, учебных пособий, педагогических подходов, технологий, форм обучения. Зачем парикмахеру геометрия, а повару химия – должны знать не только педагоги, но сами студенты.

Кроме того, в России отсутствует стандарт формирования государственного задания на подготовку кадров в организациях СПО под предлогом разницы возможностей региональных экономик. А это, думается, противоречит провозглашенному принципу единства образовательного пространства и создает разницу условий для людей, проживающих в больших и малых городах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: WorldSkills, СПО, ао-107, новосибирский химико-технологический колледж

Похожие материалы:
Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
В России тоже будет рабочая аристократия
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать кредо «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 115 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» читайте. Становление Национальной системы квалификации: почему принятые...
Новосибирская область: потенциал развития и лидерства
О ключевых составляющих «сибирского лидерства» в интервью корреспонденту «АО» рассказал министр...
Самарский НОЦ: траектория восхождения
Всего за несколько месяцев самарцы провели колоссальную работу и готовы представить свой проект...
Белгородская область
Белгородская область – один из пяти пилотных регионов, где уже идет работа над созданием...
Инновационные технологии в АПК России: основные шаги стратегического планирования
Программа деятельности центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» является продолжением...
Из журнала
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#104Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ