Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Электронное обучение – путь к успеху

В продолжение дискуссии в рамках заочного круглого стола «АО» руководители и ведущие специалисты Академии МУБиНТ представили свою точку зрения на то, какие возможности открываются при использовании информационно-коммуникационных технологий и интернета, какое влияние они оказывают на качество обучения в вузе.

Просмотров: 159

Более двадцати лет один из первых негосударственных вузов России – Международная академия бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ) – активно использует новейшие электронные технологии при обучении студентов из самых разных уголков России и ряда зарубежных стран. В мае этого года президент вуза участвовал в парламентских слушаниях на тему «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (подробнее – в статье «Обучение в сети», № 73), где в ходе обсуждения отмечалось, что при исключительной возможности развития e-learning на сегодняшний день в стране наблюдается низкая активность образовательных организаций и бизнеса в этой сфере.

В продолжение дискуссии в рамках заочного круглого стола «АО» руководители и ведущие специалисты Академии МУБиНТ представили свою точку зрения на то, какие возможности открываются при использовании информационно-коммуникационных технологий и интернета, какое влияние они оказывают на качество обучения в вузе.

– Какие рекомендации парламентских слушаний по проблемам электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вы как представители профессионального сообщества считаете ключевыми?

ИВАНОВ Валерий Сергеевич, президент академии МУБиНТ, доктор экономических наук, профессор

ИВАНОВ В.С.: – Электронное обучение сегодня – ключевой вектор развития образования в мире. Это в полной мере касается всех уровней образования: общего, профессионального, дополнительного, включая корпоративный сектор.

В рекомендациях парламентских слушаний от 19 мая 2014 года подчеркивается, что отставание в развитии электронного обучения несет глобальные политические, финансово­экономические, культурные, образовательные и научные риски для России. Неслучайно, в ряде стран приняты специальные законы и госпрограммы развития индустрии электронного обучения.

Современные студенты – это сетевое поколение. Для них электронный способ получения информации является обыденным, как показывает практика, они легко адаптируются в электронной информационной образовательной среде современного вуза.

С принятием закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» (от 28.02.2012, № 11-ФЗ) в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а впоследствии – закона «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующих нормативно-правовых актов Минобрнауки России образовательные организации получили достаточные полномочия для организации образовательного процесса с применением технологий электронного обучения. Коллектив Международной академии бизнеса и новых технологий в полной мере использует эти возможности.

– В таком случае какие изменения в работе Академии МУБиНТ потребовались для эффективного использования открывшихся возможностей?

ИРОДОВ Михаил Игоревич, ректор академии МУБиНТ, кандидат педагогических наук, доцент

ИРОДОВ М.И.: – Мы рассматриваем применение технологий электронного обучения как важный фактор повышения качества подготовки студентов. Для достижения поставленной цели были решены задачи управленческого, организационного, технологического, кадрового и финансового характера. Формирование миссии и стратегического плана развития позволило нам эффективно провести реинжиниринг образовательной организации, выделить и описать основные и сервисные бизнес-процессы, определить и сформировать необходимые профессиональные компетенции педагогических работников, создать систему их обучения и переподготовки. Был пересмотрен расчет объема временных затрат, учебной работы с учетом индивидуализации образовательного процесса, онлайн наставничества, а также мотивационные показатели и метрики. Создан комплекс нормативных и методических документов, которые регламентируют применение и актуализацию процессов электронного обучения.

– Какую технологическую базу необходимо создать вузу, решившему внедрить систему электронного обучения?

ГЕРАСИМОВ Антон Владимирович, проректор по информационным системам в обучении Академии МУБиНТ

ГЕРАСИМОВ А.В.: – В нашей академии ядро вычислительной сети построено на отказоустойчивом стеке коммутаторов с каналами связи в 20 Гбайт, что позволяет реализовать технологии, необходимые для гарантированного качества передачи информации. Вычислительная инфраструктура, представляющая собой гибридное облако, включает в себя отказоустойчивый кластер серверов с высокой степенью виртуализации, что дает мощные и гибкие вычислительные ресурсы. Кроме того, предоставление образовательных услуг в электронном виде требует высокого уровня информатизации процессов вуза в части подготовки и организации образовательного процесса, административных задач управления в единой информационной среде между головным вузом и филиалами. Программно-­технологический комплекс позволяет создать электронную информационно­-образовательную среду (ЭИОС), в состав которой входят комплексная система управления учебным заведением, электронная библиотека, учебный портал с личными кабинетами студентов и преподавателей, LMS-система (система управления обучением. – Прим. ред.), сервер видеотелеконференций. LMS-система, наряду с обеспечением функций контроля и сбора обширной аналитики по всей учебной истории каждого участника образовательного процесса, обеспечивает доступ к ресурсам электронной библиотеки, а также является репозиторием электронных учебно-методических комплексов (е-­УМК), электронных учебных модулей по дисциплинам, базы тестов, предназначенных для проведения регламентированных мероприятий контроля.

– Сегодня многие вузы обладают мощными техническими средствами и информационно-­технологической инфраструктурой. Но достаточно ли этого для реализации электронного обучения?

РИЦКОВА Татьяна Игоревна, начальник отдела информационно-образовательных технологий Академии МУБиНТ

РИЦКОВА Т.И.: – ИТ-инфраструктура, ЭИОС – это неотъемлемые составляющие реализации учебного процесса в технологиях электронного обучения. Но для эффективного использования электронной информационно-­образовательной среды необходимо документально регламентировать все процессы и схему взаимодействия сотрудников, подготовить и обучить персонал. В академии разработан пакет нормативных документов, в который входят «Положение об организации учебного процесса на базе комплексного применения технологий электронного обучения», «Положение об ЭИОС», «Положения о е­-УМК и электронных образовательных ресурсах», рабочие регламенты основных и вспомогательных процессов и прочие. Все сотрудники в своей деятельности руководствуются этими документами, предварительно пройдя тестирование на их знание. Особого внимания заслуживает вопрос о создании электронных учебно-методических комплексов, ведь именно их качество во многом определяет и качество учебного процесса в целом. Мы используем современные редакторы электронных курсов Adobe Presenter и CourseLab, которые позволяют создавать и публиковать е­-УМК на сервере LMS-системы, что является необходимым условием для оперативной актуализации учебных материалов. В нашем вузе созданы лаборатория электронного контента и медиа­студия. Здесь преподаватели под руководством специалистов лаборатории и технических консультантов создают е-­УМК, электронные учебные модули, учебные видео­ролики. Требования к создаваемым учебным материалам регламентированы в «Положении об электронном учебно-методическом комплексе и электронных образовательных ресурсах». В учебном процессе активно используются видеотелеконференции для проведения вебинаров, обзорных лекций, консультаций и более сложных междисциплинарных учебных мероприятий с участием студентов и преподавателей филиальной сети и внешних экспертов.

– В СМИ нередко дискутируется тема сомнительного качества дистанционного обучения. Насколько обоснована подобная точка зрения?

ВИЗЕР Любовь Николаевна, проректор по учебной работе Академии МУБиНТ, кандидат химических наук, доцент

ВИЗЕР Л.Н.: – Электронное обучение – это технология реализации полноценного учебного процесса, а не его урезанный аналог. При этом неукоснительно соблюдаются все нормативные требования, предъявляемые к организации образовательной деятельности: выполнение учебного плана, привлечение высококвалифицированных педагогических работников, предоставление постоянно актуализируемых учебно-методических материалов. Важным фактором является контроль со стороны вуза над процессом освоения студентами образовательных программ, поскольку здесь действуют те же правила, что и при классическом способе обучения: своевременность и успешность прохождения аттестаций, практики, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Неотъемлемой частью учебного процесса является сопровождение студентов сотрудниками деканата и подготовленными тьюторами. Это консультации по организации учебного процесса, вопросам работы в ЭИОС и личном кабинете студента, проведение анкетирования и мониторинга удовлетворенности студентов и другое.

– Электронные ресурсы вуза значительно упрощают студентам процесс обучения. А каким образом новые технологии позволяют уже работающим специалистам получить новые компетенции?

ГАЙНУТДИНОВА Людмила Ивановна, директор высшей школы менеджмента и инноваций Академии МУБиНТ, кандидат экономических наук, доцент

ГАЙНУТДИНОВА Л.И.: – Первый опыт системного использования технологий электронного обучения мы получили в 2009-2010 годах в рамках проекта по развитию управленческих компетенций государственных и муниципальных служащих Ярославской области. На основе авторских материалов А.Л. Гапоненко, профессора РАНХиГС при Президенте РФ, нами разработан электронный учебно-методический комплекс по теме «Основы государственного и муниципального управления» объемом 240 академических часов. В течение двух месяцев подготовку по этому курсу прошло более 1,3 тыс. государственных гражданских служащих. Процесс обучения сопровождался тьюторской поддержкой по содержательным и техническим аспектам работы с электронным учебником. Электронная информационно­-образовательная среда обеспечила функцию контроля процессов и состояния обучения каждого слушателя и дала возможность получения аналитики для корректировки совместных действий и управления учебным процессом как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Опыт электронного обучения сегодня используется в проекте по обучению основам правовых знаний с использованием е-­УМК, созданного в сотрудничестве с юристами Правительства Ярославской области, в форме смешанного обучения, при котором аудиторная работа слушателя с преподавателями-экспертами поддерживается качественным учебным контентом. Он включает образовательную программу, презентации, материалы для углубленного изучения, тесты для самопроверки, задания для самостоятельной работы, мультимедийное представление лекционных занятий. Отработаны технологии создания качественных электронных учебников, апробированы бизнес-процессы повышения квалификации на основе технологии электронного и смешанного обучения и обеспечены методические, организационные и технологические условия для тиражирования нашего опыта в образовательные организации.

– Использование современных технологий легко дается молодым и работающим. Однако электронные технологии, вероятно, могли бы во многом помочь и людям старшего возраста? Правда, пенсионерам освоение компьютерных технологий дается непросто.

ГАГАРИНА Александра Васильевна, директор департамента дополнительного профессионального образования Академии МУБиНТ, кандидат экономических наук

ГАГАРИНА А.В.: – Опыт академии по реализации программ обучения компьютерной грамотности лиц третьего возраста свидетельствует об обратном. С 2010 года вуз активно участвует в реализации стратегии развития области в части информатизации региона и ликвидации цифрового неравенства. Областная целевая программа «Развитие информационного общества в Ярославской области» на 2014-2016 годы предусматривает масштабное обучение граждан владению основами информационных технологий. Среди приоритетных категорий населения наибольшую потребность в обучении имеют такие социально незащищенные слои населения, как пенсионеры и инвалиды. За четыре прошедших года академией были открыты 27 интеллектуальных сервисных центров в муниципальных образованиях региона. Обучение прошли свыше 8 тыс. граждан. Хорошо зная возрастные особенности слушателей центров, специалисты академии разработали сайт www.social-it.ru, на котором размещены информационные и учебные материалы, выполняющие роль методического сопровождения и актуализации освоенного слушателями материала.

Многие пенсионеры рассматривают возможность продолжения трудовой деятельности. С этой целью мы планируем организовать электронное обучение по программам профессиональной переподготовки этой категории граждан по наиболее востребованным специальностям.

– Безусловно, опыт Академии МУБиНТ в реализации электронного обучения представляет интерес для вузов страны. Что же сдерживает широкое применение технологий электронного обучения?

ИВАНОВ В.С.: – В значительной степени внедрение электронного обучения определяется наличием лидера, подготовленной профессиональной команды и выработанной в образовательной организации стратегии электронного обучения.

Важным фактором является синхронизация показателей лицензирования, аккредитации и мониторинга образовательных организаций, реализующих электронное обучение. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы, в частности, регламентирующих документов, касающихся деятельности филиалов образовательной организации, которая реализует учебный процесс с применением технологий электронного обучения. Необходимо обратить внимание и на развитие сетевого взаимодействия вузов и использования возможностей государственно-частного партнерства в реализации электронного обучения, в том числе в создании качественного электронного контента.

Политика Министерства образования и науки РФ, итоги работы межведомственной рабочей группы под руководством О.Ю. Голодец, позиция Рособрнадзора позволяют надеяться на успешное решение задач развития электронного обучения в России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-73, дискуссия, академия МУБиНТ, электронное обучение, информационные технологии

Похожие материалы:
Международная олимпиада «IT - планета 2013/2014»
IT – глобальный вызов для исторической науки
Обучение в сети
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
Инфокоммуникационной отрасли необходимы высококвалифицированные кадры
«Всеобъемлющий интернет»: накануне подключения…
Информационная безопасность: вектор движения
ДПО: точка отсчета – потребности в компетенциях
В КФУ проходит Международная научно-практическая конференция ИТОН-2012
Как решить проблемы информационной безопасности знают в ВолГУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#105Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
#111Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#106Госполитика по достижению национальных целей развития РФ
#112Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ