Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Пятигорский лингвистический университет наращивает экспорт образовательных услуг

В Пятигорском государственном лингвистическом университете уверенно наращивают экспорт образовательных услуг. Это важнейшее направление, относимое руководством вуза к приоритетам развития ПГЛУ, удалось сделать интегративным, сквозным, пронизывающим все стороны деятельности университета.

Просмотров: 2921

Семестр за рубежом

Экспортный потенциал ПГЛУ далеко не исчерпан. «К 2015 году мы ставим задачу увеличить этот показатель как минимум до 7 процентов. И для такого оптимизма есть вполне веские основания, подкрепленные выполнением конкретных задач программы «Интеграция ПГЛУ в Болонский процесс, в мировое образовательное и научное пространство (магистральные направления) на 2008-2012 годы», – уточняет Александр ГОРБУНОВ, ректор университета, кандидат исторических наук, профессор, член Академии педагогических и социальных наук.

Начало традиции

Требования мира, вступившего на путь глобализации, отчетливо проявляются и в сфере международного образования. Они диктуют настоятельную необходимость эффективного использования имеющегося потенциала российских вузов в плане наращивания экспорта образовательных услуг, создания и реализации на международном образовательном рынке конкурентного продукта, совершенствования практики деятельности вузовских международных служб.

В университете ведут отсчет традиции подготовки специалистов из числа иностранных граждан с 1968 года, когда в Пятигорск по государственной линии прибыли первые группы студентов из-за рубежа. В отдельные последующие годы численность обучавшихся в ПГЛУ иностранных студентов достигала 450 человек, здесь проходили подготовку граждане 62 государств. Сегодня выпускники пятигорской альма-матер живут и работают в 82 странах практически всех континентов.

Сложный для страны период 90-х, сворачивание государственной поддержки и регулирования этой сферы, да и изменившийся геополитический расклад в мировой политике внесли свои, порой разрушительные коррективы, резко сократив возможности и объем подготовки специалистов для зарубежных стран. Тем не менее даже в этих условиях удалось сохранить добрые традиции, не растерять накопленный опыт и на этой основе смело отправиться в самостоятельное плавание по просторам мирового рынка образовательных услуг, последовательно создавая и наращивая новые возможности.

Если в 1999 году в университете проходили подготовку 24 иностранных гражданина, то к 2004 году их контингент вырос до 54 из 9 стран. В 2010-2011 учебном году в институтах и высших школах, на курсах ПГЛУ обучалось уже 168 студентов из 26 стран – 4,6 процента от общего количества студентов вуза. Причем примечательной особенностью становится заметный рост числа воспользовавшихся образовательными услугами ПГЛУ граждан не только из развивающихся стран, но и ведущих государств – США, Франции, Испании, Германии, Италии, Великобритании, включая студентов Оксфордского университета, что свидетельствует о крепнущем авторитете пятигорской высшей школы.

Креативность плюс инновационность

Программа «Интеграция ПГЛУ в Болонский процесс, в мировое образовательное и научное пространство (магистральные направления) на 2008-2012 годы» получила теперь импульс в новой редакции – на период до 2020 года, а также в 30 экспортноориентированных проектах Комплексной инновационной программы ПГЛУ «ПРОФИ-СОЦИЛИНГВА» на 2011-2015 годы, реализуемых кафедрами, институтами и высшими школами университета.

Как и в других направлениях вузовской жизни и деятельности, позитивная динамика её международной составляющей, в том числе в части экспорта образовательных услуг, определяется сегодня прежде всего креативностью подходов и инновационностью идей.

Наряду с традиционной формой образовательного экспорта – обучением в стенах ПГЛУ – в рамках расширения академической мобильности начата реализация концепции «семестр за рубежом». Реализуемая в сотрудничестве с вузами-партнерами Испании, Франции, Италии, она дает студентам из этих стран возможность интернационализации профессиональной подготовки в течение семестра в Пятигорске, приобщения к достижениям российской высшей школы, получения не только аудиторных знаний, но и необходимого опыта в ходе стажировок и практики в секторе реальной экономики. Понятно, что аналогичный опыт получают и российские студенты – участники подобных программ.

Партнерские связи

Инновационной моделью сотрудничества стали партнерские связи с Асьютским университетом Арабской Республики Египет. Открытие с помощью ПГЛУ и при содействии фонда «Русский мир» в Асьюте центра изучения русского языка (2008) стало сердцевиной этого партнерства. Создание учебно-методического и библиотечного фонда, направление преподавателей-русистов ПГЛУ для работы в центре обеспечило подготовку более 400 египетских студентов. Традицией стали летние курсы русского языка и культуры, проводимые в ПГЛУ для лучших выпускников центра. А с 2010 года в практику работы введена выдача выпускникам совместного сертификата ПГЛУ и Асьютского университета, что обусловило для многих египетских студентов возможность работы в туристическом бизнесе Египта.

Благодаря инициативе ПГЛУ и направлению пятигорских специалистов в Китай программа русского языка введена и в Чанчуньском педагогическом университете. А по совместной с этим вузом программе двойных дипломов, первый выпуск которой состоялся в 2011 году, сегодня специальностью преподавателя русского языка овладевают в Пятигорске 13 китайских студентов, одновременно более 30 молодых жителей Пятигорска готовятся к получению дипломов бакалавров китайского вуза.

При обоюдной заинтересованности программы двойных дипломов подготовлены и с университетами Франции, Испании и Италии. Учитывая, что в целом у ПГЛУ сегодня 37 зарубежных партнеров – вузов и образовательных центров – здесь видятся хорошие перспективы дальнейшего развития проектов, обуславливающих расширение академической мобильности как иностранных, так и российских студентов.

Координаторы интернационализации

Дальнейшее развитие в области экспортноориентированных проектов обеспечивает создание преподавателями ПГЛУ модулей специализированных предметных курсов на английском и французском языках для студентов, магистрантов и аспирантов из-за рубежа. Это расширяет диапазон образовательного экспорта. От иностранных граждан в этом случае не требуется уверенное владение русским языком, но им предоставляется возможность получения знаний по истории, политологии, международным отношениям, связям с общественностью, культурологии, страноведению и другим дисциплинам. Такой подход нами апробирован и подтвердил свою востребованность и целесообразность.

С сентября 2012 года начнет работу общеуниверситетский институт международных программ, призванный стать учебно-методическим и координирующим это направление центром. Зарубежным гражданам будут предоставлены широкие возможности овладения теми или иными направлениями подготовки на иностранных языках, обеспечено информационное сопровождение в Интернет-пространстве.

Уверенный взгляд в будущее международных связей университета, в частности экспорта образовательных услуг, основывается и на его укрепляющихся позициях в мировом образовательном пространстве. Сегодня ПГЛУ является полноправным членом Международной ассоциации университетов (IAU), Ассоциации вузов с образовательными программами по туризму (EURHODIP), Консорциума гуманитарных университетов стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, Национальной ассоциации коммуникации США, соучредителем Международной ассоциации прикладных языков, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Использование этих завоеванных университетом позиций также предоставляет новые возможности и перспективы расширения экспорта образовательных программ, предлагаемых университетом.

С полным основанием можно сказать, что эффективность работы, осуществляемой в инновационном поле, во многом определяется оптимальностью управленческой структуры международных служб вуза.

В организационном плане это направление укреплено благодаря созданию в 2010 году во всех институтах и высших школах университета системы координаторов интернационализации и развития международного сотрудничества в ранге заместителей первых руководителей, одновременно входящих по должности в структуру управления международных связей вуза и являющихся его сотрудниками. Это позволило не только оптимизировать схему организации деятельности этой сферы, но и обеспечить позитивную динамику повседневной работы, способствовало заметному росту международной составляющей в работе всех подразделений.

Не будет преувеличением сказать, что это важнейшее направление, относимое руководством вуза к приоритетам развития ПГЛУ, удалось сделать интегративным, сквозным, пронизывающим все стороны деятельности университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: экспорт образовательных услуг
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Интернационализация российского образования
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы
Экспорт образования: мяч на университетском поле?
Шестая волна российской эмиграции
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ