Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Пятигорский лингвистический университет наращивает экспорт образовательных услуг

В Пятигорском государственном лингвистическом университете уверенно наращивают экспорт образовательных услуг. Это важнейшее направление, относимое руководством вуза к приоритетам развития ПГЛУ, удалось сделать интегративным, сквозным, пронизывающим все стороны деятельности университета.

Просмотров: 2880

Семестр за рубежом

Экспортный потенциал ПГЛУ далеко не исчерпан. «К 2015 году мы ставим задачу увеличить этот показатель как минимум до 7 процентов. И для такого оптимизма есть вполне веские основания, подкрепленные выполнением конкретных задач программы «Интеграция ПГЛУ в Болонский процесс, в мировое образовательное и научное пространство (магистральные направления) на 2008-2012 годы», – уточняет Александр ГОРБУНОВ, ректор университета, кандидат исторических наук, профессор, член Академии педагогических и социальных наук.

Начало традиции

Требования мира, вступившего на путь глобализации, отчетливо проявляются и в сфере международного образования. Они диктуют настоятельную необходимость эффективного использования имеющегося потенциала российских вузов в плане наращивания экспорта образовательных услуг, создания и реализации на международном образовательном рынке конкурентного продукта, совершенствования практики деятельности вузовских международных служб.

В университете ведут отсчет традиции подготовки специалистов из числа иностранных граждан с 1968 года, когда в Пятигорск по государственной линии прибыли первые группы студентов из-за рубежа. В отдельные последующие годы численность обучавшихся в ПГЛУ иностранных студентов достигала 450 человек, здесь проходили подготовку граждане 62 государств. Сегодня выпускники пятигорской альма-матер живут и работают в 82 странах практически всех континентов.

Сложный для страны период 90-х, сворачивание государственной поддержки и регулирования этой сферы, да и изменившийся геополитический расклад в мировой политике внесли свои, порой разрушительные коррективы, резко сократив возможности и объем подготовки специалистов для зарубежных стран. Тем не менее даже в этих условиях удалось сохранить добрые традиции, не растерять накопленный опыт и на этой основе смело отправиться в самостоятельное плавание по просторам мирового рынка образовательных услуг, последовательно создавая и наращивая новые возможности.

Если в 1999 году в университете проходили подготовку 24 иностранных гражданина, то к 2004 году их контингент вырос до 54 из 9 стран. В 2010-2011 учебном году в институтах и высших школах, на курсах ПГЛУ обучалось уже 168 студентов из 26 стран – 4,6 процента от общего количества студентов вуза. Причем примечательной особенностью становится заметный рост числа воспользовавшихся образовательными услугами ПГЛУ граждан не только из развивающихся стран, но и ведущих государств – США, Франции, Испании, Германии, Италии, Великобритании, включая студентов Оксфордского университета, что свидетельствует о крепнущем авторитете пятигорской высшей школы.

Креативность плюс инновационность

Программа «Интеграция ПГЛУ в Болонский процесс, в мировое образовательное и научное пространство (магистральные направления) на 2008-2012 годы» получила теперь импульс в новой редакции – на период до 2020 года, а также в 30 экспортноориентированных проектах Комплексной инновационной программы ПГЛУ «ПРОФИ-СОЦИЛИНГВА» на 2011-2015 годы, реализуемых кафедрами, институтами и высшими школами университета.

Как и в других направлениях вузовской жизни и деятельности, позитивная динамика её международной составляющей, в том числе в части экспорта образовательных услуг, определяется сегодня прежде всего креативностью подходов и инновационностью идей.

Наряду с традиционной формой образовательного экспорта – обучением в стенах ПГЛУ – в рамках расширения академической мобильности начата реализация концепции «семестр за рубежом». Реализуемая в сотрудничестве с вузами-партнерами Испании, Франции, Италии, она дает студентам из этих стран возможность интернационализации профессиональной подготовки в течение семестра в Пятигорске, приобщения к достижениям российской высшей школы, получения не только аудиторных знаний, но и необходимого опыта в ходе стажировок и практики в секторе реальной экономики. Понятно, что аналогичный опыт получают и российские студенты – участники подобных программ.

Партнерские связи

Инновационной моделью сотрудничества стали партнерские связи с Асьютским университетом Арабской Республики Египет. Открытие с помощью ПГЛУ и при содействии фонда «Русский мир» в Асьюте центра изучения русского языка (2008) стало сердцевиной этого партнерства. Создание учебно-методического и библиотечного фонда, направление преподавателей-русистов ПГЛУ для работы в центре обеспечило подготовку более 400 египетских студентов. Традицией стали летние курсы русского языка и культуры, проводимые в ПГЛУ для лучших выпускников центра. А с 2010 года в практику работы введена выдача выпускникам совместного сертификата ПГЛУ и Асьютского университета, что обусловило для многих египетских студентов возможность работы в туристическом бизнесе Египта.

Благодаря инициативе ПГЛУ и направлению пятигорских специалистов в Китай программа русского языка введена и в Чанчуньском педагогическом университете. А по совместной с этим вузом программе двойных дипломов, первый выпуск которой состоялся в 2011 году, сегодня специальностью преподавателя русского языка овладевают в Пятигорске 13 китайских студентов, одновременно более 30 молодых жителей Пятигорска готовятся к получению дипломов бакалавров китайского вуза.

При обоюдной заинтересованности программы двойных дипломов подготовлены и с университетами Франции, Испании и Италии. Учитывая, что в целом у ПГЛУ сегодня 37 зарубежных партнеров – вузов и образовательных центров – здесь видятся хорошие перспективы дальнейшего развития проектов, обуславливающих расширение академической мобильности как иностранных, так и российских студентов.

Координаторы интернационализации

Дальнейшее развитие в области экспортноориентированных проектов обеспечивает создание преподавателями ПГЛУ модулей специализированных предметных курсов на английском и французском языках для студентов, магистрантов и аспирантов из-за рубежа. Это расширяет диапазон образовательного экспорта. От иностранных граждан в этом случае не требуется уверенное владение русским языком, но им предоставляется возможность получения знаний по истории, политологии, международным отношениям, связям с общественностью, культурологии, страноведению и другим дисциплинам. Такой подход нами апробирован и подтвердил свою востребованность и целесообразность.

С сентября 2012 года начнет работу общеуниверситетский институт международных программ, призванный стать учебно-методическим и координирующим это направление центром. Зарубежным гражданам будут предоставлены широкие возможности овладения теми или иными направлениями подготовки на иностранных языках, обеспечено информационное сопровождение в Интернет-пространстве.

Уверенный взгляд в будущее международных связей университета, в частности экспорта образовательных услуг, основывается и на его укрепляющихся позициях в мировом образовательном пространстве. Сегодня ПГЛУ является полноправным членом Международной ассоциации университетов (IAU), Ассоциации вузов с образовательными программами по туризму (EURHODIP), Консорциума гуманитарных университетов стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, Национальной ассоциации коммуникации США, соучредителем Международной ассоциации прикладных языков, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Использование этих завоеванных университетом позиций также предоставляет новые возможности и перспективы расширения экспорта образовательных программ, предлагаемых университетом.

С полным основанием можно сказать, что эффективность работы, осуществляемой в инновационном поле, во многом определяется оптимальностью управленческой структуры международных служб вуза.

В организационном плане это направление укреплено благодаря созданию в 2010 году во всех институтах и высших школах университета системы координаторов интернационализации и развития международного сотрудничества в ранге заместителей первых руководителей, одновременно входящих по должности в структуру управления международных связей вуза и являющихся его сотрудниками. Это позволило не только оптимизировать схему организации деятельности этой сферы, но и обеспечить позитивную динамику повседневной работы, способствовало заметному росту международной составляющей в работе всех подразделений.

Не будет преувеличением сказать, что это важнейшее направление, относимое руководством вуза к приоритетам развития ПГЛУ, удалось сделать интегративным, сквозным, пронизывающим все стороны деятельности университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-54, акцент, пятигорский государственный лингвистический университет, экспорт образования

Похожие материалы:
Экспорт образования: мяч на университетском поле?
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов
Экспресс-форум: экспорт образовательных услуг
Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Шестая волна российской эмиграции
Интернационализация российского образования
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
#99Современные подходы к оценке качества образования в России и мире
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#94Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний