Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Эксперт в области цифровой гуманитаристики Динара Гагарина: «Надо сломать стены между разными областями знаний»

Главный редактор портала «Занимательная робототехника», доцент ВШЭ Динара Гагарина посетила БФУ им. И. Канта. В интервью она рассказала о том, чем гуманитарию может быть полезен искусственный разум, почему вечный, казалось бы, спор между физиками и лириками  постепенно перестает быть актуальным и на кого следует учиться для того, чтобы добиться успеха в полностью роботизированном будущем.

Просмотров: 85

Главный редактор портала «Занимательная робототехника», доцент Высшей школы экономики Динара Гагарина посетила БФУ им. И. Канта. Сейчас она преподает на новой магистерской программе «Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях» института гуманитарных наук. В интервью она рассказала о том, чем гуманитарию может быть полезен искусственный разум, почему вечный, казалось бы, спор между физиками и лириками постепенно перестает быть актуальным и на кого следует учиться для того, чтобы добиться успеха в полностью роботизированном будущем.

- Динара, в сферу ваших научных интересов помимо всего прочего входит цифровая гуманитаристика. Что это такое?

- Это междисциплинарное направление на стыке гуманитарных и точных наук. В каждой гуманитарной науке есть свои методы, свои кейсы, связанные с компьютерными исследованиями. Но с начала 2000-х годов они стали объединяться под общим названием - digital humanities.

6R1A2247.jpg


- А как исследования выглядят в практическом плане? Как объединить современные информационные технологии и классическое гуманитарное знание?

- Что нам нужно для того, чтобы начать использовать цифровые технологии? Не важно где - в точных науках или в гуманитарных? Или в творчестве? Нам нужно некоторым образом формализовать знание, закодировать его таким образом, чтобы компьютер смог обрабатывать эти данные. Так мы создаём новый эффективный инструмент. И теперь, когда он существует, то, что раньше делали вручную, можно делать автоматически.

При этом объем обрабатываемой информации значительно увеличивается, можно анализировать огромные текстовые, статистические и визуальные массивы. Это открывает очень широкие перспективы для развития корпусной лингвистики, экономической истории.

В 1993 году американский экономист Роберт Фогель получил Нобелевскую премию за исследования, в которых применялись цифровые технологии.

Принципиально меняется историческая демография. Появляются совершенно другие возможности для обработки источников, в частности - переписей населения. Можно вернуться к документам, из которых уже, как казалось, почерпнута вся информация, и обработать их заново.
В последние годы благодаря цифровым технологиям активно развивается стилометрия.
Теперь мы можем определять или проверять авторство текстов. Алгоритм сравнивает их стиль со стилем уже известных произведений и выдает результат.

Разумеется, интерпретировать ответ должен специалист- филолог, историк, литературовед. И да, наличие цифрового помощника не отменяет использования традиционных гуманитарных методов, классического гуманитарного знания.

- То есть, физики еще не окончательно победили лириков?

- Нет, конечно. Этот спор вообще скоро перестанет быть актуальным, потому что сегодня науки имеют тенденцию к сближению и прорывы происходят на стыке разных областей знаний.

Проблема заключается в том, что система образования по инерции поддерживает разделение между науками. Между ними словно стоит высокая стена, которую, я уверена, надо разрушить для того, чтобы появилась возможность двигаться вперед. Хочу отметить, что руководство БФУ им. И. Канта это хорошо понимает. Именно поэтому здесь создан Центр социально-гуманитарной информатики, где на магистерской программе учатся историки, филологи, документоведы.

Такое междисциплинарное сотрудничество развивается далеко не во всех российских университетах. Ваш вуз определенно находится в авангарде этого движения и является примером для остальных. Кстати, создание таких крупных структур, как Институт гуманитарных наук, где мы сейчас беседуем, это тоже хороший пример междисциплинарной интеграции.

Ведь барьеры стоят не только между гуманитариями и технарями. Их много и между представителями достаточно близких направлений.
Раньше у вас историки были отдельно, филологи - отдельно, а теперь они не варятся каждый исключительно в собственном соку. И это хорошо.

- Одно из направлений вашей деятельности - робототехника. Как вы ей увлеклись?

- Робототехника - это совершенно отдельный проект. Сначала интерес к этой области проявил мой ребенок, а потом и я.
Ну, а затем все это вылилось в создание в 2014 году узкопрофильного СМИ - «Занимательная робототехника».
Сегодня это один из самых популярных интернет-порталов в области робототехники в России. У нас есть каталог кружков, календарь мероприятий, новости робототехники и учебные курсы.
 

- Продолжая разговор о роботах и вообще об искусственном интеллекте …В последней время и в научной, и в творческой среде выдвигаются разного рода версии того, как эти технологии будут развиваться и чем это нам грозит. Каково ваше мнение на этот счет?

- Трудно сказать по какому сценарию пойдет развитие событий. Например, известный американский футуролог, который работает в компании Google, Рей Курцвейл полагает, что через пару-тройку десятков лет сотрется грань между биологическим и техническим, и все мы превратимся киборгов.

Уже сегодня многие, в частности, люди с ограниченными возможностями, используют разного рода приспособления вроде экзоскелетов, которые управляются, по сути, силой мысли. Это уже не фантастика. Это реальность. Возможно, в ближайшем будущем замена любого органа человеческого тела на новый станет делом обычным и вполне доступным.
Прогресс определенно ускоряется. Мир стремительно меняется на наших глазах. Промежутки между открытиями, которые кардинальным образом меняют жизнь людей, становятся всё короче и короче. Тот же Google появился всего каких-то 20 лет назад. 15 лет назад сотовые телефоны были далеко не у всех. Сегодня же мы не можем представить себе жизни без этих устройств.

- А вот другой известный футуролог - израильтянин Юваль Ной Харрари - смотрит в будущее более пессимистично. Он полагает, что развитие искусственного интеллекта будет способствовать порабощению человека и росту социального неравенства.

- Мне очень нравится Харрари и его первая книга «Sapiens. Краткая история человечества». Она много дает для понимания того, что такое человек и чем он отличается от животного. А отличается он помимо всего прочего целым набором ритуалов, которые пока невозможно повторить роботу. Харрари напрямую не пишет об этом, но такой вывод напрашивается сам собой.
Что же касается его книги, в которой он делает мрачный прогнозы по поводу развития искусственного интеллекта, то могу сказать, что технофобии всегда преследовали человечество. Вспомним, как люди ломали первые промышленные станки. Они переживали за свое будущее, они думали, что не выдержат конкуренцию с машинами. Иногда эти опасения были обоснованны, иногда - нет.

- Сегодня тоже многие опасаются конкуренции со стороны роботов. Представители каких профессий, на ваш взгляд, находятся в зоне риска? Кому в ближайшее время придется переквалифицироваться?

- Думаю, многим. Очень многим. Всё, что можно каким-то образом автоматизировать, будет автоматизировано. Всё, что сегодня делают юристы, бухгалтеры, парикмахеры, некоторые журналисты и педагоги - будут делать роботы.
Правда, процесс роботизации не везде будет идти равномерно. Там, где человеческий труд дешев, он затянется, там, где дорог - всё пройдет достаточно быстро.

У людей появится масса свободного времени и возможность заниматься тем, что им на самом деле интересно. Жить же они будут на безусловный базовый доход. Но не всех специалистов получится быстро заменить роботами. Знаете, кто, по мнению ученых, продержится дольше всех? Сиделки, воспитатели детских садов, учителя начальной школы и медсестры. Вот даже не врачи - их как раз частично можно заменить алгоритмами - а именно медсестры. Их труд очень трудно формализовать. В нем очень много индивидуального, личного.
Ну, а еще будут востребованы специалисты, которые умеют работать с роботами, в том числе - цифровые гуманитарии. Без их помощи чистые технари не справятся, потому что придется выстраивать отношения между роботами и людьми, а тут необходимы глубокие знания о человеке.

- А что будет с творческими профессиями? Научатся ли роботы писать хорошие романы и картины с глубоким смыслом?

- Они уже сейчас многое умеют. Искусственная нейронная сеть может создать, например, некий микс, в стиле Толстого и Достоевского, написать музыкальные произведение, скомпилировав стиль произведений великих композиторов. Творчество ли это? Тут можно спорить.
Ответ совсем не очевиден. Как, впрочем, и в случае с живыми писателями и художниками эпохи постмодернизма. Они придумали что-то новое или просто переработали уже существующее?

Как бы то ни было, искусственные нейронные сети совершенствуются в этом направлении стремительно. Уже сейчас они легко определяют содержание и стиль картины. За несколько секунд они способны нарисовать ваш портрет в стиле Кандинского или Пикассо. В известном смысле это прорыв. А что будет потом - не знает, по большому счету, никто.

- Но как в этой неопределенности строить свое будущее и к чему готовить детей?

- Нужно заниматься тем, что тебе нравится, именно это с большой вероятностью у тебя будет получаться лучше всего. Если ребенок любит танцевать, следует поощрять это увлечение, если ему нравится заниматься историей, пусть занимается историей. Не надо насильно делать из него программиста. Но, с другой стороны, надо рассказывать ребенку о том, что программисты есть и что каждый может им стать, даже если в школе ему твердят, что он гуманитарий.

Нет ни одной профессии, которая будет гарантировано востребована в будущем. Даже труд сиделок возможно когда-нибудь будет полностью автоматизирован. А работа программиста будет автоматизирована значительно быстрее.

Поэтому не стоит гадать. Надо развивать те способности, которые у вас (или у ваших детей) есть. Только так можно стать хорошим профессионалом и удачно конкурировать с роботами.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Финал «IT-Планета 2012/2013»
Михаил Калашников – человек и университет
Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли
В БФУ им. И. Канта открылась лаборатория «Интеллектуальная робототехника»
В НГПУ прошел семинар по использованию SMART-технологий
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
Правительство Республики Татарстан выделяет грант в 1 миллион долларов на IT-исследования
Интернет-олимпиада «Информационные технологии в сложных системах»
37-я конференция-школа "Информационные технологии и системы"
Лучшие в истории России на ABU Robocon

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ