Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ЦЭНКИ: выпускникам не хватает компетенций

В беседе с нашим корреспондентом начальник отдела подготовки кадров Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») Марина ИГОЛКИНА рассказала о перспективах использования такой системы подготовки инженеров в аэрокосмической отрасли.

Просмотров: 3376

ЦЭНКИ: свои кадры растим сами

ИГОЛКИНА Марина Ивановна – начальник отдела подготовки кадров Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ»), кандидат педагогических наук.
Родилась в 1959 году в городе Бронницы Московской области. Окончила в 1982 году Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, инженер-механик (гироскопические приборы и устройства), с отличием Академию повышения квалификации переподготовки работников образования РФ по программе «Управление образованием», специализация «Менеджмент в образовании». Работала библиотекарем, лаборантом, инженером. С 1989 по 2009 годы – заместитель декана приборостроительного факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана. С 2009 по апрель 2011 годы – заместитель начальника отдела подготовки кадров ФГУП «ЦЭНКИ», в настоящее время начальник отдела.
Область научных интересов – педагогика, психология.
Хобби: разведение цветов на даче
Замужем, двое сыновей и двое внуков.

С начала XIX века в России последовательно формировалась особая система подготовки инженерных кадров, занявшая со временем передовые позиции в мире по большинству отраслей. Для «русской школы» характерно сочетание фундаментального политехнического теоретического образования с научно-производственной и практической работой, когда специалисты обучаются непосредственно на производстве и имеют возможность тут же, на деле, опробовать освоенные знания.

В беседе с нашим корреспондентом начальник отдела подготовки кадров Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») Марина ИГОЛКИНА рассказала о перспективах использования такой системы подготовки инженеров в аэрокосмической отрасли.

– Марина Ивановна, одной из главных проблем в области подготовки квалифицированных инженерных кадров называют прерывание связей между высшей школой и предприятиями – если можно так выразиться, безадресность подготовки специалиста. Что об этом думаете вы?

– В ЦЭНКИ с кадрами дела обстоят неплохо. В МГТУ им. Н.Э. Баумана есть пять отраслевых факультетов, которые работают непосредственно на территории базовых предприятий, в том числе и нашего. Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) расценивает приборостроительный факультет как отраслевой – свои кадры мы растим сами. Такая форма взаимодействия вуза и предприятия отличается тем, что практика, которая у студентов классической формы обучения проходит летом, у нас осуществляется на протяжении всего года. Два года молодые люди учатся по классической форме обучения, а начиная с третьего курса, их распределяют по базовым предприятиям, вплоть до зачисления в штат на неполную рабочую неделю. Таким образом, студенты становятся полноценными сотрудниками на производстве. С третьего по шестой курсы они работают два-три раза в неделю, проходя на предприятиях непрерывную научно-производственную практику.

Наше руководство к этому относится очень серьезно: каждый молодой специалист сразу получает рабочее место, оборудованное компьютером, за каждым из них закрепляется наставник. И студент, начиная изучать специальные предметы, помимо освоения теории, получает еще и большой практический опыт, перенимает опыт старших товарищей.

– Каким образом отбираются специалисты в ЦЭНКИ, на что вы ориентируетесь, на какие критерии? Хватает ли выпускникам полученных в вузе компетенций?

– Нет, совсем не хватает. Сейчас среди студентов очень мало таких, которые осознанно идут учиться на ту или иную специальность и заранее представляют, чем им придется заниматься. Как правило, либо мама с папой подсказали, либо сами за чадо выбрали, куда проще поступить. На вычислительные, компьютерные специальности идут, имея, конечно, хотя бы малейшее представление о том, какая работа предстоит в будущем и в чем ее суть. А на такие фундаментальные специальности, как, например, приборы и системы ориентации стабилизации навигации, еще из советских времен приходят, мало понимая, что это такое. Поэтому и конкурс на данную специальность небольшой. Люди идут учиться, потому что надо куда-то идти, у юношей остро стоит вопрос – или учиться, или в армию. Не хватает им заинтересованности, опыта, знаний.

– С чем это, на ваш взгляд, связано?

– Посмотрите, что происходит: если раньше ребенка спрашивали в первом классе школы о том, кем он хочет быть, то очень многие отвечали – летчиком, космонавтом. Сегодня ни один ребенок этого не скажет, они все хотят быть бизнесменами, банкирами. Поэтому, конечно, надо начинать активную воспитательную работу в школах и вузах, она пока на крайне низком уровне. Мы со своими ребятами, например, в прошлом году на юбилей Победы сделали прекрасное представление на предприятии для наших ветеранов. В этом году подготовили не менее красочное театрализованное представление по книге Александра Романова «Королев»: удовольствие получили и зрители – наши сотрудники, и актеры – молодые специалисты. Но, к сожалению, у нас мало организаций, которые объединяли бы ребят.

– То есть главное – подстегнуть интерес к будущей работе, тогда появится желание учиться и совершенствоваться в своей профессии?

– Совершенно верно. Сейчас есть хорошие программы – целевой набор и целевая аспирантура, и ЦЭНКИ в них активно участвует. Школьникам сначала показываем видеоматериалы, затем, в одиннадцатом классе, приглашаем их на предприятие, в наш музей, рассказываем, показываем – чем занимаемся. Стараемся, чтобы к моменту заключения контракта они уже представляли будущую работу.  Даем возможность пообщаться с молодыми специалистами. Ребята идут с удовольствием к нам.

Наш директор ввел хорошую традицию – предприятие, помимо заработной платы за фактически отработанное время, лучшим студентам платит стипендию. Учитываются и хорошая учеба, и хорошая работа. Порядка 18-20 человек в семестр такие стипендии получают. Из них выбираются лучшие 5-6 человек – к ним присматриваются на протяжении трех-четырех лет. Их отправляют на космодромы, где молодые люди смотрят: как там все происходит, как собирают ракеты, как их запускают – все видят своими глазами.

Мне очень повезло – я езжу руководителем группы, вижу глаза этих ребят... Представляете, что это такое – увидеть запуск ракеты не по телевизору, а вживую? Конечно, такое зрелище дает мощный толчок к пониманию своей сопричастности к тем масштабным работам, которые обеспечивают запуск ракеты. После таких поездок многие пересматривают свое отношение к работе, отрасли. И, как правило, все они продолжают у нас работать.

То же самое – целевая аспирантура. В аспирантуру не все могут попасть из-за того, что не хватило знаний или мало было мест. А вот в прошлом году по целевой аспирантуре у нас поступили 6 человек, в этом году уже 8 изъявили желание учиться в аспирантуре. Эти программы, направленные на омоложение кадрового состава, очень хорошие.

Также считаю, что форма непрерывной практики в образовании очень перспективна, и ее надо обязательно развивать. За четыре года можем посмотреть на кадры, которые учим: кто из претендентов наиболее способен к той или иной деятельности – и, соответственно, помогаем сделать выбор.

А вот из учащихся классической формы обучения после выпуска с кафедры – мы делали за пять последних лет статистический анализ по предприятиям военно-промышленного комплекса – только 2-3 специалиста идут работать по специальности.

– Какими особенными профессиональными, личностными качествами должны обладать выпускники вузов, которые приходят на работу в ЦЭНКИ?

– Должна быть ответственность, способность самостоятельно принимать решения – такой опыт уже должен быть. Замечу, что очень не хватает и такого качества, как умение работать в команде. Раньше в вузе во время учебы друг другу помогали, так было принято. Сейчас этого нет – каждый сам за себя. А в нашей отрасли, чтобы что-то создать, обязательно должна работать слаженная команда единомышленников.

Должна быть в вузе хорошая лабораторная база, не компьютерная. На наших технических специальностях студентам обязательно нужна возможность все посмотреть, «потрогать» своими руками.

– Сейчас много говорят о необходимости воспитания инновационного мышления у молодежи. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Я, например, не очень понимаю – что это за «инновационное мышление». На мой взгляд, должно быть все четко: физика – это физика, математика – это математика, русский – это русский. Необходима хорошо усвоенная образовательная база. Тот фундамент инженерии, который был заложен ранее, к сожалению, рушится. Посмотрите: средний возраст преподавателей – в Бауманке, например, – далеко за «средний».

– Смогут ли молодые специалисты осуществить космические «прорывы», о которых все говорят и все мечтают?

– Совсем одна молодежь? Мое личное мнение – нет.

– С какими трудностями в профессиональном плане они чаще всего сталкиваются, придя на работу в вашу отрасль?

– Основная проблема в том, что сейчас нет среднего (40-50 лет) звена в кадрах. Либо очень молодые, либо очень старые. Молодые стараются использовать в работе современные методы, применяют активно компьютерные технологии. А кадры старой формации не всегда готовы этому учиться. Возникает непонимание. Полагаю кадры среднего звена, могли бы сгладить в какой-то мере эти противоречия.

– Сталкивались ли вы с такой проблемой, как отток молодых кадров за рубеж? Есть мнение, что лучших студентов иностранные компании расхватывают уже на последних курсах вузов.

– Мы с такой проблемой сталкивались – уходят, и хорошие головы уходят, но тут ничего не поделаешь, можно удержать только деньгами. Во главу угла, к сожалению, большинство молодежи ставит заработки.

Вот, скажем, в вузах не контролируется посещаемость, у студента появляется свободное время, и он устраивается уже на младших курсах подрабатывать, даже не будучи специалистом. Хотя на работу он должен бы пойти, только получив диплом, но компании его берут и приглашают, в том числе иностранные. После диплома он продолжает там работать.

Я считаю, что студент должен учиться – прослушивать лекции, работать в библиотеке – сейчас этого, к сожалению, нет. Конечно, студенту нужно иметь средства. Но для заработков раньше ходили вагоны разгружать по ночам. А сейчас студенты работают днем во время учебы. И их без всякого образования берут на должности, то есть провоцируют студентов пропускать занятия в вузе. И вуз не может отчислить прогульщиков. Чтобы мы ни говорили, какие бы требования ни предъявляли, не могут отчислить даже 30 процентов. Все равно начинают «хвостовые» сессии устраивать, тянуть и ставить тройки.

– Не могли бы вы как представитель работодателя сформулировать пожелание профильным вузам? Что требуется более всего: новые специальности, предметы, особая система подготовки или организации практики? Возможен ли заказ на каких-то конкретных специалистов?

– Вы знаете, какие-то конкретные специалисты не нужны. Нужно фундаментальное общетехническое образование. И в учебных планах, и в госстандартах должно быть как можно больше дисциплин по выбору. Обязательно нужно согласовывать все учебные планы с предприятиями. Каждый факультет или предприятие делает заказ и, опираясь на это предприятие, необходимо определенные дисциплины читать. Вот как раз на своем факультете (приборостроительный факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. – Ред.) мы с этим и столкнулись: перепрофилировать нужно, например, гироскопистов на старших курсах на стартовые комплексы, а мы не можем нарушать план. И мы своих студентов вынуждены направлять в тот филиал, где есть такие комплексы.

Но каждый год или хотя бы каждые пять лет менять специальность на факультете, как вы понимаете, очень сложно. Это все через министерство делается – быстро не получится.

– Может быть, есть смысл пересматривать учебные планы с какой-то периодичностью?

– Обязательно! И чтобы процедура была как можно проще. Потому что сейчас пересмотреть учебный план очень сложно, столько согласований через министерство приходится делать. Поэтому на старших курсах, когда идут специальные предметы, надо чтобы была какая-то возможность варьировать этими курсами.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Колледж набирает высоту
Центр музыкального образования Тамбовской области
Кадры для ЖКХ Тульской области
Всероссийский конкурс «Мастер года»
Инновационно-образовательный центр космических услуг в Санкт-Петербурге
АГИМС: СПО – как элемент непрерывного образования
Кавалеровский горный техникум. Специалисты для Приморья
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Дополнительное образование – гарантия самореализации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ