Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Артем Хромов о студенческом самоуправлении

Главный программный тезис Российского студенческого союза – в России должен быть закон «О студенческом самоуправлении». Председатель РСС Артем Хромов рассказывает о необходимости данной инициативы и тех перспективах, которые она открывает для общества.

Просмотров: 3335

Ударим самоуправлением по коррупции?

ХРОМОВ Артем Михайлович – председатель Российского студенческого союза

Развитие студенческого самоуправления даст учащимся реальную возможность отстаивать свои права, свободы и законные интересы.

Известно, что 13 сентября на совещании у Президента РФ по социальному положению студентов председатель общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» Артем ХРОМОВ выступил с предложением принять в России закон «О студенческом самоуправлении». Идея понравилась.

– Артем Михайлович, расскажите, пожалуйста, о «программных тезисах» Российского студенческого союза.

– Российский студенческий союз – это объединение студентов и аспирантов, участвующих в построении гражданского общества. Наш главный программный тезис – в России должен быть закон «О студенческом самоуправлении». Именно он позволит создать механизмы контроля над управлением учебных заведений, а, главное, социальной поддержки учащихся и защиты их гражданских прав.

– Однако, как вы знаете, в Государственной Думе находится законопроект, касающийся создания и деятельности студенческих советов. В чем принципиальные отличия проекта, за который ратуете вы?

– На сегодняшний день институт студенческого самоуправления в российском законодательстве адекватного юридического закрепления не получил. Поэтому – такова реальная картина – организация самоуправления студентов находится в полной зависимости от администрации конкретного вуза. Попытки принять закон о студенческом самоуправлении предпринимались неоднократно. Мы считаем, что к этому категорически нельзя подходить формально.

Если понятие «студенческое самоуправление» будет юридически закреплено, как предполагает законопроект, находящийся на рассмотрении в Думе, это, действительно, приведет к тому, что организации студентов будут появляться в вузах. Но у них не будет никаких реальных прав и полномочий. Вот в чем проблема! Мы же настаиваем на том, чтобы у органов студенческого самоуправления были реальные возможности для защиты студентов. Нужно добиться того, чтобы студенты не боялись решать свои проблемы через организации студенческого самоуправления, чтобы эти организации были независимы от руководства и администрации вузов. Это наша принципиальная позиция. Сейчас рассматриваются разные варианты решения этой проблемы, в том числе через внесение поправок в законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Рассматривается также возможность принятия самостоятельного закона о студенческом самоуправлении, а также выработки рекомендаций для внесения поправок в уставы вузов. РСС считает, что к решению проблемы развития студенческого самоуправления надо подходить комплексно.

Разработанный РСС закон о студенческом самоуправлении предполагает реальное наделение студенческих вузовских организаций полномочиями по защите социальных прав и гражданских интересов обучающихся.

Закон, в случае его принятия, закрепит, во-первых, за органами студенческого самоуправления вуза ряд административных функций. В этом случае исключительно при согласии органа студенческого самоуправления руководством вуза должны будут приниматься решения по таким животрепещущим вопросам, как, например, утверждение основных образовательных программ; перевод обучающихся платно студентов, аспирантов на обучение за счет средств бюджета; размещение в общежитии и выселение из него; отчисление из вуза; распределение стипендиального фонда. Во-вторых, в законе будет продекларирована необходимость предоставления органам студенческого самоуправления финансовой независимости. Например, в виде небольшого процента от бюджета вуза. Это мировая практика, и, надеюсь, она будет реализована и в нашей стране. Известно, что в Великобритании, Польше, Украине и других странах принципы, основные права, обязанности и механизмы функционирования института самоуправления студентов закреплены на законодательном уровне.

Развитие студенческого самоуправления в России позволит решить не только такую проблему, как защита прав студентов, но и – через механизмы контроля над деятельностью учебного заведения – обуздать коррупцию, поразившую систему российского образования.

– Действительно, представители студсоветов еще несколько лет назад в частных беседах говорили, что одной из главных проблем являлась чрезвычайно скудная финансовая база их деятельности и, вследствие этого, зависимость от администрации.

– Мировой опыт свидетельствует, что законодательство дает возможность получения студенческими организациями конкретной материальной помощи. Она позволяет оплачивать, в частности, аренду занимаемого помещения, нанимать сторонних антикризисных менеджеров, на которых руководству вузов сложно «давить», из собственных средств поддерживать студенческие проекты, а значит реализовывать их. Материальная сторона вопроса, повторюсь, очень важна, потому что финансовая независимость как раз и запускает механизм студенческой свободы и, как ни парадоксально, студенческой солидарности.

– Почему же, по вашему мнению, касающиеся деятельности студенческих советов законопроекты, которые были внесены в ГД РФ еще в 2008 и 2009 годах, до сих пор не приняты?

– Существуют различные группы лоббистов, которые выступают против наделения студентов реальными правами. Причина ясна – контроль над управлением финансами вузов опустит шлагбаум перед коррупционерами. Безусловно, господа лоббисты стремятся не пускать студентов к рычагам управления учебным заведением и, по старой доброй традиции, держать все административные функции в своих руках. Мы выступаем за развитие гражданского общества, и студенческие организации, как показывает мировой опыт, могут этому процессу активно содействовать.

– Как вы оцениваете реальный потенциал совещания у Президента РФ с позиции достижения цели, которую ставит РСС, – развития в России студенческого самоуправления?

– Положительно оцениваю встречу с президентом, потому что она была очень открытой. Ее участникам была дана возможность высказать все, что наболело на душе, то есть довести волнующие вопросы непосредственно до главы государства – в надежде, что последуют конкретные решения названных проблем. Я высказал свою позицию по поводу развития студенческого самоуправления в России. Она была услышана. Было сказано, что необходимо законодательно расширить возможности самоуправления студентов. Президентом РФ уже утверждён перечень поручений по вопросам социального положения студентов. РСС приветствует это и считает, что реализация этих поручений позволит серьезно улучшить жизнь российского студенчества и систему отечественного образования.

– Студенческие организации в Европе очень сильны. Каковы партнерские отношения РСС с европейскими коллегами? Какие интересные совместные проекты планируются в будущем?

– Мы начинаем очень активно сотрудничать с нашими международными партнерами. Существует Европейский студенческий союз, студенческие организации стран Европы и постсоветского пространства. И мы надеемся, в том числе, на взаимную интеграцию. Намечен ряд проектов, в частности, с нашими украинскими партнерами, с представителями скандинавских стран. И, конечно же, РСС намерен в будущем вступить в Европейский студенческий союз и активно участвовать в развитии студенческой солидарности вне границ.

– В ряде стран студенты активно участвуют в аккредитации учебных заведений. Какой вы видите роль студенческого самоуправления в создании внешней независимой оценки качества?

– Считаю, что надо расширять возможности участия студентов в решении фундаментальных проблем учебного заведения. Без сомнения, к ним принадлежит оценка качества образования. Мы всецело выступаем за то, чтобы доверить эту функцию – во многих ее важных аспектах – именно студенческим организациям: они могут сыграть роль независимых центров оценки. К сожалению, с введением ЕГЭ, переходом на Болонскую систему многие проблемы системы образования так и не нашли адекватного решения, а многие реальные показатели попросту скрываются от общества.

– Что вы скажете о последнем, третьем варианте законопроекта об образовании? У вас есть какие-то претензии, замечания, пожелания к разработчикам этого документа или их не осталось?

– Безусловно, у нас есть претензии к будущему закону об образовании. Нам кажется, что в этом базовом документе необходимо более четко закрепить социальные права студентов. Требуется также дополнительно прописать пункты, касающиеся реализации прав студенческих вузовских организаций. Мы надеемся на то, что проект получит более широкое обсуждение именно в среде молодых людей. Согласитесь, зачастую принятие общественно значимых законопроектов у нас происходит без должной огласки. Только когда разгорается очередной скандал, чиновники начинают прислушиваться и к альтернативной точке зрения. Надо вообще перейти к практике общественного аудита, общественного обсуждения любых значимых принимаемых в стране законодательных решений. По нашему мнению, несмотря на то, что на сегодняшний день существует уже не первый вариант законопроекта об образовании, на то, что критики было высказано уже достаточно, необходимо привлечь общественные объединения, студенческие общественные организации, научные сообщества в качестве экспертов для продолжения полноценного обсуждения этого важнейшего законопроекта. Возможности для его совершенствования есть.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: студенческое самоуправление, российский студенческий союз, артем хромов, точка зрения, ао-49

Похожие материалы:
Естествознание – основа фундаментального образования врачей
Первые шаги студенческого омбудсмена
Воспитать специалистов профессионально-культурными
Глава Российского студсоюза Артем Хромов - Уполномоченный по правам студентов
В России выбрали уполномоченного по правам студентов
Сельская школа - перспективы развития
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение
Изменения в системе подготовки педагогов
У российских студентов появился свой омбудсмен

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Навстречу столетнему юбилею
#97Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#102Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
#98Новости образования «АО-98»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний