23 тысячи мест в вузах могут занять олимпиадникиВ этом году 23 тысячи мест в лучших вузах России может быть отдано олимпиадникам. Где-то их просто зачислят без экзаменов, где-то приравняют к стобалльникам по профильному предмету. На вопросы «РГ» отвечает Генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина. Просмотров: 1275
В этом году 23 тысячи мест в лучших вузах России может быть отдано олимпиадникам. Где-то их просто зачислят без экзаменов, где-то приравняют к стобалльникам по профильному предмету. Чаще всего олимпиадники выбирают престижные технические вузы, такие как физех, Бауманка, а также МГУ, ВШЭ и МГИМО. В Топ-списке — Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики. На вопросы «РГ» отвечает Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.
Ольга Валентиновна, сколько олимпиадников будет поступать в вузы в этом году? Сколько было в прошлом?
Ольга Каширина: В этом году 300 тысяч выпускников школ участвовали в олимпиадах Российского совета олимпиад школьников, то есть это 40% всех выпускников. Это именно те состязания, которые могут дать преимущества при поступлении в вузы. Приятно, что олимпиады получают распространение не только в старшей, но и в начальной и средней школе. Всего в олимпиадах РСОШ ежегодно принимает участие около 700 тысяч учеников 1-11 классов. А если мы посмотрим шире, то есть на все олимпиады, которые претендовали на включение в перечень, цифра будет в два раза выше. Что касается победителей и призеров, в 2012-2013 учебном году выдано 23 тысячи дипломов олимпиад РСОШ. В их числе дипломов абсолютных победителей — 3 300. Отбор становится все более и более серьезным: в прошлом году было выдано 4,3 тыс. дипломов победителей. В общем потоке абитуриентов олимпиадники составляют не более 5%.
Какие льготы им предоставляют вузы в зависимости от уровня и своих предпочтений? Кого берут без экзаменов, а кому засчитывают 100 баллов?
Ольга Каширина: Есть несколько видов льгот для олимпиадников. Льгота первого порядка — зачисление без вступительных испытаний. Льгота второго порядка — приравнивание к стобалльникам по профильному предмету или к абитуриентам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания. Например, МФТИ зачисляет вне конкурса всех дипломантов по математике олимпиад I и II уровней, а по физике и информатике к стобалльникам по профильному предмету приравниваются только дипломанты победителей олимпиад I уровня. МИФИ зачисляет без вступительных испытаний на инженерные специальности всех дипломантов олимпиад школьников по математике или физике. А при поступлении на другие направления подготовки все дипломанты олимпиад приравниваются к стобалльникам по профильному предмету. Схожая политика и у Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева: все дипломанты олимпиад школьников по предметам «математика», «физика», «информатика», «обществознание», «экономика», «история» и «биология» зачисляются вне конкурса на профильные направления подготовки. А дипломанты олимпиад по «русскому языку» приравниваются к получившим 100 баллов на ЕГЭ. Нижегородский госуниверситет имени Н.И.Лобачевского зачисляет без экзаменов всех дипломантов олимпиад школьников по физике, математике, информатике, биологии, химии, экологии, русскому языку и истории, на профильные специальности, а по иностранному языку, литературе, географии и обществознанию приравнивает их к набравшим 100 баллов.
Как и где узнать всю информацию о льготах? На сайте вузов, в приемной комиссии?
Ольга Каширина: И на вузовских сайтах, и в приемных комиссиях. Все вузы разместили информацию о правилах приема, в том числе олимпиадных льготах, на своих сайтах уже 1 июня.
Какой интерес ректорам брать олимпиадников со стороны, если у него есть свои победители? Кого вуз зачислит в первую очередь?
Ольга Каширина: Сегодня тенденцией образования не только в России, но и на мировом уровне является жесткая конкуренция за таланты: у нас за него соревнуются вузы и регионы, за рубежом соревнуются страны, расширяя программы привлечения иностранных талантов. Вопрос стоит в привлечении лучших, которые в будущем составят мотивированное ядро студентов. Сегодня по качеству абитуриентов оценивается эффективность вуза, а от показателей активности студентов в учебе, научной работе, инновациях во многом зависит выполнение программ развития вузов. И здесь на первое место выходит не просто потенциал олимпиадников, который огромен, а их нацеленность на результат.
На какие специальности поступает больше всего победителей олимпиад: на технические или гуманитарные?
Ольга Каширина: Традиционно большинство победителей и призеров олимпиад — математики и физики, что не может не радовать, особенно в свете усиления внимания к развитию инженерного дела в России. Эти ребята составляют основу приема инженерно-технических вузов и классических университетов по естественнонаучному направлению.
Смотрят ли западные вузы на наши дипломы олимпиад? Имеют ли они там вес?
Ольга Каширина: В ведущих европейских, американских и азиатских университетах есть понятие «портфолио абитуриента» — послужного списка его образовательных, спортивных и творческих достижений. Диплом олимпиадника составляет важную часть портфолио, особенно если олимпиада проводилась лучшими вузами России. Есть школьники, которые стали дипломантами большого числа олимпиад. К примеру, Дарья Фахретдинова из Красноярска и Артем Ректов из Новоуральска — 11 олимпиад, Ирина Неволина из Москвы — 10, Станислав Абухович из Москвы и Виктор Чигринский из Рязани — 9. Информация об этих талантливых ребятах размещена на портале «Мир олимпиад».
Какие привилегии есть у ребят — победителей международных олимпиад? Или они приравнены к Всероссийской?
Ольга Каширина: Как правило, составы сборных команд России, участвующих в международных олимпиадах, формируются из числа победителей Всероссийской олимпиады школьников. А у них уже есть право воспользоваться олимпиадной льготой.
Бывали ли случаи, когда у олимпиадников в аттестате были тройки по профильному предмету?
Ольга Каширина: Бывали, но это исключительные случаи. Четыре года назад Союз ректоров начал мониторинг успеваемости студентов вузов России. Надо сказать, диплом олимпиады стабильно подтверждается хорошей успеваемостью в вузе, а это значит, что знания реальны.
Что делать, если выпускник потерял диплом победителя или, наоборот, подделал? Бывали ли такие случаи?
Ольга Каширина: Форма диплома утверждена Минобрнауки России, степень их защиты очень высокая. Несколько элементов защиты ежегодно меняются, каждый диплом имеет свой уникальный номерной знак. У нас нет фактов подделки дипломов. К тому же при подаче документов в приемную комиссию вузы обязаны подтвердить подлинность каждого представленного диплома или его электронной формы на портале Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад». У каждого вуза есть свой электронный ключ входа в систему для проверки дипломов, которые приносят абитуриенты. Причем каждый сеанс входа в систему регистрируется специалистами технической поддержки сайта.
Что касается утраты диплома, лауреаты олимпиад РСОШ имеют возможность получить электронную версию диплома, которая юридически имеет равную силу с печатной, и так же подтверждается на подлинность. В свое время эта форма была разработана с учетом интересов школьников, проживающих в отдаленных регионах, но с развитием в России практики электронного документооборота она все более актуальна, хотя для многих наличие оригинальной версии по-прежнему является ценным документом и семейной реликвией. Мы с дочерью любим один советский фильм, он называется «Выше радуги». Его герой — школьник Алик Радуга — просто поверил в то, что он сможет прыгать в высоту. А по сути, выше самого себя, выше Радуги. Каждая олимпиада — это прыжок, это преодоление себя, страха соревнования, горечи поражений, радости собственных побед и побед своих товарищей.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|