Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

23 тысячи мест в вузах могут занять олимпиадники

В этом году 23 тысячи мест в лучших вузах России может быть отдано олимпиадникам. Где-то их просто зачислят без экзаменов, где-то приравняют к стобалльникам по профильному предмету. На вопросы «РГ» отвечает Генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина.

Просмотров: 1275
В этом году 23 тысячи мест в лучших вузах России может быть отдано олимпиадникам. Где-то их просто зачислят без экзаменов, где-то приравняют к стобалльникам по профильному предмету. Чаще всего олимпиадники выбирают престижные технические вузы, такие как физех, Бауманка, а также МГУ, ВШЭ и МГИМО. В Топ-списке — Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики. На вопросы «РГ» отвечает Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.
 
Ольга Валентиновна, сколько олимпиадников будет поступать в вузы в этом году? Сколько было в прошлом?
 
Ольга Каширина: В этом году 300 тысяч выпускников школ  участвовали в олимпиадах Российского совета олимпиад школьников, то есть это 40% всех выпускников. Это именно те состязания, которые могут дать преимущества при поступлении в вузы. Приятно, что олимпиады получают распространение не только в старшей, но и в начальной и средней школе. Всего в олимпиадах РСОШ ежегодно принимает участие около 700 тысяч учеников 1-11 классов. А если мы посмотрим шире, то есть на все олимпиады, которые претендовали на включение в перечень, цифра будет в два раза выше. Что касается победителей и призеров, в 2012-2013 учебном году выдано 23 тысячи дипломов олимпиад РСОШ. В их числе дипломов абсолютных победителей — 3 300. Отбор становится все более и более серьезным: в прошлом году было выдано 4,3 тыс. дипломов победителей. В общем потоке абитуриентов олимпиадники составляют не более 5%.
 
Какие льготы им предоставляют вузы в зависимости от уровня и своих предпочтений? Кого берут без экзаменов, а кому засчитывают 100 баллов?
 
Ольга Каширина: Есть несколько видов льгот для олимпиадников. Льгота первого порядка — зачисление без вступительных испытаний. Льгота второго порядка — приравнивание к стобалльникам по профильному предмету или к абитуриентам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания. Например, МФТИ зачисляет вне конкурса всех дипломантов по математике олимпиад I и II уровней, а по физике и информатике к стобалльникам по профильному предмету приравниваются только дипломанты победителей олимпиад I уровня. МИФИ зачисляет без вступительных испытаний на инженерные специальности всех дипломантов олимпиад школьников по математике или физике. А при поступлении на другие направления подготовки все дипломанты олимпиад приравниваются к стобалльникам по профильному предмету. Схожая политика и у Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева: все дипломанты олимпиад школьников по предметам «математика», «физика», «информатика», «обществознание», «экономика», «история» и «биология» зачисляются вне конкурса на профильные направления подготовки. А дипломанты олимпиад по «русскому языку» приравниваются  к получившим 100 баллов на ЕГЭ. Нижегородский госуниверситет имени Н.И.Лобачевского зачисляет без экзаменов всех дипломантов олимпиад школьников по физике, математике, информатике, биологии, химии, экологии, русскому языку и истории, на профильные специальности, а по иностранному языку, литературе, географии и обществознанию приравнивает их к набравшим 100 баллов.
 
Как и где узнать всю информацию о льготах? На сайте вузов, в приемной комиссии?
 
Ольга Каширина: И на вузовских сайтах, и в приемных комиссиях. Все вузы разместили информацию о правилах приема, в том числе олимпиадных льготах, на своих сайтах уже 1 июня.
 
Какой интерес ректорам брать олимпиадников со стороны, если у него есть свои победители? Кого вуз зачислит в первую очередь?
 
Ольга Каширина: Сегодня тенденцией образования не только в России, но и на мировом уровне является жесткая конкуренция за таланты: у нас за него соревнуются вузы и регионы, за рубежом соревнуются страны, расширяя программы привлечения иностранных талантов. Вопрос стоит в привлечении лучших, которые в будущем составят мотивированное ядро студентов. Сегодня по качеству абитуриентов оценивается эффективность вуза, а от показателей активности студентов в учебе, научной работе, инновациях во многом зависит выполнение программ развития вузов. И здесь на первое место выходит не просто потенциал олимпиадников, который огромен, а их нацеленность на результат.
 
На какие специальности поступает больше всего победителей олимпиад: на технические или гуманитарные?
 
Ольга Каширина: Традиционно большинство победителей и призеров олимпиад — математики и физики, что не может не радовать, особенно в свете усиления внимания к развитию инженерного дела в России. Эти ребята составляют основу приема инженерно-технических вузов и классических университетов по естественнонаучному направлению.
 
Смотрят ли западные вузы на наши дипломы олимпиад? Имеют ли они там вес?
 
Ольга Каширина: В ведущих европейских, американских и азиатских университетах есть понятие «портфолио абитуриента» — послужного списка его образовательных, спортивных и творческих достижений. Диплом олимпиадника составляет важную часть портфолио, особенно если олимпиада проводилась лучшими вузами России. Есть школьники, которые стали дипломантами большого числа олимпиад. К примеру, Дарья Фахретдинова из Красноярска и Артем Ректов из Новоуральска — 11 олимпиад, Ирина Неволина из Москвы — 10, Станислав Абухович из Москвы и Виктор Чигринский из Рязани — 9. Информация об этих талантливых ребятах размещена на портале «Мир олимпиад».
 
Какие привилегии есть у ребят — победителей международных олимпиад? Или они приравнены к Всероссийской?
 
Ольга Каширина: Как правило, составы сборных команд России, участвующих в международных олимпиадах, формируются из числа победителей Всероссийской олимпиады школьников. А у них уже есть право воспользоваться олимпиадной льготой.
 
Бывали ли случаи, когда у олимпиадников в аттестате были тройки по профильному предмету?
 
Ольга Каширина: Бывали, но это исключительные случаи. Четыре года назад Союз ректоров начал мониторинг успеваемости студентов вузов России. Надо сказать, диплом олимпиады стабильно подтверждается хорошей успеваемостью в вузе, а это значит, что знания реальны.
 
Что делать, если выпускник потерял диплом победителя или, наоборот, подделал? Бывали ли такие случаи?
 
Ольга Каширина: Форма диплома утверждена Минобрнауки России, степень их защиты очень высокая. Несколько элементов защиты ежегодно меняются, каждый диплом имеет свой уникальный номерной знак. У нас нет фактов подделки дипломов. К тому же при подаче документов в приемную комиссию вузы обязаны подтвердить подлинность каждого представленного диплома или его электронной формы на портале Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад». У каждого вуза есть свой электронный ключ входа в систему для проверки дипломов, которые приносят абитуриенты. Причем каждый сеанс входа в систему регистрируется специалистами технической поддержки сайта.
 
Что касается утраты диплома, лауреаты олимпиад РСОШ имеют возможность получить электронную версию диплома, которая юридически имеет равную силу с печатной, и так же подтверждается на подлинность. В свое время эта форма была разработана с учетом интересов школьников, проживающих в отдаленных регионах, но с развитием в России практики электронного документооборота она все более актуальна, хотя для многих наличие оригинальной версии по-прежнему является ценным документом и семейной реликвией. Мы с дочерью любим один советский фильм, он называется «Выше радуги». Его герой — школьник Алик Радуга — просто поверил в то, что он сможет прыгать в высоту. А по сути, выше самого себя, выше Радуги. Каждая олимпиада — это прыжок, это преодоление себя, страха соревнования, горечи поражений, радости собственных побед и побед своих товарищей.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форум ректоров России и Японии
Студентов-медиков будут готовить по новым правилам
Вузам окажут финансовую поддержку для вхождения в мировую элиту
Скончался лауреат Нобелевской премии в области медицины
Россия и Франция подписали соглашение о взаимном признании образования
В России не хватает 120 тысяч врачей
Формируется молодежная команда Алтайского края
На Ставрополье пройдет выездное заседание совета Российского союза ректоров
Конкурс по созданию опорных вузов
Продолжается общественное обсуждение проекта Госпрограммы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ