Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инклюзия в высшем образовании

Низкий уровень предшествующего образования и отсутствие языковой подготовки создают целый ряд проблем при обучении иностранных студентов. Но и не только это: визовые, миграционные и прочие ограничения не способствуют восстановлению статуса страны с высоким уровнем экспорта качественного образования.

11.10.2016
Просмотров: 103
Галина МОТОВАГалина МОТОВА, главный редактор

Нет, речь пойдёт не о включении лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Хотя, безусловно, эта тема по-прежнему актуальна и содержит массу нерешенных вопросов. Есть и ещё группа, требующая особого внимания и специальной подготовки от преподавателей, особых условий и наличия учебных ресурсов в вузе. Это иностранные студенты.

С каждым годом, во многом благодаря мониторингу эффективности, проводимому Минобрнауки РФ, их становится всё больше. В том числе в небольших периферийных вузах, в том числе – за счёт большого количества граждан Азии и Африки. Низкий уровень предшествующего образования и отсутствие языковой подготовки создают целый ряд проблем при обучении таких студентов. Но и не только это: визовые, миграционные и прочие ограничения не способствуют восстановлению статуса страны с высоким уровнем экспорта качественного образования. Об этом шла речь на круглом столе Комитета Госдумы РФ по образованию «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах России». Вместе с тем, по мнению проректора по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов Л.И. Ефремовой, до сих пор «не хватает более чёткой позиции государства: для чего и почему мы хотим обучать иностранных граждан». А может быть, правильнее было бы, наоборот, расставить приоритеты: облегчить для иностранных абитуриентов визовый режим и возможности трудоустройства для выпускников, усилив при этом требования к уровню их подготовки? Главный вопрос: что важнее для отечественной системы образования – количество или качество иностранных студентов (репортаж «Образовательная экспансия на мировом рынке»).

Впрочем, этот вопрос актуален не только для отдельных граждан с ограниченными возможностями и особыми потребностями: иностранных студентов, инвалидов, детей-сирот (статья «Сиротский вопрос»), – но и для содержания, форм и качества подготовки в высшей школе. Сетевые формы реализации программ, электронное обучение, дистанционные технологии обучения законодательно закреплены, но не обеспечены возможностями включения в традиционный образовательный процесс. Как не обеспечена, по словам руководителя экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию С.А. Щенникова, и возможность непрерывного образования: «Построение индивидуальных траекторий развития на протяжении всей жизни затруднительно в пространстве, разделенном глубокими рвами <…> Эти рвы создаются существующей системой лицензирования и государственной аккредитации, мониторингами, статистическими отчетами, рейтингами, оценками эффективности и качества, избыточными требованиями и другими факторами» (мнение члена экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»).

К тому же инициатива самих «участников отношений в сфере образования» по включению в образовательный процесс инновационных технологий оценки качества образования – например, таких как Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, – по мнению ректора Тверского государственного университета А.В. Белоцерковского, «является элементом внешней независимой оценки качества подготовки <…> и позволяет провести объективный анализ индивидуальных образовательных достижений студентов,а по их ансамблю – и качества реализуемых образовательных программ» (статья «ЕГЭ для бакалавров?»).

Не менее важным фактором, обеспечивающим качество образования и его конкурентоспособность, является, по оценке ректора Забайкальского государственного университета Сергея Иванова, подготовка новых кадров, соответствующих динамике изменений современной экономики (интервью «Инновационный центр региональной экономики»).

Однако включение включению – рознь. Не утихают споры и дискуссии о необходимости реализации программ высшего образования по требованиям работодателей и корректировки образовательных стандартов с учетом профессиональных (статья «Технология внедрения профессиональных стандартов»). Нельзя не согласиться с утверждением гостя этого номера журнала «АО», директора Института развития образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкиной:

«Неправильно ставить систему образования в исключительную зависимость от потребностей рынка труда: все-таки у вузов есть свои долгосрочные миссии, ответственность за развитие человеческого капитала, науки и технологий в своей стране, вне зависимости от текущих рыночных флуктуаций» (интервью «Активы и пассивы высшей школы»).

Система образования, как и любая другая, нуждается в модернизации. Однако следует помнить, что «подключение» к ней новых функций в угоду требованиям современного рынка чревато потерей исходных системных характеристик.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-88

Похожие материалы:
Слово редактора к №78
Слово редактора к №86
Слово редактора к №68
Слово редактора к №30
Слово редактора к №69
Слово редактора к №36
Слово редактора к №51
Слово редактора к №53
Слово редактора к №52
Слово редактора к №44

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#84Углубление интеграции систем образования России и Беларуси
#84Экспресс-форум №84
#82Совместная реализация высокотехнологичных проектов
#87Направления независимой оценки
#83Повышение профессионального уровня педагогов
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники