Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №91

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. Читайте репортаж в 91 номере «АО».

Просмотров: 249

Дайте нам точку опоры

Галина МОТОВАГалина МОТОВА, главный редактор

 

Архимед просил точку опоры, чтобы перевернуть землю. Смогут ли опорные вузы перевернуть социально-экономическую жизнь российских регионов?

За прошедшую четверть века отечественная высшая школа пережила тектонические сдвиги. Сначала бурный процесс наращивания объемов за счет появлениянегосударственного сектора образования, платного приема в государственных вузах, открытия новых программ и филиалов, что привело за пятнадцать лет (с 1992 по 2008) к увеличению количества вузов в два раза, а студентов и образовательных программ – в три. Затем последовало резкое сжатие системы: в течение семи лет число вузов и программ уменьшилось на одну треть и в два раза – число студентов. Но и это еще не всё.

Советская (государственная) высшая школа в большей степени была ориентирована на подготовку специалистов для региональной экономики и отраслевого производст­ва. Число университетов (как правило, по одному на субъект федерации) составляло не более 10 процентов от общего числа вузов. Через пять лет после выхода первого отраслевого закона в 1992 году почти половина государственных вузов имела статус университета. Еще через десять лет начался процесс дифференциации самих университетов на федеральные, национальные исследовательские, опорные, особые (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) и все остальные. Интересно, что в три первых категории университетов должно войти около 15 процентов (также по одному на регион) от общего числа всех остальных вузов, включая государственные институты, академии и негосударственные вузы.

Явно прослеживается и еще одно кардинальное изменение государственной образовательной политики. Если целью введения ЕГЭ было предоставление возможности поступления в столичные вузы талантливым абитуриентам из регионов, то цель создания опорных вузов – удержать молодежь на местах, хотя бы на уровне бакалавриата(блок материалов по теме создания и развития опорных университетов, стр. 8-16).

Для чего создаются опорные вузы, однозначной определенности пока нет. «С одной стороны, утверждается, что это будет региональный вуз, занимающийся подготовкой узкоспециализированных кадров для конкретного региона, с другой – спектр образовательных услуг при объединении вузов становится только шире», – высказывает свои сомнения ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета В.А. Власов (рубрика «Экспресс-форум»). С другой стороны: «Надо определиться. Или мы идем на это (объединение вузов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», – приводит яркую аргументацию губернатор Омской области В.И. Назаров (обзор «Главы о главном»).

Вероятно, именно опорные университеты должны стать опорой для стабильного развития регионов и основой для создания к 2025 году сети университетских центров инновационного, технологического и социального развития страны – их должно быть не менее 100 в соответст­вии с планами стратегического развития отрасли (рубрика«Новости»). «Я глубоко убеждена, что педагогическое и социальное образование является залогом успешной работы сильного региона», – подчеркнула министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на всероссийском совещании по реализации проекта создания и развития опорных университетов (репортаж «Опорные университеты: от объединения к развитию»).

А что может стать залогом успешной работы ведущего университета? Возможно, для реа­лизации идеи интенсивного развития необходим «кардинальный реинжиниринг» российского образования – не столько его структуры, сколько содержания (статья А.Е. Воробьева «Проект «5-100»: перезагрузка»). Безусловно, инициативы не должны превратиться «в имитацию активных действий по сопряжению требований сферы труда и системы образования», – предупреждает коллектив казахстанских авторов (статья «Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов»). Поживем – увидим.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-91, галина мотова, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №37
Слово редактора к №91
Слово редактора к №47
Слово редактора к №93
Слово редактора к №83
Слово редактора к №64
Слово редактора к №41
Слово редактора к №65
Слово редактора к №48
Слово редактора к №84

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#98Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#101Контент-фильтр ИКС обеспечивает безопасность школьников в интернете
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве