Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №89

Какой должна быть степень открытости и доступности вуза: информационной, физической, финансовой?.. Вопрос нетривиальный, потому что мы постоянно сталкиваемся с непоследовательностью в установках.

18.04.2017
Просмотров: 4
Галина Мотова Галина Мотова, главный редактор

Какой должна быть степень открытости и доступности вуза: информационной, физической, финансовой?.. Вопрос нетривиальный, потому что мы постоянно сталкиваемся с непоследовательностью в установках. Например, относительно физической доступности: декларируем, что образование – это общественное благо, но ни в один наш вуз на открытые лекции и мероприятия без заранее заказанного пропуска не пустят. Финансовая доступность обеспечена бюджетными (по конкурсу) и внебюджетными местами, только вот стоимость обучения на внебюджет фиксируется не рыночными механизмами, а государст­венными нормативами, да и механизмы кредитования граждан на получение образования не работают. Все диссертации должны быть опубликованы в интернете задолго до защиты, но почему до сих пор не отменена индульгенция в отношении плагиата по сроку давности?

Обязательная публичность научных достижений – тоже одно из требований последних лет. Фиксируемые западными базами данных количество публикаций и индекс цитирования работ преподавателей в журналах учитываются сегодня и в мониторинге эффективности вузов, и в государственной аккредитации, и в национальных рейтинговых системах. Однако «в некотором плане каждый учёный мира – это «секретоноситель», – считает гость нашего журнала эксперт Российского совета по международным делам Ю.А. Бобылов. – В последние годы Минобрнауки РФ и ФАНО буквально выдавливали из России ценную научную информацию для бесплатной передачи иностранным пользователям и промышленным конкурентам» (статья «Преодоление научно-технического кризиса»). Может быть, следует дифференцировать требования к публикации работ для различных областей наук? Или найти другие методы стимулирования и оценки научных достижений? Или самих методов стимулирования и оценки должно быть достаточно много, чтобы вуз мог найти свою нишу для позиционирования: как, например, представляет себя на международном уровне Российская академия музыки имени Гнесиных (статья «Музыка без границ»)?

Безусловно, сильные ведущие университеты России, с какой стороны ни оценивай, всегда выглядят достойно (статья «QS-квест: гонка на марафонской дистанции»). «Вузу следует стараться участвовать в как можно большем числе рейтингов, – подчеркивает проректор Томского государственного университета В.В. Демкин, – все эти оценки в сумме дают синергетический эффект, объективную экспертную оценку, без которой невозможно дальнейшее развитие».

Не только рейтинги, но ещё и «финансирование и инновации – все равно что дрожжи» для развития университетов. Об этом свидетельствует первый опыт по созданию опорных вузов в регионах страны: Донского государственного технического университета (интервью с ректором ДГТУ Б.Ч. Месхи «Мы не имеем права отступать») и Тюменского индустриального университета (статья ректора ТИУ О.А. Новоселова «Проект развития»). «Опорный вуз должен <...> стать драйвером развития не только на современном этапе, но и предвидеть будущее экономики», – убеждён руководитель университета.

Стремление вуза к укреплению позиций в рейтингах, конкурсах, международных проектах (статья «Что русскому хорошо, то китайцу грусть») сводится к главному – стать узнаваемым на национальном и международном уровнях для самой широкой общественности. Этого можно достичь только личным участием руководства (и прежде всего, ректора) в проектах, связанных с продвижением вуза, формированием его имиджа и репутации. Своеобразным рецептом такого продвижения может являться и участие в проекте «МЕДИАактивность вузов РФ» (статья «Продвижение вуза-лидера»).

Вот уж кто-кто, но и ректор вуза, и министр образования, и руководитель профильного комитета Госдумы РФ должны быть открыты для общения. Что они и продемонстрировали на страницах этого номера «АО». В ответах Д.В. Ливанова, О.Ю. Васильевой, В.А. Никонова – и перспектива, и интрига, и о системных изменениях, и о личном. Например, В.А. Никонов поделился новостью: «…я, знаете, решил, какую книжку написать? Правда, это пока секрет, но вам скажу…».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, ао-89, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №59
Слово редактора к №80
Слово редактора к №89
Слово редактора к №90
Слово редактора к №43
Слово редактора к №40
Слово редактора к №42
Слово редактора к №79
Слово редактора к №57

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#83Обучение под задачи будущего
#84Форпост региональной системы образования
#88Дуальное образование в России
#83«Неархитектурный» стандарт
#87Слово редактора к №87
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники