Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №59

Темы выпуска: ранжирование вузов в России и Казахстане; научно-исследовательская работа вузов как показатель эффективности учебного заведения; проблемы молодых ученых в России; перспективы сотрудничества России с северными и прибалтийскими странами; подготовка специалистов, востребованных работодателем; организация системы СПО: калужская модель; о необходимости открывать новые техникумы и колледжи; лучшие практики образовательных учреждений.

02.11.2012
Просмотров: 1386

Расчеты и просчеты

Галина МОТОВА,
главный редактор

Старшее поколение наверняка помнит детский мультфильм «Козленок, который считал до десяти»: наивная история о том, что, если пересчитать всех пассажиров парусника (при их категорическом нежелании!) и ограничить их число до десяти, можно спасти тонущее судно. Не напоминает ли эта история события, происходящие в последние год‑полтора в российской высшей школе? Введение новых критериальных значений аккредитационных показателей, критериев эффективности государственных вузов и индикаторов ранжирования ведущих вузов всерьез рассматривается как механизм оптимизации сети высших учебных заведений и условие спасения качества российского образования. В них много общего: разработаны органами управления образованием (или по их заказу) без широкого обсуждения общественностью, учитывают только формализованные показатели и ориентированы на дифференциацию вузов. И еще: большая часть показателей имеет отношение к оценке эффективности научной деятельности.
К обсуждению вопроса о том, как оценить эффективность вузовской науки, мы пригласили непосредственных участников процесса. Удивительный парадокс: формальные показатели методик оценки не учитывают содержательную часть и результаты научно-исследовательской работы, однако результаты НИР в этом случае должно оценивать само научное сообщество, а не отраслевое ведомство.

По мнению заведующего кафедрой физики и прикладной математики Владимирского государственного университета С.М. Аракеляна, «необходимо прервать порочную схему, когда все в вузе – от аспирантов до проректоров и соответствующих служб – заняты оформлением избыточного количества дублирующих, а по сути, ненужных бумаг». А «оценка эффективности и результативности научно-исследовательской работы вуза должна осуществляться в рамках формата, заданного постановлением Правительства РФ №218 от 9 апреля 2010 года о реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства».

Заведующий лабораторией Института космических исследований РАН В.В. Измоденов отмечает: «Вся система управления наукой (и в вузах, и на уровне министерства) должна быть направлена на то, чтобы ученому – как создателю научного продукта – работать было удобно и комфортно. У нас же происходит все наоборот».

Директор института аспирантуры и докторантуры Нижегородского государственного университета Б.И. Бедный подчеркивает, что «российские научные школы – это специфические социальные образования в науке… своеобразный культурный институт, в рамках которого происходит производство, обогащение, трансляция знаний, типа и стиля мышления, а также профессионального поведения». Как в таком случае «посчитать» и определить «признаки неэффективности»?

А если в вузе создана и прошла сертификацию система менеджмента качества (материалы о Липецком государственном техническом университете, IV Международной конференции «Системы менеджмента качества в сфере образования» и научно-практического семинара «Качество образовательных услуг – основа развития экономики»)? Является ли это гарантией эффективности всех процессов вуза, включая научно-исследовательскую деятельность?

Ярким примером успешного решения проблемы эффективности деятельности университета как научно-образовательного и инновационного центра является Кубанский государственный университет. Интервью с ректором М.Б. Астаповым читайте под рубрикой «Личный опыт».

Эта осень принесла много сюрпризов, еще больше ожиданий и надежд, связанных, прежде всего, с новым законопроектом «Об образовании» (читайте репортаж о заседании Комитета Госдумы РФ по образованию). По мнению председателя комитета А.Н. Дегтярева, он имеет принципиальное значение для судеб российского образования и общества. Закон 1992 года регулировал систему образования в течение двадцати лет, претерпел множество редакций и не соответствует «инновационному характеру экономики сегодняшнего дня». Новый закон, как отметил заместитель министра образования и науки РФ И.М. Реморенко, должен преодолеть границы учебного заведения как «принципиальной клеточки получения образования», а значит создать образовательную среду с возможностью выстраивания собственной образовательной траектории и с учетом собственных образовательных потребностей.

Красивая и очень прогрессивная идея, но «посчитать» эффективность такой среды будет значительно сложнее.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-59, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №49
Слово редактора к №31
Слово редактора к №67
Слово редактора к №48
Слово редактора к №94
Слово редактора к №85
Слово редактора к №66
Слово редактора к №37
Слово редактора к №77
Слово редактора к №95

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Конференция по взаимодействию России и Китая в условиях цифровизации в СФУ
26–29 сентября 2018 года в СФУ пройдут ежегодное собрание членов Российско-Китайской ассоциации...
В российских школах появится урок НТИ
В сентябре 2018 года в российских школах появится «Урок НТИ» (Урок Национальной технологической...
Mail.Ru Group будет готовить игровых разработчиков и тестировщиков совместно с ВГУ
Воронежский государственный университет с сентября этого года выступит площадкой для проведения...
В СПбПУ начнет работу центр Kawasaki-Политех
18 сентября в Политехническом университете состоится открытие крупнейшего в России совместного с...
Из журнала
#95Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
#93Уссурийский агропромышленный колледж реализует программу духовно-нравственного воспитания
#92Тюменский ГМУ формирует новую систему непрерывного медицинского образования
#92В Белгородском государственном институте искусств и культуры работает Школа искусств для взрослых
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Информационная лента
08:39Собрание Российско-Китайской ассоциации экономических университетов в СФУ
08:37Томский госуниверситет войдет в Ассоциацию азиатских университетов
10:18Свой вариант «умного счётчика» представили студенты АГУ
09:30Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
13:07РГСУ на крупнейшей инклюзивной международной выставке