Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №33

Тема номера – кризис и антикризисные меры в системе образования. Рассматриется опыт антикризисного управления Республики Татарстан.

05.10.2009
Просмотров: 1380

Вектор приоритетов

Галина МОТОВА,
главный редактор

Этим летом кризис экономический и кризис демографический стали серьезным вызовом для системы образования. Проблемы с набором абитуриентов коснулись, за редким исключением, большинства высших учебных заведений. Не только платные формы обучения, но и бюджетные места по отдельным специальностям остались невостребованными.

Кроме того, в настоящее время не столь трудно поступить в вуз, сколько устроиться на работу. Здесь тоже свои перекосы: перепроизводство выпускников по одним специальностям и кадровый голод по другим.

Однако уже сейчас есть примеры эффективного решения кризисных проблем в вопросах приема абитуриентов и трудоустройства выпускников. Это активная работа с иностранными студентами – например, в рамках создания сетевого университета стран СНГ (см. статью заместителя директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки РФ Л. Ефремовой), – обучение студентов «третьего возраста», расширение доступа к образованию и создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (интервью с директором Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А. Левитской).

Конкретными предложениями по решению проблем трудоустройства делятся с читателями нашего журнала директор Межрегионального координационно-аналитического центра МГТУ имени Н.Э. Баумана Е. Илясов, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» К. Пузырьков и директор Корпоративного университета КАМАЗа С. Михеева, директор Центра занятости населения г. Зеленодольска И. Никифорова. Общий вывод: необходимы совместные системные усилия вуза, производственных предприятий, органов исполнительной власти для профориентации студентов, адаптации выпускников на рабочем месте, переобучения специалистов для востребованных профессий.

Тема номера – антикризисные меры для тех, кто учит, и для тех, кто учится и заканчивает вуз. Один из возможных путей решения для расширения финансовой самостоятельности учреждений образования – переход из государственных в автономные учреждения. Для повышения эффективности системы образования – оптимизация сети учреждений среднего профессионального образования, создание федеральных университетов и научно-производственных кластеров.

Обсуждение этих подходов и опыта работы представлено в рубрике «Регионы». Впервые на страницах журнала региональная система образования рассматривается в таком широком объеме: министерство Республики Татарстан, Управление образования г. Казани, ведущие вузы республики (Казанский государственный университет, Академия управления ТИСБИ, Казанский государственный технологический университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Набережночелнинский государственный педагогический институт и др.), учреждения среднего профессионального, дополнительного профессионального и общего образования, а также центры занятости населения и градообразующие предприятия.

Впервые наш выпуск журнала публикует репортаж с заседания Комитета по образованию Государственной думы РФ по обсуждению концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Формирование состоявшегося специалиста и гражданина начинается со школьной скамьи, поэтому вполне оправдано желание законодателей разработать идеологическую основу для деятельности образовательных учреждений в период экономического кризиса и образовательных реформ.

Да, сегодня поиск и реализация экстренных антикризисных мер для учебных заведений – вопрос первоочередной. Однако кризис ставит еще одну, возможно, не менее важную проблему – долгосрочного планирования и выхода на устойчивое развитие отечественной системы образования в посткризисную эпоху. Каковы инструменты выхода, какой должна стать «архитектура» российского образования в послекризисный период? Когда же, как не сейчас, искать ответы и на эти вопросы?

Российские технопарки и кластеры, перспективы создания малых предприятий при вузах и опыт зарубежных вузов по преодолению кризиса – все эти темы станут определяющими для следующих номеров журнала.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-33

Похожие материалы:
Слово редактора к №61
Слово редактора к №56
Слово редактора к №43
Слово редактора к №91
Слово редактора к №39
Слово редактора к №60
Слово редактора к №75
Слово редактора к №45
Слово редактора к №87
Слово редактора к №74

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#88Консерватория – часть музыкальной жизни России
#86PR-инструменты приемной кампании – 2016
#87Роль университета на территории опережающего развития
#89Марафон ДПО
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники