Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №33

Тема номера – кризис и антикризисные меры в системе образования. Рассматриется опыт антикризисного управления Республики Татарстан.

Просмотров: 1402

Вектор приоритетов

Галина МОТОВА,
главный редактор

Этим летом кризис экономический и кризис демографический стали серьезным вызовом для системы образования. Проблемы с набором абитуриентов коснулись, за редким исключением, большинства высших учебных заведений. Не только платные формы обучения, но и бюджетные места по отдельным специальностям остались невостребованными.

Кроме того, в настоящее время не столь трудно поступить в вуз, сколько устроиться на работу. Здесь тоже свои перекосы: перепроизводство выпускников по одним специальностям и кадровый голод по другим.

Однако уже сейчас есть примеры эффективного решения кризисных проблем в вопросах приема абитуриентов и трудоустройства выпускников. Это активная работа с иностранными студентами – например, в рамках создания сетевого университета стран СНГ (см. статью заместителя директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки РФ Л. Ефремовой), – обучение студентов «третьего возраста», расширение доступа к образованию и создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (интервью с директором Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А. Левитской).

Конкретными предложениями по решению проблем трудоустройства делятся с читателями нашего журнала директор Межрегионального координационно-аналитического центра МГТУ имени Н.Э. Баумана Е. Илясов, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» К. Пузырьков и директор Корпоративного университета КАМАЗа С. Михеева, директор Центра занятости населения г. Зеленодольска И. Никифорова. Общий вывод: необходимы совместные системные усилия вуза, производственных предприятий, органов исполнительной власти для профориентации студентов, адаптации выпускников на рабочем месте, переобучения специалистов для востребованных профессий.

Тема номера – антикризисные меры для тех, кто учит, и для тех, кто учится и заканчивает вуз. Один из возможных путей решения для расширения финансовой самостоятельности учреждений образования – переход из государственных в автономные учреждения. Для повышения эффективности системы образования – оптимизация сети учреждений среднего профессионального образования, создание федеральных университетов и научно-производственных кластеров.

Обсуждение этих подходов и опыта работы представлено в рубрике «Регионы». Впервые на страницах журнала региональная система образования рассматривается в таком широком объеме: министерство Республики Татарстан, Управление образования г. Казани, ведущие вузы республики (Казанский государственный университет, Академия управления ТИСБИ, Казанский государственный технологический университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Набережночелнинский государственный педагогический институт и др.), учреждения среднего профессионального, дополнительного профессионального и общего образования, а также центры занятости населения и градообразующие предприятия.

Впервые наш выпуск журнала публикует репортаж с заседания Комитета по образованию Государственной думы РФ по обсуждению концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Формирование состоявшегося специалиста и гражданина начинается со школьной скамьи, поэтому вполне оправдано желание законодателей разработать идеологическую основу для деятельности образовательных учреждений в период экономического кризиса и образовательных реформ.

Да, сегодня поиск и реализация экстренных антикризисных мер для учебных заведений – вопрос первоочередной. Однако кризис ставит еще одну, возможно, не менее важную проблему – долгосрочного планирования и выхода на устойчивое развитие отечественной системы образования в посткризисную эпоху. Каковы инструменты выхода, какой должна стать «архитектура» российского образования в послекризисный период? Когда же, как не сейчас, искать ответы и на эти вопросы?

Российские технопарки и кластеры, перспективы создания малых предприятий при вузах и опыт зарубежных вузов по преодолению кризиса – все эти темы станут определяющими для следующих номеров журнала.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-33

Похожие материалы:
Слово редактора к №98
Слово редактора к №34
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №73
Слово редактора к №28
Слово редактора к №58
Слово редактора к №72
Слово редактора к №55
Слово редактора к №89
Слово редактора к №97

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Популяризация и продвижение русского языка в России и мире
С 2011 года в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» осуществляется большое...
Из журнала
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
Информационная лента
09:28САФУ начал сотрудничество с Вологодским научным центром РАН
09:25Биологи АлтГУ и КазНУ им. Аль-Фараби подписали соглашение о сотрудничестве
09:06ИГУ посетила делегация университета Канадзава
09:02ИРНИТУ расширяет сотрудничество с корейскими университетами
09:01В ПНИПУ пройдут первые защиты диссертаций в рамках новой системы самостоятельного присуждения ученых степеней