Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №87

Можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок (репортаж «Качество образования: формальность и реальность». Да смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации, если «джин из бутылки уже выпущен»?

11.01.2017
Просмотров: 20

Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016.

Мотова Галина Галина Мотова, главный редактор

Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Эта житейская мудрость актуальна в отношении всех происходящих событий, особенно для тех из них, где «точка невозврата» уже пройдена.

Например, ни государственная политика по укрупнению вузов с целью создания федеральных, национальных, опорных и других вузов, ни постановка задачи войти в мировые рейтинги, по большому счету, не учитывают потребности и интересы студентов. Важно понять, что для современных обучающихся – по утверждению руководителя экспертной группы Минобрнауки РФ по развитию ДПО в высшей школе, эксперта в области непрерывного образования взрослых Е.С. Сженова – «мобильность и удобный формат получения знаний гораздо важнее и актуальнее, чем многолетняя история университета-исполнителя, его научные школы и индекс цитируемости ученых» (рубрика «Экспертное мнение»). Может быть, именно поэтому такую популярность набирают Массовые открытые онлайн курсы (MOOC), а из миллионов китайцев, стремящихся получить образование за рубежом, половина пытается расшить кругозор, вырваться из-под родительской опеки или не имеет четкой цели вообще (статья «Китайские студенты за рубежом»).

Но можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок (репортаж «Качество образования: формальность и реальность». Да смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации, если «джин из бутылки уже выпущен»?

Такой же вопрос можно поставить в отношении политики ожидаемого сокращения численности работников высшего образования, ведущему к усилению социальной напряженности и в преподавательской, и в студенческой среде. Преподаватели вузов и учителя всегда несли в аудиторию не только знания, но и идеологию. Можно предположить, что в отсутствии идеологии преподаватели действительно не нужны. Что же тогда будет способно сохранить общественные устои в государстве?

Важную роль в формировании инновационной системы и интеграции научного, образовательного и производственного процессов играют реализация программ развития вузов (читайте в тематическом блоке статей об опыте образовательных организаций Республики Мордовия, стр. 32-39) и включение работодателей в учебный процесс (экспресс-форум «Стратегия развития аграрного образования).

Возможно, более продуктивной была бы политика учета современных тенденций в области интернационализации высшего образования, когда, с точки зрения вице-президента РАО Ю.П. Зинченко, не «каждый отдельный вуз должен сам завоёвывать свой кусочек этого международного рынка образовательных услуг. <…> Необходимо создание мер государст­венной поддержки или выработки федеральной <…> программы по конкуренто­способности на международном рынке образования» (репортаж «Качество образования: формальность и реальность»).

В отношении моды на рейтинги также можно найти конструктивное решение. По мнению директора Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржановой, «рейтингов должно быть много, они должны давать многомерную картину и, конечно, не должны привязываться к каким-то административным решениям» (репортаж «Рейтингование как инструмент развития»).

Внятная долгосрочная стратегия развития регионов нужна и для качественного эффекта от создания опорных вузов. «На первом этапе это даст улучшение инвестиционного климата, на втором – отдачу в виде налогов, <…> позволит решить и текущие, и инфраструктурные задачи: качественные дороги, доступные здра­воохранение и система образования, – отмечает ректор Тольяттинского государственного университета М.М. Криштал (интервью «Роль университета на территории опережающего развития»).

Очевидно, что в условиях происходящих изменений первостепенную значимость приобретает постепенное решение проблем, исходящее из соображений здравого смысла и кон­структивного планирования: «целостный системный взгляд очень важен для эффективной реализации нашей общенациональной повестки, для постановки новых задач» (интервью «Информационная открытость – показатель эффективности»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, ао-87, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №69
Слово редактора к №30
Слово редактора к №86
Слово редактора к №52
Слово редактора к №78
Слово редактора к №53
Слово редактора к №51
Слово редактора к №44
Слово редактора к №36
Слово редактора к №68

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Практическая сессия «Молодёжь устойчивого будущего» в Ростове
26 мая в стенах Южного федерального университета пройдет Практическая сессия «Молодёжь...
V Международный инженерный чемпионат «Case-in» в Москве
30 – 31 мая 2017 в Москве пройдёт Финал V юбилейного Международного инженерного чемпионата...
Из журнала
#87Объединяющая площадка профессионального образования
#83Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
#87Совет директоров ссузов Республики Мордовия
#89Проект развития Тюменского индустриального университета
#86Будущее университетов: желаемое и возможное
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров