Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Слово редактора к №89

Какой должна быть степень открытости и доступности вуза: информационной, физической, финансовой?.. Вопрос нетривиальный, потому что мы постоянно сталкиваемся с непоследовательностью в установках. Читайте в новом номере.

Просмотров: 187

По секрету всему свету

Галина МОТОВАГалина МОТОВА, главный редактор

Какой должна быть степень открытости и доступности вуза: информационной, физической, финансовой?.. Вопрос нетривиальный, потому что мы постоянно сталкиваемсяс непоследовательностью в установках. Например, относительно физической доступности: декларируем, что образование – это общественное благо, но ни в один наш вуз на открытые лекции и мероприятия без заранее заказанного пропуска не пустят. Финансовая доступность обеспечена бюджетными (по конкурсу) и внебюджетными местами, только вот стоимость обучения на внебюджет фиксируется не рыночными механизмами, а государственными нормативами, да и механизмы кредитования граждан на получение образования не работают. Все диссертации должны быть опубликованы в интернете задолго до защиты, но почему до сих пор не отменена индульгенцияв отношении плагиата по сроку давности?

Обязательная публичность научных достижений – тоже одно из требований последних лет. Фиксируемые западными базами данных количество публикаций и индекс цитирования работ преподавателей в журналах учитываются сегодня и в мониторинге эффективности вузов, и в государственной аккредитации, и в национальных рейтинговых системах. Однако «в некотором плане каждый учёный мира – это «секретоноситель», – считает гость нашего журнала эксперт Российского совета по международным делам Ю.А. Бобылов. –В последние годы Минобрнауки РФ и ФАНО буквально выдавливали из России ценную научную информацию для бесплатной передачи иностранным пользователям и промышленным конкурентам» (статья «Преодоление научно-технического кризиса»). Может быть, следует дифференцировать требования к публикации работ для различных областей наук? Или найти другие методы стимулирования и оценки научных достижений? Или самих методов стимулирования и оценки должно быть достаточно много, чтобы вуз мог найти свою нишу для позиционирования: как, например, представляет себя на международном уровне Российская академия музыки имени Гнесиных (статья «Музыка без границ»)?

Безусловно, сильные ведущие университеты России, с какой стороны ни оценивай, всегда выглядят достойно (статья «QS-квест: гонка на марафонской дистанции»). «Вузу следует стараться участвовать в как можно большем числе рейтингов, – подчеркивает проректор Томского государственного университета В.В. Демкин, – все эти оценки в сумме дают синергетический эффект, объективную экспертную оценку, без которой невозможно дальнейшее развитие».

Не только рейтинги, но ещё и «финансирование и инновации – все равно что дрожжи» для развития университетов. Об этом свидетельствует первый опыт по созданию опорных вузов в регионах страны: Донского государственного технического университета (интервью с ректором ДГТУ Б.Ч. Месхи «Мы не имеем права отступать») и Тюменского индустриального университета (статья ректора ТИУ О.А. Новоселова «Проект развития»). «Опорный вуз должен <...> стать драйвером развития не только на современном этапе, но и предвидеть будущее экономики», – убеждён руководитель университета.

Стремление вуза к укреплению позиций в рейтингах, конкурсах, международных проектах (статья «Что русскому хорошо, то китайцу грусть») сводится к главному – стать узнаваемым на национальном и международном уровнях для самой широкой общественности. Этого можно достичь только личным участием руководства (и прежде всего, ректора) в проектах, связанных с продвижением вуза, формированием его имиджа и репутации. Своеобразным рецептом такого продвижения может являться и участие в проекте«МЕДИАактивность вузов РФ» (статья «Продвижение вуза-лидера»).

Вот уж кто-кто, но и ректор вуза, и министр образования, и руководитель профильного комитета Госдумы РФ должны быть открыты для общения. Что они и продемонстрировали на страницах этого номера «АО». В ответах Д.В. Ливанова, О.Ю. Васильевой, В.А. Никонова – и перспектива, и интрига, и о системных изменениях, и о личном. Например,

В.А. Никонов поделился новостью: «…я, знаете, решил, какую книжку написать? Правда, это пока секрет, но вам скажу…».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-89, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №100
Слово редактора к №79
Слово редактора к №80
Слово редактора к №90
Слово редактора к №42
Слово редактора к №57
Слово редактора к №40
Слово редактора к №59
Слово редактора к №89

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Мегионский политехнический колледж участвует в экономическом развитии региона и страны
Миссией колледжа определено оказание высококачественных образовательных услуг на основе лучших...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
В СВФУ состоится Межрегиональный профессорский форум
23-24 мая в Северо-Восточном федеральном университете пройдет Межрегиональный профессорский форум...
Более 200 ученых обсудят мировые тренды химии и биологии на конференции в СОГУ
Университет особое внимание уделяет вопросам биологии. Совместный проект ученых из Объединенного...
Из журнала
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
#105Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
#99Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
Информационная лента
09:00Национальные проекты: без права на ошибку?
08:58В Елабуге пройдет Х Международный фестиваль школьных учителей
08:57Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
08:55Ученые ЮУрГУ придумали уникальный способ спасти природу
08:53Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ