Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №58

Темы выпуска: законопроект «Об образовании», проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров, государственная аккредитация и аккредитационные показатели, непрерывное образование в России и опыт Казахстана, проектный подход в государственной молодежной политике, будущее российской науки – акцент на университеты, тьюторство.

20.09.2012
Просмотров: 1763

Парадоксы и компромиссы

Галина МОТОВА,
главный редактор

Как ни парадоксально, для инновационной экономики страны сегодня нужны специалисты не столько с высшим образованием, сколько рабочие кадры высшей квалификации. Проблема дефицита квалифицированных рабочих в настоящее время стоит на первом месте, превышая даже коррупцию и административные барьеры (по результатам социологического опроса, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» в 2011 году). По мнению участников совещания, организованного президентом Союза директоров учреждений НПО и СПО В. Деминым, в стране с установкой на всеобщее высшее образование не только оно определяет успешность человека и качество его жизни.

И речь не о том, что массовое высшее образование подняло общество на новый качественный уровень, скорее наоборот. Оно стало чем-то вроде обязательного атрибута: даже секретарь и продавец являются, как правило, выпускниками вузов. Высшее образование потеряло свою элитарность, привилегированность: даже наличие ученых степеней не сулит их обладателям повышения уровня жизни.

О возрождении российского ремесленничества и рабочей аристократии, сети учреждений детского технического творчества и системы непрерывного образования идет речь на страницах этого номера журнала.

Требует повышенного внимания и подготовка кадров высшей квалификации с высшим образованием, несмотря на «кипучую деятельность государства» по оптимизации структуры высшего образования и поддержке инновационных вузов. Заведующая сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН И. Дежина считает, что «быстро можно купить оборудование или сделать ремонт, а вот переучить кадры – так чтобы они и преподавали по-современному, и по-английски могли читать, писать статьи и учить студентов, чтобы занимались своевременными научными исследованиями, могли работать по заказам в срок и в соответствии с поставленными задачами, – это сложно. Требуется очень много времени и, может быть, смена поколений».

В ожидании принятия нового закона «Об образовании», который, безусловно, затрагивает интересы большинства населения нашей страны, важно не ошибиться с национальной стратегией развития и выбрать правильный путь интеграции с мировым образовательным пространством. «Обязательно следует учитывать лучший мировой опыт, – озвучил свою позицию на осенней парламентской сессии Комитета Госдумы РФ по образованию министр образования и науки Д. Ливанов, – но слепое копирование с опозданием в десять, двадцать, тридцать лет поставит нас в положение догоняющих. Безусловно, нужно опираться в развитии на замечательные традиции российской педагогической школы. Они у нас есть: и своя оригинальная методика преподавания, и замечательные достижения в математическом образовании, перенимаемые другими странами. Поэтому необходимо, используя лучшее, что есть в мире, опираться на свой собственный опыт и ставить перед собой собственные задачи».

Высокие достижения в образовании, например, математическом, у нас действительно есть: об этом еще раз свидетельствуют победы российских студентов на международной олимпиаде в Израиле (статья «От Йошкар-Олы до Ариэля»). Но и парадоксы образовательной политики в отношении традиций российской педагогической школы очевидны. Скажем, в отношении ликвидации уровня НПО, или введения контрактной системы с учителями школ, или… введения в этом году новых показателей и критериев государственной аккредитации для учреждений высшего образования. Показатели, и в большей степени критерии государственной аккредитации, являются фундаментом национальной системы гарантии качества образования. Именно они будут определять развитие высшей школы в ближайшие годы. Только вот каким оно будет?

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-58

Похожие материалы:
Слово редактора к №69
Слово редактора к №32
Слово редактора к №50
Слово редактора к №51
Слово редактора к №30
Слово редактора к №78
Слово редактора к №90
Слово редактора к №68
Слово редактора к №96
Слово редактора к №86

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Совместный форум Министерства образования и Института ЮНЕСКО
Глобальную образовательную повестку и тенденции российского образования обсудят эксперты...
Конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном» состоялась в Казани
Всероссийская практическая конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном»,...
Слово редактора к №101
Образование должно длиться всю жизнь, и не обязательно на университетской скамье. Какая судьба в...
XI специализированная выставка «ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА - 2018» прошла в Оренбурге
Экспозиция «Образования и карьера» в этом году была посвящена новейшим технологиям и возможностям...
Дайджест № 101 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» – анализ трехлетнего опыта проведения конкурса «МЕДИАактивность вузов РФ»,...
Из журнала
#90Управление качеством образования: новые подходы
#92НСПК России: итоги и перспективы
#91Дополнительное образование детей
#93В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
#90Продвижение российских научных журналов в мире
Информационная лента
18:01На должности профессоров в ТюмГУ претендуют представители ведущих университетов мира
17:35СПбГУТ впервые представили в США
17:27Международный арктический саммит
17:24Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» в ИРНИТУ
16:43ТюмГУ открывает набор на магистерскую программу «Биологическая безопасность растений»