Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №58

Темы выпуска: законопроект «Об образовании», проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров, государственная аккредитация и аккредитационные показатели, непрерывное образование в России и опыт Казахстана, проектный подход в государственной молодежной политике, будущее российской науки – акцент на университеты, тьюторство.

20.09.2012
Просмотров: 1770

Парадоксы и компромиссы

Галина МОТОВА,
главный редактор

Как ни парадоксально, для инновационной экономики страны сегодня нужны специалисты не столько с высшим образованием, сколько рабочие кадры высшей квалификации. Проблема дефицита квалифицированных рабочих в настоящее время стоит на первом месте, превышая даже коррупцию и административные барьеры (по результатам социологического опроса, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» в 2011 году). По мнению участников совещания, организованного президентом Союза директоров учреждений НПО и СПО В. Деминым, в стране с установкой на всеобщее высшее образование не только оно определяет успешность человека и качество его жизни.

И речь не о том, что массовое высшее образование подняло общество на новый качественный уровень, скорее наоборот. Оно стало чем-то вроде обязательного атрибута: даже секретарь и продавец являются, как правило, выпускниками вузов. Высшее образование потеряло свою элитарность, привилегированность: даже наличие ученых степеней не сулит их обладателям повышения уровня жизни.

О возрождении российского ремесленничества и рабочей аристократии, сети учреждений детского технического творчества и системы непрерывного образования идет речь на страницах этого номера журнала.

Требует повышенного внимания и подготовка кадров высшей квалификации с высшим образованием, несмотря на «кипучую деятельность государства» по оптимизации структуры высшего образования и поддержке инновационных вузов. Заведующая сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН И. Дежина считает, что «быстро можно купить оборудование или сделать ремонт, а вот переучить кадры – так чтобы они и преподавали по-современному, и по-английски могли читать, писать статьи и учить студентов, чтобы занимались своевременными научными исследованиями, могли работать по заказам в срок и в соответствии с поставленными задачами, – это сложно. Требуется очень много времени и, может быть, смена поколений».

В ожидании принятия нового закона «Об образовании», который, безусловно, затрагивает интересы большинства населения нашей страны, важно не ошибиться с национальной стратегией развития и выбрать правильный путь интеграции с мировым образовательным пространством. «Обязательно следует учитывать лучший мировой опыт, – озвучил свою позицию на осенней парламентской сессии Комитета Госдумы РФ по образованию министр образования и науки Д. Ливанов, – но слепое копирование с опозданием в десять, двадцать, тридцать лет поставит нас в положение догоняющих. Безусловно, нужно опираться в развитии на замечательные традиции российской педагогической школы. Они у нас есть: и своя оригинальная методика преподавания, и замечательные достижения в математическом образовании, перенимаемые другими странами. Поэтому необходимо, используя лучшее, что есть в мире, опираться на свой собственный опыт и ставить перед собой собственные задачи».

Высокие достижения в образовании, например, математическом, у нас действительно есть: об этом еще раз свидетельствуют победы российских студентов на международной олимпиаде в Израиле (статья «От Йошкар-Олы до Ариэля»). Но и парадоксы образовательной политики в отношении традиций российской педагогической школы очевидны. Скажем, в отношении ликвидации уровня НПО, или введения контрактной системы с учителями школ, или… введения в этом году новых показателей и критериев государственной аккредитации для учреждений высшего образования. Показатели, и в большей степени критерии государственной аккредитации, являются фундаментом национальной системы гарантии качества образования. Именно они будут определять развитие высшей школы в ближайшие годы. Только вот каким оно будет?

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-58

Похожие материалы:
Слово редактора к №61
Слово редактора к №42
Слово редактора к №87
Слово редактора к №74
Слово редактора к №43
Слово редактора к №33
Слово редактора к №101
Слово редактора к №60
Слово редактора к №75
Слово редактора к №91

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
Из журнала
#92Залог достойного будущего
#93«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования
#92Особенности организации системы ДПО в вузе
#93Инновационность, профессионализм, качество
#93Важнейшее звено социально-экономической системы региона
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту