Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №72

Темы номера: репортажи из парламента; Владимир Филиппов; IV форум ENQA; показатели и критерии мониторинга эффективности деятельности вузов; СВФУ имени М.К. Аммосова крупным планом; инженерное образование; электронное обучение; интернет-олимпиада; профориентация; продолжение дискуссии о социализации молодежи; первый рейтинг региональных систем СПО; развитие дополнительного образования.

Просмотров: 752

От ширпотреба к индпошиву

Галина МОТОВА,
главный редактор

Всего за двадцать лет высшее образование в России стало образованием «широкого потребления». Элитарная подготовка специалиста под нужды конкретного производства или отрасли народного хозяйства превратилась в массовую. «Но массовое высшее образование уподобляется любому массовому производству, при котором принципиально не может быть одинаково высококачественных машин, рубашек, галстуков, молодых специалистов», – утверждает гость нашего журнала, ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК В.М. Филиппов (интервью с ним открывает новый раздел «Реформы: десять лет пути»).

Неудивительно, что качество образования, прежде всего, технического, «учитывая «массовизацию» всего высшего образования, закономерно снизилось», – отмечает ректор Томского политехнического университета П.С. Чубик (проблемная статья «Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны»). И если говорить о причинах снижения качества технического образования, то одна из них – падение престижа инженерной профессии в период социально-экономического кризиса начала 90-х годов прошлого века. Но и не только она. «Вузы хронически недофинансируются, а зарплата российского профессора ниже не только чем у его коллег в США, Великобритании, Швеции или Японии, но и в Нигерии и Эфиопии!» – сетует ректор Кузбасского государственного технического университета В.А. Ковалев (интервью «Инженерное дело – основа развития России»).

Развитие законодательства в области инженерного дела и инжиниринговой деятельности, формирование промышленной политики в стране, создание системы инжиниринговых центров на базе технологических вузов, а также центров и школ для работы с одаренными детьми преимущественно по естественнонаучным и техническим направлениям – все эти наболевшие вопросы были в центре внимания на заседании круглого стола «Инженерное дело – основа развития России» в Совете Федерации (читайте репортаж «Кадры должны расти на успехе»). Но сегодня необходимы не только законодательные инициативы, но и конкретные шаги. Иначе получится, по меткому замечанию ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александрова, что «зеленый свет включен, а рельсы не проложены».

В этом номере журнала ректоры ведущих технических вузов страны предлагают пути решения проблемы повышения качества подготовки инженерных кадров. Среди них введение обязательного ЕГЭ по физике (для увеличения количества абитуриентов, поступающих в технические вузы), налоговых льгот для бизнеса, вкладывающего средства в развитие образования, реализация сетевых программ, профильных кафедр в вузе и базовых кафедр на производстве. И особенно важным является «качественный профориентационный и интеллектуальный отбор обучающихся», – считает ректор Омского государственного технического университета В.В. Шалай (проблемная статья «Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?»).

Поиску и поддержке талантливой молодежи способствует реализуемый в течение последних пяти лет масштабный проект «Открытые международные интернет-олимпиады для студентов». Они позволяют, с одной стороны, привлечь всех желающих к решению творческих задач, а с другой – обеспечить индивидуальный подход к выявлению талантов (обзорная статья «Тренировка для ума и продвижения таланта»). Однако, судя по интервью с победителями финала студенческой олимпиады по математике, не все из них связывают свое будущее с нашей страной. Как считают руководители студенческих команд и члены жюри, отсутствие в стране необходимых условий для поддержки образования и науки не способствует удержанию в системе образования выдающихся преподавательских кадров.

Вопреки российскому менталитету и устоявшимся традициям финансовой поддержки слабых, единственным разумным выходом из кризисной ситуации в условиях ограниченных ресурсов, массификации высшего образования и искривленного рынка труда, по убеждению В.М. Филиппова, является стратификация учреждений высшего образования по принципу «поддерживать надо сильных!».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-72

Похожие материалы:
Слово редактора к №73
Слово редактора к №28
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №98
Слово редактора к №97
Слово редактора к №71
Слово редактора к №54
Слово редактора к №55
Слово редактора к №38
Слово редактора к №89

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Конференция по взаимодействию России и Китая в условиях цифровизации в СФУ
26–29 сентября 2018 года в СФУ пройдут ежегодное собрание членов Российско-Китайской ассоциации...
В российских школах появится урок НТИ
В сентябре 2018 года в российских школах появится «Урок НТИ» (Урок Национальной технологической...
Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
11–12 октября в ЮУрГУ состоится IV Международная научно-практическая конференция «Университет XXI...
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Из журнала
#90Развитие региональной системы оценки качества образования
#90Новости №90
#92В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
#92В Белгородском государственном институте искусств и культуры работает Школа искусств для взрослых
#93Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
Информационная лента
08:39Собрание Российско-Китайской ассоциации экономических университетов в СФУ
08:37Томский госуниверситет войдет в Ассоциацию азиатских университетов
10:18Свой вариант «умного счётчика» представили студенты АГУ
09:30Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
13:07РГСУ на крупнейшей инклюзивной международной выставке