Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №72

Темы номера: репортажи из парламента; Владимир Филиппов; IV форум ENQA; показатели и критерии мониторинга эффективности деятельности вузов; СВФУ имени М.К. Аммосова крупным планом; инженерное образование; электронное обучение; интернет-олимпиада; профориентация; продолжение дискуссии о социализации молодежи; первый рейтинг региональных систем СПО; развитие дополнительного образования.

Просмотров: 753

От ширпотреба к индпошиву

Галина МОТОВА,
главный редактор

Всего за двадцать лет высшее образование в России стало образованием «широкого потребления». Элитарная подготовка специалиста под нужды конкретного производства или отрасли народного хозяйства превратилась в массовую. «Но массовое высшее образование уподобляется любому массовому производству, при котором принципиально не может быть одинаково высококачественных машин, рубашек, галстуков, молодых специалистов», – утверждает гость нашего журнала, ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК В.М. Филиппов (интервью с ним открывает новый раздел «Реформы: десять лет пути»).

Неудивительно, что качество образования, прежде всего, технического, «учитывая «массовизацию» всего высшего образования, закономерно снизилось», – отмечает ректор Томского политехнического университета П.С. Чубик (проблемная статья «Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны»). И если говорить о причинах снижения качества технического образования, то одна из них – падение престижа инженерной профессии в период социально-экономического кризиса начала 90-х годов прошлого века. Но и не только она. «Вузы хронически недофинансируются, а зарплата российского профессора ниже не только чем у его коллег в США, Великобритании, Швеции или Японии, но и в Нигерии и Эфиопии!» – сетует ректор Кузбасского государственного технического университета В.А. Ковалев (интервью «Инженерное дело – основа развития России»).

Развитие законодательства в области инженерного дела и инжиниринговой деятельности, формирование промышленной политики в стране, создание системы инжиниринговых центров на базе технологических вузов, а также центров и школ для работы с одаренными детьми преимущественно по естественнонаучным и техническим направлениям – все эти наболевшие вопросы были в центре внимания на заседании круглого стола «Инженерное дело – основа развития России» в Совете Федерации (читайте репортаж «Кадры должны расти на успехе»). Но сегодня необходимы не только законодательные инициативы, но и конкретные шаги. Иначе получится, по меткому замечанию ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александрова, что «зеленый свет включен, а рельсы не проложены».

В этом номере журнала ректоры ведущих технических вузов страны предлагают пути решения проблемы повышения качества подготовки инженерных кадров. Среди них введение обязательного ЕГЭ по физике (для увеличения количества абитуриентов, поступающих в технические вузы), налоговых льгот для бизнеса, вкладывающего средства в развитие образования, реализация сетевых программ, профильных кафедр в вузе и базовых кафедр на производстве. И особенно важным является «качественный профориентационный и интеллектуальный отбор обучающихся», – считает ректор Омского государственного технического университета В.В. Шалай (проблемная статья «Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?»).

Поиску и поддержке талантливой молодежи способствует реализуемый в течение последних пяти лет масштабный проект «Открытые международные интернет-олимпиады для студентов». Они позволяют, с одной стороны, привлечь всех желающих к решению творческих задач, а с другой – обеспечить индивидуальный подход к выявлению талантов (обзорная статья «Тренировка для ума и продвижения таланта»). Однако, судя по интервью с победителями финала студенческой олимпиады по математике, не все из них связывают свое будущее с нашей страной. Как считают руководители студенческих команд и члены жюри, отсутствие в стране необходимых условий для поддержки образования и науки не способствует удержанию в системе образования выдающихся преподавательских кадров.

Вопреки российскому менталитету и устоявшимся традициям финансовой поддержки слабых, единственным разумным выходом из кризисной ситуации в условиях ограниченных ресурсов, массификации высшего образования и искривленного рынка труда, по убеждению В.М. Филиппова, является стратификация учреждений высшего образования по принципу «поддерживать надо сильных!».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-72

Похожие материалы:
Слово редактора к №52
Слово редактора к №68
Слово редактора к №86
Слово редактора к №82
Слово редактора к №69
Слово редактора к №30
Слово редактора к №90
Слово редактора к №36
Слово редактора к №51
Слово редактора к №91

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
СВФУ им. М.К. Аммосова активно реализует онлайн-проекты в области русистики
Активно развивающиеся партнерские отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона открывают...
Из журнала
#99Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
#96Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники отметил 85-летие
#104Дайджест № 104 «Аккредитация в образовании»
#96Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов