Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №72

Темы номера: репортажи из парламента; Владимир Филиппов; IV форум ENQA; показатели и критерии мониторинга эффективности деятельности вузов; СВФУ имени М.К. Аммосова крупным планом; инженерное образование; электронное обучение; интернет-олимпиада; профориентация; продолжение дискуссии о социализации молодежи; первый рейтинг региональных систем СПО; развитие дополнительного образования.

Просмотров: 826

От ширпотреба к индпошиву

Галина МОТОВА,
главный редактор

Всего за двадцать лет высшее образование в России стало образованием «широкого потребления». Элитарная подготовка специалиста под нужды конкретного производства или отрасли народного хозяйства превратилась в массовую. «Но массовое высшее образование уподобляется любому массовому производству, при котором принципиально не может быть одинаково высококачественных машин, рубашек, галстуков, молодых специалистов», – утверждает гость нашего журнала, ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК В.М. Филиппов (интервью с ним открывает новый раздел «Реформы: десять лет пути»).

Неудивительно, что качество образования, прежде всего, технического, «учитывая «массовизацию» всего высшего образования, закономерно снизилось», – отмечает ректор Томского политехнического университета П.С. Чубик (проблемная статья «Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны»). И если говорить о причинах снижения качества технического образования, то одна из них – падение престижа инженерной профессии в период социально-экономического кризиса начала 90-х годов прошлого века. Но и не только она. «Вузы хронически недофинансируются, а зарплата российского профессора ниже не только чем у его коллег в США, Великобритании, Швеции или Японии, но и в Нигерии и Эфиопии!» – сетует ректор Кузбасского государственного технического университета В.А. Ковалев (интервью «Инженерное дело – основа развития России»).

Развитие законодательства в области инженерного дела и инжиниринговой деятельности, формирование промышленной политики в стране, создание системы инжиниринговых центров на базе технологических вузов, а также центров и школ для работы с одаренными детьми преимущественно по естественнонаучным и техническим направлениям – все эти наболевшие вопросы были в центре внимания на заседании круглого стола «Инженерное дело – основа развития России» в Совете Федерации (читайте репортаж «Кадры должны расти на успехе»). Но сегодня необходимы не только законодательные инициативы, но и конкретные шаги. Иначе получится, по меткому замечанию ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александрова, что «зеленый свет включен, а рельсы не проложены».

В этом номере журнала ректоры ведущих технических вузов страны предлагают пути решения проблемы повышения качества подготовки инженерных кадров. Среди них введение обязательного ЕГЭ по физике (для увеличения количества абитуриентов, поступающих в технические вузы), налоговых льгот для бизнеса, вкладывающего средства в развитие образования, реализация сетевых программ, профильных кафедр в вузе и базовых кафедр на производстве. И особенно важным является «качественный профориентационный и интеллектуальный отбор обучающихся», – считает ректор Омского государственного технического университета В.В. Шалай (проблемная статья «Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?»).

Поиску и поддержке талантливой молодежи способствует реализуемый в течение последних пяти лет масштабный проект «Открытые международные интернет-олимпиады для студентов». Они позволяют, с одной стороны, привлечь всех желающих к решению творческих задач, а с другой – обеспечить индивидуальный подход к выявлению талантов (обзорная статья «Тренировка для ума и продвижения таланта»). Однако, судя по интервью с победителями финала студенческой олимпиады по математике, не все из них связывают свое будущее с нашей страной. Как считают руководители студенческих команд и члены жюри, отсутствие в стране необходимых условий для поддержки образования и науки не способствует удержанию в системе образования выдающихся преподавательских кадров.

Вопреки российскому менталитету и устоявшимся традициям финансовой поддержки слабых, единственным разумным выходом из кризисной ситуации в условиях ограниченных ресурсов, массификации высшего образования и искривленного рынка труда, по убеждению В.М. Филиппова, является стратификация учреждений высшего образования по принципу «поддерживать надо сильных!».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора №94
Слово редактора к №81
Слово редактора к №33
Слово редактора к №91
Слово редактора к №60
Слово редактора к №61
Слово редактора к №75
Слово редактора к №39
Слово редактора к №92
Слово редактора к №43

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ