Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инклюзия в высшем образовании

Система образования, как и любая другая, нуждается в модернизации. Однако следует помнить, что «подключение» к ней новых функций в угоду требованиям современного рынка чревато потерей исходных системных характеристик. Как сохранить главное, развивая необходимое? Читайте в 88 номере журнала.

18.04.2017
Просмотров: 227

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Галина Мотова Галина Мотова, главный редактор

Нет, речь пойдёт не о включении лиц с ограниченными возможностями здоровья в обра­зовательный процесс. Хотя, безусловно, эта тема по-прежнему актуальна и содержит массу нерешенных вопросов. Есть и ещё группа, требующая особого внимания и специальной подготовки от преподавателей, особых условий и наличия учебных ресурсов в вузе. Это иностранные студенты.

С каждым годом, во многом благодаря мониторингу эффективности, проводимому

Мин­обрнауки РФ, их становится всё больше. В том числе в небольших периферийных вузах, в том числе – за счёт большого количества граждан Азии и Африки. Низкий уровень предшествующего образования и отсутствие языковой подготовки создают целый ряд проблем при обучении таких студентов. Но и не только это: визовые, миграционные и прочие огра­ничения не способствуют восстановлению статуса страны с высоким уровнем экспорта качественного образования. Об этом шла речь на круглом столе Комитета Госдумы РФ по образованию «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения ино­странных граждан в вузах России». Вместе с тем, по мнению проректора по между­народной академической мобильности Российского университета дружбы народов Л.И. Ефремовой, до сих пор «не хватает более чёткой позиции государства: для чего и почему мы хотим обучать иностранных граждан». А может быть, правильнее было бы, наоборот, расставить приоритеты: облегчить для иностранных абитуриентов визовый режим и возможности трудо­устройства для выпускников, усилив при этом требования к уровню их подготовки? Главный вопрос: что важнее для отечественной системы образования – количество или качество иностранных студентов (репортаж «Образовательная экспансия на мировом рынке»).

Впрочем, этот вопрос актуален не только для отдельных граждан с ограниченными возможностями и особыми потребностями: иностранных студентов, инвалидов, детей-сирот (статья «Сиротский вопрос»), – но и для содержания, форм и качества подготовки в выс­шей школе. Сетевые формы реализации программ, электронное обучение, дистанционные технологии обучения законодательно закреплены, но не обеспечены возможностями включения в традиционный образовательный процесс. Как не обеспечена, по словам руководителя экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию С.А. Щенникова, и возможность непрерывного образования: «Построение индивидуальных траекторий развития на протяжении всей жизни затруднительно в пространстве, разделенном глубокими рвами <…> Эти рвы создаются существующей системой лицензирования и государственной аккредитации, мониторингами, статистическими отчетами, рейтингами, оценками эффективности и качества, избыточными требованиями и другими факторами» (мнение члена экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»).

К тому же инициатива самих «участников отношений в сфере образования» по включению в образовательный процесс инновационных технологий оценки качества образования – например, таких как Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, – по мнению ректора Тверского государственного университета А.В. Белоцерковского, «является элементом внешней независимой оценки качества подготовки <…> и позволяет провести объективный анализ индивидуальных образовательных достижений студентов, а по их ансамблю – и качества реализуемых образовательных программ» (статья «ЕГЭ для бакалавров?»).

Не менее важным фактором, обеспечивающим качество образования и его конкуренто­способность, является, по оценке ректора Забайкальского государственного университета Сергея Иванова, подготовка новых кадров, соответствующих динамике изменений современной экономики (интервью «Инновационный центр региональной экономики»).

Однако включение включению – рознь. Не утихают споры и дискуссии о необходимости реализации программ высшего образования по требованиям работодателей и корректировки образовательных стандартов с учетом профессиональных (статья «Технология внедрения профессиональных стандартов»). Нельзя не согласиться с утверждением гостя этого номера журнала «АО», директора Института развития образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкиной:

«Неправильно ставить систему образования в исключительную зави­симость от потреб­ностей рынка труда: все-таки у вузов есть свои долгосрочные миссии, ответственность за развитие человеческого капитала, науки и технологий в своей стране, вне зависимости от текущих рыночных флуктуаций» (интервью «Активы и пассивы высшей школы»).

Система образования, как и любая другая, нуждается в модернизации. Однако следует помнить, что «подключение» к ней новых функций в угоду требованиям современного рынка чревато потерей исходных системных характеристик.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, ао-88, слово редактора

Похожие материалы:
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №67
Слово редактора к №68
Слово редактора к №32
Слово редактора к №30
Слово редактора к №96
Слово редактора к №78
Слово редактора к №51
Слово редактора к №77
Слово редактора к №50

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Меморандум о сотрудничестве между университетом Самарканда и ВолГУ подписан на Российско-Узбекском форуме
Завершилась работа III Международного Российско-Узбекского молодежного форума в Волгограде. На...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
СамГУПС участвует в разработке проекта ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога»
В Самарском государственном университете путей сообщения состоялся «День компании «РЖД» в...
Из журнала
#100Слово редактора к №100
#94В России создан новый рейтинг вузов
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#98Цифровизация образования в России и мире
#92Утвержден паспорт нового приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»
Информационная лента
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси
14:15Конференция «Современные тренды развития стран и регионов-2018» пройдет в ТИУ
13:43В БФУ им. И. Канта пройдет научно-практическая конференция по правовым основам цифровой экономики
10:59Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
11:43Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани