Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Чему российская наука может поучиться у Европы?

Сотрудник Томского политехнического университета, победитель всероссийского конкурса «Инженер года» Евгений Плотников не так давно вернулся из длительной стажировки в Германии. На протяжении полугода он работал в Институте биохимии Университета Грайфсвальда.

Просмотров: 1073

Сотрудник Института природных ресурсов, победитель всероссийского конкурса «Инженер года» Евгений Плотников не так давно вернулся из длительной стажировки в Германии. На протяжении полугода он работал в Институте биохимии Университета Грайфсвальда под руководством ведущего мирового ученого в области электрохимии профессора Фрица Шольца. Мы попросили Евгения поделиться своими впечатлениями от работы за рубежом и рассказать о своих исследованиях в ТПУ.

  – По первому образованию вы – медик, как сложилось, что теперь вы работаете в ТПУ?

– Я заканчивал медуниверситет, занимался в научном кружке у профессора Петра Прокопьевича Балашова. И одним из моих научных интересов была разработка препаратов для коррекции аддиктивных состояний (зависимостей).

Мы с коллегами разрабатывали новую концепцию психостабилизаторов с антиоксидантной активностью, которые бы приводили человека из депрессивного или возбужденного состояний в нормальное. Наша идея была в том, чтобы создать ряд таких препаратов для лечения алкоголизма.

Ведь это одна из наиболее актуальных проблем для всего мира, а особенно для нашей страны. При этом чтобы новые препараты корригировали в организме человека не только психологический статус. Так мы стали изучать сыворотку крови больных алкоголизмом. Для этого нужны были новые методики. Именно поэтому мы стали сотрудничать с кафедрой аналитической химии Томского политехнического университета. Там как раз разрабатывалась новая методика по анализу антиоксидантной активности.

Первые совместные исследования прошли весьма успешно. Мы выявили, что при алкоголизме на фоне падения иммунитета и снижения ряда других жизненных показателей, снижается и уровень антиоксидантной активности. Именно это и было нам интересно. Появилась идея создать корректоры для лечения алкоголизма, обладающие антиоксидантной активностью.

Для проведения этой работы я тесно сотрудничал с кафедрой ФАХ и в ходе исследований понял, что большая часть моей работы не является клинически-медицинской, а больше как раз относится к аналитической химии. Мне предложили поступить в аспирантуру и закончить свои исследования уже непосредственно на кафедре ФАХ, где в прошлом году я успешно защитил кандидатскую диссертацию.

– И параллельно поступили в магистратуру. Теперь вы снова продолжаете обучение, уже по магистерской программе, открытой совместно с фармацевтической компанией «Р-Фарм». Все это помогает в основной работе?

– Да. Это такое логичное продолжение. Сейчас мы на кафедре продолжаем заниматься основным исследованием антиоксидантной активности, есть ряд патентов, созданных совместно с томскими медиками. Пытаемся участвовать во многих инновационных конкурсах по внедрению новых лекарственных средств на российский рынок. До рынка мы еще не дошли, но уверенно двигаемся в направлении коммерциализации наших разработок.

К примеру, одним из проектов было создание на основе наших исследований БАДа. Но проблема в том, что биологически-активные добавки дискредитированы. Даже хорошие препараты, выпущенные в виде БАДа, не вызывают у населения доверия. Зато только так можно избежать сложностей с продвижением лекарственных препаратов. На это необходимо не меньше восьми лет и огромное количество финансовых вложений.

Что касается совместной программы с «Р-Фарм», то это хорошая возможность получить новые знания в близкой для меня области и завязать полезные контакты. Например, у нас есть задумка по выпуску антибактериальных средств. При этом компания «Р-Фарм» сегодня строит новый завод, и они заинтересованы в поиске новых проектов. Я думаю, нам будет, что им предложить, и в скором времени мы выйдем на сотрудничество по каким-то конкретным идеям.

– Вы – молодой ученый новой формации, который не просто занимается фундаментальной наукой, но стремится создать реальную технологию, новый продукт, вывести его на рынок. Почему был выбран именно этот путь?

– Здесь несколько важных моментов. Во-первых, желание реализоваться в своей стране. Если честно, то меня очень обижает, когда люди уезжают за рубеж, говоря, что в России все плохо, и работать, развиваться здесь невозможно.

Многие молодые ученые едут за границу с одной только целью – лишь бы уехать из своей страны. Это неправильно. Я много бывал на стажировках за границей, мне есть с чем сравнивать. В чем-то мы проигрываем, в чем-то выигрываем, но здесь, в России, есть огромный потенциал, который нужно развивать и с умом использовать.

Во-вторых, для меня важна возможность реализации собственных идей, своего потенциала. Фундаментальные исследования имеют колоссальное значение, но совсем другое, когда результаты научных исследований ты можешь превратить в материальный объект. С точки зрения самореализации это гораздо приятнее. А если удается вывести этот объект на рынок и создать бизнес, то это идеал. Обычный, не наукоемкий бизнес может принести доход, но он примитивен и не приносит удовлетворения. Жизнь короткая, тратить ее на что-то тебе неинтересное попросту глупо. В итоге, спустя годы, ты поймешь, что ничего стоящего так и не сделал, ничего после себя значимого не оставил.

– По-вашему, сегодня молодой ученый может зарабатывать?

– Вопрос сложный. Зависит от того, в какую научную команду ты попадешь. Если эта команда имеет научные связи, контакты и исследования, работы по хоздоговорам, то тогда это возможно. Самому начинать с нуля, без поддержки, без достойного бэкграунда тоже можно, если у тебя гениальная идея.

Если идея реализуема, но банальна, тогда это будет крайне сложно. Особенно в начале пути, когда ученый поступает в аспирантуру, его финансовое благосостояние оставляет желать лучшего. Вот тогда встает выбор. Или занимаясь любимым делом, потерпеть, и может быть, лет через двадцать ты сможешь выйти на нужный тебе финансовый уровень. Или уйти в коммерческую структуру, производство, зарабатывать хорошие деньги, но потерять возможность самореализации в научном плане. Я выбрал первый путь, и первый опыт показывает, что успехов можно достичь и здесь.

– Вы полгода провели на стажировке в Германии. Оцените уровень научных исследований там и здесь. Нам есть чему поучиться у иностранных коллег?

– Безусловно. Советую всем съездить на стажировки, посмотреть, поучиться. А затем, вернувшись в Россию, попытаться сделать лучше.

Я ездил в Германию благодаря выигранному гранту немецкой службы академических обменов и российского Министерства образования и науки. Работал я в Институте биохимии Университета Грайфсвальда под руководством ведущего мирового ученого в области электрохимии профессора Фрица Шольца.

В Германии здорово, я работал в замечательном, мощном коллективе с высочайшим уровнем научных исследований, глубокой постановкой научных проблем, с современным качественным оборудованием. Могу с уверенностью сказать, что немцы не зря считаются передовиками в научном сообществе. У них есть весомые достижения, и они готовы принимать российских ученых в команду.

Меня приглашали остаться, ведь у них всегда открываются места в PhD-программах, но я отказался. Это другая жизнь, и уезжать из России я в принципе не намерен. А вот продолжать научное сотрудничество между нашими странами не только возможно, но и необходимо. Этим мы теперь и занимаемся. Например, подготовили совместную статью по исследованию наночастиц. Пока для русского журнала, но планируем публиковаться и в международных научных изданиях.

Кроме того, в Германии совершенно другой подход к формированию научных команд: лучше или хуже – сказать сложно. Там с учеными заключают контракт на несколько лет, за этот срок он должен решить определенные задачи, после окончания контракта его увольняют. Даже несмотря на то, что это высококлассный специалист в своей области.

Наработанные знания он теперь может передать в другой институт, в другую научную команду, но чтобы найти новую работу, на момент окончания контракта он должен иметь результаты, статьи, разработки. Если ты не работал эффективно, то найти новое место работы будет непросто. Это такой жесткий метод стимулирования, который работает.

Хотя, с другой стороны, для человека это серьезный шаг, новая жизнь, переезд. У нас ученые чувствуют себя комфортнее, относительно стабильнее, они уверены в будущем, но при этом нет такой ротации кадров. Чему нам действительно стоит поучиться, так это тому насколько социально справедливо выстроено европейское общество. Где такие профессии как врач, ученый, педагог не только уважаемы, но и финансово стабильны. В России ситуация постепенно улучшается, но нам еще так далеко до европейского уровня.

– Как вы думаете, насколько эффективен метод приглашения иностранных ученых на работу в Россию, чтобы они создавали передовые научные группы у нас?

– В чем-то оправдан и эффективен, но это явно не то, что поднимет российскую науку. Мне кажется, что каких-то знаменитых ученых резонно приглашать на работу в прорывные области науки, но и наши молодые ученые должны ездить учиться за границу. Стоит заключать контракты со студентами старших курсов, может после бакалавриата, и давать им возможность стажироваться в ведущих мировых университетах с условием, что они не останутся за границей, обязательно вернуться и лет 8-10 посвятят российской науке. Только тогда можно привнести в науку новое и стать действительно лидерами в различных областях.

У России огромный потенциал, много светлых умов, мы еще не раз удивим своими открытиями мир.

Мария АЛИСОВА

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: германия, молодые ученые, наука, томский политехнический университет

Похожие материалы:
Конкурс на участие в форуме гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог»
Политехник открыл месторождение углеводородов под Пекином
Исследования выпускника Новосибирского госуниверситета помогут в борьбе с раком
Традиции лидерства. Нефтегазовое образование В Сибири
Студенты и аспиранты ТПУ — «ключ» вуза к участию в экспериментах ЦЕРНа
Лаборатория робототехники ТПУ выиграла грант на новое оборудование
Ученые 14 стран обсудят проблемы радиоактивности в среде обитания человека
Политехник будет работать над созданием единой базы публикаций ученых ЦЕРНа
В «Горный» съехались молодые учёные со всей России
Сотрудник ИрГТУ презентует новую геологоразведочную технологию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#111Региональный хаб новых компетенций
#105В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ