Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ученые обсудили проблему техногенных отходов

Теме комплексной переработки техногенных видов сырья был посвящен круглый стол, прошедший в рамках XV Томского инновационного форума. Политехникам удалось собрать для дискуссии все заинтересованные в этом вопросе стороны: представителей промышленности, науки и власти.

Просмотров: 1323

Теме комплексной переработки техногенных видов сырья был посвящен круглый стол, прошедший в рамках XV Томского инновационного форума. Его организаторами стали Томский политехнический университет, Институт природных ресурсов, Научно-образовательный центр «Перспективные технологии». Политехникам удалось собрать для дискуссии все заинтересованные в этом вопросе стороны: представителей промышленности, науки и власти. Именно так, по их мнению, и можно привлечь внимание к этой важной проблеме.

Тема для дискуссии выбрана не случайно. В настоящее время одной из главных проблем ряда предприятий металлургического и энергетического секторов экономики России, стран СНГ и Европы является накопление большого количества отходов производства в виде золошлаков, пиритов, моноцитов и т.д.

Также широко известно, что данные отходы содержат большое количество ценных компонентов: редкоземельных элементов (РЗЭ), органических примесей, различных металлов и т.д., извлечение и использование которых может повысить экономическую эффективность ряда отраслей промышленности. При этом в отходах содержится даже больше редкоземельных элементов, чем на месторождениях. Комплексная переработка таких видов отходов решит не только экологические, но и социальные, и экономические проблемы предприятий.

Модератором круглого стола выступил академик Российской академии естественных наук, профессор-консультант Всероссийского научно-исследовательского института химической технологии (г. Москва) Валерий Ларин. С самого начала дискуссии он попросил коллег подойти к решению вопроса как специалистам, не беря во внимание возможные политические моменты.

«Это будет правильнее всего, ведь на сегодняшний день проблема техногенных отходов выходит на самый первый план, – сказал Валерий Ларин.

– Все техногенные отходы можно разделить на три больших кластера: твердые, жидкие и газообразные. Два первых класса имеют свойства накапливаться, поэтому требуют серьезного подхода. И речь идет не о каком-то извлекании определенных необходимых нам элементов, нужно говорить о комплексной переработке. Иначе это будет просто перескладирование одного техногенного отвала в другой. Вот именно о полной комплексной переработке техногенных образований, которых накопилось огромное количество, мы и должны подумать».

Валерий Ларин обратил внимание участников дискуссии еще на одну очень существенную проблему – техногенные образования сегодня не имеют под собой никаких законодательных основ для их промышленной переработки. Этот серьезный вопрос связан напрямую с организацией производства техногенных образований.

В числе ключевых спикеров выступили представители Томского политехнического университета Леонид Рихванов, профессор кафедры геоэкологии и геохимии Института природных ресурсов ТПУ, и Александр Дьяченко, заведующий кафедрой химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов Физико-технического института ТПУ. Открыл дискуссию доклад Леонида Рихванова. Профессор рассказал о ресурсах, которые содержатся в техногенных отходах.

«Замечательно, что сегодня государство обращает внимание на такую актуальную тему, как техногенные месторождения, – отметил профессор Леонид Рихванов. – Сегодня существует классификация, инструкции по оценке ценных компонентов, но никто всерьез не занимался подсчетом ресурсов и запасов в этих техногенных объектах.

Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что в одном кубическом сантиметре любой горной породы содержатся все химические элементы. В силу специфики формирования месторождений как таковых на разных этапах переработки сырья образуются техногенные отвалы, содержащие очень ценные компоненты».

Он отметил, что классическими примерами таких отвалов являются хвостохранилища бывших золоторудных месторождений. И в силу недостатка высокотехнологических способов извлечения золота, часть золота из хвостохранилищ уходило в отвалы. По его словам, и в Сибири немало золота находится в этих вторичных образованиях. Уникальным источником ценных компонентов можно назвать и золошлаковые отходы, продукты сжигания углей различного типа.

Как отметил профессор Рихванов, на территории России существует огромное количество золошлаковых образований различного качества. Еще в конце 80-ых годов в США проводили работы по оценке ресурсов в золошлаковых отходах. Ученые выяснили, что угли и их продукты сжигания могут быть потенциальным источником, который будет способен обеспечить не менее половины потребности Америки в большинстве редких и редкоземельных элементах.

«В ТПУ проблемой комплексной оценки угольных месторождений и золошлаковых образований занимаются довольно давно, – пояснил Леонид Рихванов. – Сегодня нами изучены все работающие угольные месторождения и установлено, что угольные бассейны в Сибири могут быть источниками германия, скандия, урана, золота, тантала, циркония и других элементов».

В обсуждении вопроса приняли участие заместитель губернатора Томской области по промышленности и ТЭК Леонид Резников, вице-президент Российской академии наук, советник президента, академик РАН Николай Лаверов, начальник управления инноваций и науки АО «НАК «Казатомпром» Бауржан Дуйсебаев, директор компании «BLUCHER» (Германия) Райк Шёнфельд, а также руководители ведущих в России предприятий и исследовательских институтов.

За несколько часов обсуждения участники дискуссии смогли поднять наиболее актуальные проблемы современного подхода к комплексной переработке техногенных отходов, поделиться собственным опытом и выработать некую стратегию решения этого вопроса. 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновации ТПУ внедряют в сталелитейное производство
Минобрнауки России определило критерии инновационной продукции
Клавиатура против скимминга
Разработки ТПУ высоко оценил президент ГЛОНАСС
Конкурс инновационных и предпринимательских проектов «Идеи для жизни»
ТПУ поставит в Малайзию таможенное устройство
В Москве прошел семинар по эко-инновациям
В ТПУ составили рейтинг самых продаваемых научных разработок
Американцы создадут сверхзвуковой поезд по разработке ученого-политехника, предложенной им век назад
Прими участие в семинаре «Лаборатория инновационных идей»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ