В канун съезда Российского союза ректоров своими мыслями о роли высшей школы в построении инновационной экономики страны поделился ректор Поволжского государственного технологического университета, профессор Евгений Романов.
– Евгений Михайлович, современный технологический университет – это не просто учебное заведение, но и центр науки, связи с производством, одна из важнейших «точек роста» инновационной экономики страны…
– Скажу больше. В развитых странах сильные технологические университеты, такие, как, к примеру, Caltech и MIT в США, Tehnion в Израиле, EPFL в Швейцарии, во многом определяют прогресс своих государств. Именно они задают современный формат инноваций в обществе, оказывая мощное воздействие на развитие науки, внедрение новых технологий. Таким образом, технологические университеты являются своеобразными локомотивами, тянущими за собой экономику, определяющими вектор ее развития.
Вот и у России, мечтающей сменить сырьевую направленность экономики на инновационную, нет иного пути, как сделать ставку на технологические университеты. Причем, как в плане подготовки современных специалистов, так и качестве генераторов новых технологий, затрагивающих все сферы нашей жизни.
– На своей встрече со старшеклассниками в рамках проведения фестиваля науки вы говорили, что в концентрированном виде эти технологии были представлены на Олимпиаде в Сочи, показавшей миру, что и наша страна способна ярко и эффективно воплощать ноу-хау в самых разных отраслях – строительстве, транспорте, энергетике, инфокоммуникационной сфере…
– Но чтобы пустить эту свежую – инновационную струю по всей России и расширить Сочи-2014 до масштабов всей страны – мало разовых финансовых вливаний, нужна большая системная работа. И начинать её надо с «инкубаторов» новой экономики – с современных технологических вузов. Причем находиться эти вузы должны, по моему глубокому убеждению, не только в столице, но и в регионах, которыми предстоит прирастать нашей огромной стране.
– Без всестороннего развития и усиления технологических вузов у нас нет будущего. Это понимают руководители страны, Минобрнауки. Ставятся соответствующие задачи. Как, на ваш взгляд, они выполняются? Какие проблемы на этом пути вас особенно тревожат?
– В России сейчас выделены 15 сильнейших вузов, перед которыми поставлена задача – стать конкурентоспособными во всем мире. Радует, что половина из них – технологические, но практически все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге (лишь по одному – в Самаре и Томске). А ведь одна из наших главных сегодняшних проблем – интеллектуальное опустошение регионов, которое начинается с оттока талантливой молодежи в столицу, а оттуда – за рубеж.
Наш Поволжский федеральный округ – печальный лидер по этому показателю, несмотря на то, что здесь есть мощные научно-образовательные центры в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде…
К примеру, у нас в Марий Эл в прошлом году пределы республики покинул каждый третий абитуриент!
– С тем, чтобы, получив образование, домой не вернуться…
– В итоге регионы слабеют, предприятия закрываются, в сельской местности и вовсе возникают «интеллектуальные пустыни».
– Не нами придумано, что человек ищет, где лучше. Зарплата специалиста в Москве или, к примеру, в Йошкар-Оле – несопоставима, она отличается в разы. Как тут быть?
– Стремиться к тому, что сделали в свое время в развитых странах. Там при широкой мобильности молодых людей, окончивших вуз и ставших специалистами различных профилей, уровень жизни в маленьком или большом городе, да и на селе примерно одинаков. И человек ищет не где больше заработать, а где лучше реализовать свои способности, максимально раскрыть свой потенциал.
Вот и мы должны всемерно развивать экономику регионов, открывать там инновационные предприятия с достойным уровнем оплаты труда, вести жилищное строительство, возрождать сельское и лесное хозяйство, внедряя современные технологии…
Для кадрового же обеспечения экономики в каждом регионе должен быть сильный технологический университет или многоуровневый университетский комплекс с мощной материальной базой, развитой вузовской наукой и главное – с налаженными связями с производством.
При этом надо уходить от существующей ныне практики безадресной подготовки основной массы бакалавров и, особенно, магистров. В последние годы число выпускников вузов растет, но многие из них, получив диплом, работают не по специальности. Для магистров подобная ситуация неприемлема. В идеале, каждый поступивший в магистратуру должен сразу закрепляться за конкретным предприятием – для решения конкретных производственных задач. И, получив диплом, – обязательно вернуться на это предприятие, принося новые идеи, внедряя современные технологии.
– То есть речь идет фактически о механизме распределения. Но ведь рынок предлагает от этого уходить. Наверное, и распределение должно носить современные – рыночные черты?
– Конечно! Я целиком разделяю точку зрения Минобрнауки РФ о том, что базовые кафедры должны стать одной из приоритетных форм взаимодействия вузов и предприятий. И мы реализуем эту концепцию – в ближайшее время открываются наши базовые кафедры на Марийском машиностроительном заводе концерна «Алмаз-Антей», на заводе фибролитовых плит в Елабуге, в Сбербанке России…
Еще один путь для укрепления связей с производством, внедрения новых технологий – создание малых инновационных предприятий на основе новейших разработок вузовских ученых. У нас в ПГТУ сегодня действуют уже 24 таких МИПа. Это – прообразы будущих современных производств, призванных двигать российскую экономику, создавая на основе хай-тека продукт, конкурентоспособный не только в России, но и на мировом рынке. К примеру, знаменитая Силиконовая долина в США возникла вокруг университета, на основе идей, которые родились в его недрах!
– К сожалению, у нас сегодня лишь очень малая доля разработок, рожденных в стенах вузов, востребована «большим производством». Почему?
– Многие из этих предприятий появились еще в советские времена. Застряв там, они – по своим технологическим возможностям и ментальности руководства – не готовы взяться за что-то принципиально новое. Одна из альтернатив им – мобильные, гибкие инновационные по своему духу МИПы, созданные для того, чтобы воплощать ноу-хау в жизнь.
Так, наше малое предприятие «Поиск МарГТУ» успешно занимается производством вакуумных установок для нанесения сверхтонких покрытий на металлоизделия – их заказывают нам предприятия и научные учреждения всей страны… Другой пример – МИП «Возрождение», выпускающее сушильные камеры для древесины. Уже более 80 таких камер установлены на лесоперерабатывающих предприятиях России, а заказы продолжают идти!
– Что ж, ваши примеры – хорошая иллюстрация к тезису о том, что современные технологические университеты должны быть одним из форпостов развития инновационной экономики страны. Но готовы ли они сегодня к этой роли?
– Действительно, вузу мало иметь статус технологического университета. Надо, чтобы каждый из таких университетов, в том числе и региональный, имел своё неповторимое лицо, свою специфику, то направление деятельности, где он лучший в стране, а то и во всем мире! И этот мощный прорыв ему должны обеспечивать продуманная и выстроенная стратегия развития, собранные под крышей этого университета лучшие в своей сфере деятельности специалисты, научные разработки, конкурентоспособные на мировом уровне, ультрасовременная лабораторная база, уникальные технологии…
– Не слишком ли много для регионального вуза?! Страна еще только идет к развитой экономике. А вы говорите – каждый технологический университет должен в одном из своих направлений быть лучшим в России и в мире! Чем, например, готов удивить мир ваш университет?
– Наш «Волгатех» называют одним из признанных лидеров в области рационального природопользования. Мы тесно сотрудничаем в этой сфере с организациями и ведущими вузами Германии, Австрии, Италии, Греции, Финляндии, США, Турции… Уже много лет наш университет является не просто участником – координатором крупного международного проекта TEMPUS, нацеленного на приближение российских программ высшей школы (бакалавриат, магистратура, аспирантура) к образовательным стандартам Евросоюза.
– Есть у вашего университета и другие козыри. Известны исследования «волгатеховских» ученых в области физики ионосферы и распространения радиоволн, контурного анализа радиолокационных объектов, заслуженным авторитетом пользуются ваши IT-специалисты…
– Но всё же главным нашим – стратегическим направлением остается рациональное природопользование на основе био-, нано-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий. Это – наш эксклюзив в масштабах страны, наше «окно в Европу». Если хотите – наше конкурентное преимущество, которое позволяет с уверенностью смотреть в будущее и двигать наш университет вперед. В этой области мы можем готовить современные квалифицированные кадры не только для Марий Эл и Поволжья, но и для всей России.
– Хорошо, когда у университета, тем более технологического, есть козырь, помогающий иметь свое лицо и обеспечивающий определенное конкурентное преимущество. Но, думая об усилении всего образовательного пространства страны, как сделать этот эксклюзив общим достоянием? И, с другой стороны, как усилить его козырями других университетов? Как добиться мощного синергетического эффекта в результате взаимодействия вузов?
– С помощью расширения и углубления сетевого взаимодействия. Это – прообраз будущего российского профессионального образования. Очевидно, что даже самому крупному и сильному университету невозможно быть лучшим во всех сферах деятельности. Поэтому надо продуманно и эффективно объединять ресурсы – материальные, преподавательские, методические. И общими силами готовить кадры будущего.
– Что конкретно может вложить в эту модель сетевого взаимодействия ваш университет?
– Уже сегодня мы реально участвуем в механизме этого взаимодействия. Высокую оценку Минобрнауки РФ получил, к примеру, созданный на базе нашего университета Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства. Нам удалось объединить в единую сеть 36 учебных заведений лесного профиля из пяти федеральных округов.
Сейчас мы готовим магистров-управленцев совместно со Всероссийским институтом повышения квалификации работников лесного хозяйства. И, конечно, планируем расширять сетевое взаимодействие с развитием механизмов академической мобильности с другими вузами и бизнес-структурами страны.
Подобных примеров я могу привести еще несколько. Но это, учитывая ограниченный формат нашего сегодняшнего интервью, наверное, повод для отдельного разговора. Ну а этот хочется завершить самым главным.
Сегодня просто жизненно необходимо продолжить политику поддержки сильных технологических университетов, в том числе региональных. Особенно поддерживать надо те из них, которые имеют в образовательном пространстве своё ярко выраженное лицо, тесные взаимовыгодные связи с производством и являются российскими лидерами в одном из стратегических направлений технического прогресса.
Вузовский Вестник №4, 16-28 февраля 2014
Беседовали Марина Бикмаева и Сергей Шалагин
Ссылка на оригинал статьи