Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О роли высшей школы в построении инновационной экономики страны

Ректор ПГТУ Евгений Романов поделился своими мыслями о роли высшей школы в построении инновационной экономики страны. Цитата: «Технологические университеты являются своеобразными локомотивами, тянущими за собой экономику, определяющими вектор ее развития».

Просмотров: 1279

В канун съезда Российского союза ректоров своими мыслями о роли высшей школы в построении инновационной экономики страны поделился ректор Поволжского государственного технологического университета, профессор Евгений Романов.

– Евгений Михайлович, современный технологический университет – это не просто учебное заведение, но и центр науки, связи с производством, одна из важнейших «точек роста» инновационной экономики страны…


– Скажу больше. В развитых странах сильные технологические университеты, такие, как, к примеру, Caltech и MIT в США, Tehnion в Израиле, EPFL в Швейцарии, во многом определяют прогресс своих государств. Именно они задают современный формат инноваций в обществе, оказывая мощное воздействие на развитие науки, внедрение новых технологий. Таким образом, технологические университеты являются своеобразными локомотивами, тянущими за собой экономику, определяющими вектор ее развития.

Вот и у России, мечтающей сменить сырьевую направленность экономики на инновационную, нет иного пути, как сделать ставку на технологические университеты. Причем, как в плане подготовки современных специалистов, так и качестве генераторов новых технологий, затрагивающих все сферы нашей жизни.

– На своей встрече со старшеклассниками в рамках проведения фестиваля науки вы говорили, что в концентрированном виде эти технологии были представлены на Олимпиаде в Сочи, показавшей миру, что и наша страна способна ярко и эффективно воплощать ноу-хау в самых разных отраслях – строительстве, транспорте, энергетике, инфокоммуникационной сфере…

– Но чтобы пустить эту свежую – инновационную струю по всей России и расширить Сочи-2014 до масштабов всей страны – мало разовых финансовых вливаний, нужна большая системная работа. И начинать её надо с «инкубаторов» новой экономики – с современных технологических вузов. Причем находиться эти вузы должны, по моему глубокому убеждению, не только в столице, но и в регионах, которыми предстоит прирастать нашей огромной стране.

– Без всестороннего развития и усиления технологических вузов у нас нет будущего. Это понимают руководители страны, Минобрнауки. Ставятся соответствующие задачи. Как, на ваш взгляд, они выполняются? Какие проблемы на этом пути вас особенно тревожат?

– В России сейчас выделены 15 сильнейших вузов, перед которыми поставлена задача – стать конкурентоспособными во всем мире. Радует, что половина из них – технологические, но практически все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге (лишь по одному – в Самаре и Томске). А ведь одна из наших главных сегодняшних проблем – интеллектуальное опустошение регионов, которое начинается с оттока талантливой молодежи в столицу, а оттуда – за рубеж.

Наш Поволжский федеральный округ – печальный лидер по этому показателю, несмотря на то, что здесь есть мощные научно-образовательные центры в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде…
К примеру, у нас в Марий Эл в прошлом году пределы республики покинул каждый третий абитуриент!

– С тем, чтобы, получив образование, домой не вернуться…

– В итоге регионы слабеют, предприятия закрываются, в сельской местности и вовсе возникают «интеллектуальные пустыни».

– Не нами придумано, что человек ищет, где лучше. Зарплата специалиста в Москве или, к примеру, в Йошкар-Оле – несопоставима, она отличается в разы. Как тут быть?

– Стремиться к тому, что сделали в свое время в развитых странах. Там при широкой мобильности молодых людей, окончивших вуз и ставших специалистами различных профилей, уровень жизни в маленьком или большом городе, да и на селе примерно одинаков. И человек ищет не где больше заработать, а где лучше реализовать свои способности, максимально раскрыть свой потенциал.

Вот и мы должны всемерно развивать экономику регионов, открывать там инновационные предприятия с достойным уровнем оплаты труда, вести жилищное строительство, возрождать сельское и лесное хозяйство, внедряя современные технологии…

Для кадрового же обеспечения экономики в каждом регионе должен быть сильный технологический университет или многоуровневый университетский комплекс с мощной материальной базой, развитой вузовской наукой и главное – с налаженными связями с производством.

При этом надо уходить от существующей ныне практики безадресной подготовки основной массы бакалавров и, особенно, магистров. В последние годы число выпускников вузов растет, но многие из них, получив диплом, работают не по специальности. Для магистров подобная ситуация неприемлема. В идеале, каждый поступивший в магистратуру должен сразу закрепляться за конкретным предприятием – для решения конкретных производственных задач. И, получив диплом, – обязательно вернуться на это предприятие, принося новые идеи, внедряя современные технологии.

– То есть речь идет фактически о механизме распределения. Но ведь рынок предлагает от этого уходить. Наверное, и распределение должно носить современные – рыночные черты?
 

– Конечно! Я целиком разделяю точку зрения Минобрнауки РФ о том, что базовые кафедры должны стать одной из приоритетных форм взаимодействия вузов и предприятий. И мы реализуем эту концепцию – в ближайшее время открываются наши базовые кафедры на Марийском машиностроительном заводе концерна «Алмаз-Антей», на заводе фибролитовых плит в Елабуге, в Сбербанке России…

Еще один путь для укрепления связей с производством, внедрения новых технологий – создание малых инновационных предприятий на основе новейших разработок вузовских ученых. У нас в ПГТУ сегодня действуют уже 24 таких МИПа. Это – прообразы будущих современных производств, призванных двигать российскую экономику, создавая на основе хай-тека продукт, конкурентоспособный не только в России, но и на мировом рынке. К примеру, знаменитая Силиконовая долина в США возникла вокруг университета, на основе идей, которые родились в его недрах!

– К сожалению, у нас сегодня лишь очень малая доля разработок, рожденных в стенах вузов, востребована «большим производством». Почему?

– Многие из этих предприятий появились еще в советские времена. Застряв там, они – по своим технологическим возможностям и ментальности руководства – не готовы взяться за что-то принципиально новое. Одна из альтернатив им – мобильные, гибкие инновационные по своему духу МИПы, созданные для того, чтобы воплощать ноу-хау в жизнь.

Так, наше малое предприятие «Поиск МарГТУ» успешно занимается производством вакуумных установок для нанесения сверхтонких покрытий на металлоизделия – их заказывают нам предприятия и научные учреждения всей страны… Другой пример – МИП «Возрождение», выпускающее сушильные камеры для древесины. Уже более 80 таких камер установлены на лесоперерабатывающих предприятиях России, а заказы продолжают идти!

– Что ж, ваши примеры – хорошая иллюстрация к тезису о том, что современные технологические университеты должны быть одним из форпостов развития инновационной экономики страны. Но готовы ли они сегодня к этой роли?

– Действительно, вузу мало иметь статус технологического университета. Надо, чтобы каждый из таких университетов, в том числе и региональный, имел своё неповторимое лицо, свою специфику, то направление деятельности, где он лучший в стране, а то и во всем мире! И этот мощный прорыв ему должны обеспечивать продуманная и выстроенная стратегия развития, собранные под крышей этого университета лучшие в своей сфере деятельности специалисты, научные разработки, конкурентоспособные на мировом уровне, ультрасовременная лабораторная база, уникальные технологии…

– Не слишком ли много для регионального вуза?! Страна еще только идет к развитой экономике. А вы говорите – каждый технологический университет должен в одном из своих направлений быть лучшим в России и в мире! Чем, например, готов удивить мир ваш университет?

– Наш «Волгатех» называют одним из признанных лидеров в области рационального природопользования. Мы тесно сотрудничаем в этой сфере с организациями и ведущими вузами Германии, Австрии, Италии, Греции, Финляндии, США, Турции… Уже много лет наш университет является не просто участником – координатором крупного международного проекта TEMPUS, нацеленного на приближение российских программ высшей школы (бакалавриат, магистратура, аспирантура) к образовательным стандартам Евросоюза.

– Есть у вашего университета и другие козыри. Известны исследования «волгатеховских» ученых в области физики ионосферы и распространения радиоволн, контурного анализа радиолокационных объектов, заслуженным авторитетом пользуются ваши IT-специалисты…

– Но всё же главным нашим – стратегическим направлением остается рациональное природопользование на основе био-, нано-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий. Это – наш эксклюзив в масштабах страны, наше «окно в Европу». Если хотите – наше конкурентное преимущество, которое позволяет с уверенностью смотреть в будущее и двигать наш университет вперед. В этой области мы можем готовить современные квалифицированные кадры не только для Марий Эл и Поволжья, но и для всей России.

– Хорошо, когда у университета, тем более технологического, есть козырь, помогающий иметь свое лицо и обеспечивающий определенное конкурентное преимущество. Но, думая об усилении всего образовательного пространства страны, как сделать этот эксклюзив общим достоянием? И, с другой стороны, как усилить его козырями других университетов? Как добиться мощного синергетического эффекта в результате взаимодействия вузов?

– С помощью расширения и углубления сетевого взаимодействия. Это – прообраз будущего российского профессионального образования. Очевидно, что даже самому крупному и сильному университету невозможно быть лучшим во всех сферах деятельности. Поэтому надо продуманно и эффективно объединять ресурсы – материальные, преподавательские, методические. И общими силами готовить кадры будущего.

– Что конкретно может вложить в эту модель сетевого взаимодействия ваш университет?

– Уже сегодня мы реально участвуем в механизме этого взаимодействия. Высокую оценку Минобрнауки РФ получил, к примеру, созданный на базе нашего университета Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства. Нам удалось объединить в единую сеть 36 учебных заведений лесного профиля из пяти федеральных округов.

Сейчас мы готовим магистров-управленцев совместно со Всероссийским институтом повышения квалификации работников лесного хозяйства. И, конечно, планируем расширять сетевое взаимодействие с развитием механизмов академической мобильности с другими вузами и бизнес-структурами страны.

Подобных примеров я могу привести еще несколько. Но это, учитывая ограниченный формат нашего сегодняшнего интервью, наверное, повод для отдельного разговора. Ну а этот хочется завершить самым главным.
Сегодня просто жизненно необходимо продолжить политику поддержки сильных технологических университетов, в том числе региональных. Особенно поддерживать надо те из них, которые имеют в образовательном пространстве своё ярко выраженное лицо, тесные взаимовыгодные связи с производством и являются российскими лидерами в одном из стратегических направлений технического прогресса.

Вузовский Вестник №4, 16-28 февраля 2014

Беседовали Марина Бикмаева и Сергей Шалагин

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Тренинг лесоводов в Финляндии
В России появятся консультационные центры поддержки реорганизованных вузов
Состоялось заседание съезда Российского союза ректоров
Конкурс РНФ по поддержке вновь создаваемых лабораторий
Новый китайский партнер Поволжского технологического университета
Глава Республики Марий Эл против объединения вузов региона
Визит консорциума SUFAREL в Европейский Союз
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
В ПГТУ открыта лаборатория нанотехнологий
Начата разработка комплексной программы развития ПГТУ до 2020 года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ