По ступеням инновационной лестницыПроект Александра Бервено «Разработка энергоэффективной технологии и организация производства нанопористых сорбентов из углей» получил высший рейтинг (ААА) от Russian Startup Rating и принял участие в международном форуме «Открытые инновации» и выставке в Москве. Просмотров: 1146
С «молекулярным ситом» по ступеням инновационной лестницыИзвестно, что проект лауреата национальной премии им. В. Зворыкина Александра БЕРВЕНО «Разработка энергоэффективной технологии и организация производства нанопористых сорбентов из углей» получил высший рейтинг (ААА) от Russian Startup Rating и принял участие в международном форуме «Открытые инновации» и выставке в Москве. Тем не менее молодой успешный инноватор считает, что в России очень мало проектов, авторам которых удалось выйти на высокий уровень.
– Александр Викторович, успешная реализация вашего проекта по получению молекулярно-ситовых сорбентов из углей – это нормальный путь для любого талантливого исследователя, аспиранта в России или это исключение из правила? Другими словами, с какими трудностями вам приходилось сталкиваться, продвигая ваш проект по инновационному лифту, имел ли место его величество случай? Как вы оцениваете в целом созданную у нас инфраструктуру продвижения продукта от изобретения до производства? – Интересные вопросы. На самом деле, проект по организации производства углеродных сорбентов для очистки промышленных газов, над которым работает моя команда, ещё не реализован. В России очень мало проектов, которым удалось выйти на высокий уровень, поскольку инфраструктура для их реализации только начинает складываться. Наш проект скорее исключение из правил, и это очень грустно, поскольку многие с действительно интересными проектами уезжают в другие страны или меняют профиль. Мне очень повезло, что проект поддержали сначала в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программы «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ»), затем – Федеральное агентство по делам молодежи, Роснано, администрация Кемеровской области и фонд «Сколково». Теперь у нас своя площадка в Кузбасском технопарке, где удалось создать прекрасно укомплектованную лабораторию с уникальным для Кемеровской области оборудованием.
– Вы создали компанию «Сорбенты Кузбасса», являетесь ее директором. А кем больше себя ощущаете в настоящее время: предпринимателем, бизнесменом или все-таки ученым? Остается ли время для науки? Планируете ли научную карьеру? – Это для меня больной вопрос… Я больше чувствую себя научным менеджером, поскольку эксперименты уже перестал ставить один, но научные отчеты всё же пишу по грантам самостоятельно. Для науки остается немного времени. Очень подталкивают в развитии заявки от промышленных предприятий, в которых задаются интересные вопросы по теме работы. В результате расширяется кругозор. Например, сейчас мы изучаем возможность выделения водорода из коксового газа – это нужно металлургам. Задача интересная как с прикладной, так и с научной точки зрения. – Освоение рынка углеродных сорбентов в России – очень заманчиво. Говорят, есть куда стремиться, увеличивая производственные мощности: ведь наша страна уступает даже Китаю и Индии по их производству и потреблению. Кто ваши помощники в этом деле? – Прежде всего, надо отметить, что в России почти полностью отсутствуют производители углеродных сорбентов для выделения и очистки газов. У нашей компании есть несколько консультантов, которые помогают находить потребителей. Это известные учёные в области адсорбции и экологии. В основном же, благодаря пиару нашей компании со стороны Сколково, Кузбасского технопарка и Росмолодежи, есть большое количество потенциальных потребителей, которые сами к нам обращаются. Скажем, последний заказ пришел буквально два дня назад от дочерней организации Газпрома. – Есть ли желание прорваться на международный рынок, или это коммерческая тайна? – Мы уже сделали определённые шаги в этом направлении. В нашей команде есть несколько зарубежных специалистов, оказывающих поддержку в этом стремлении. У нас есть несколько заказов из Украины, Казахстана и Европы, также мы встречались с несколькими крупнейшими зарубежными компаниями в области очистки и разделения газов. Есть договорённости о возможности использования наших сорбентов этими компаниями, но только после сертификации в России, Европе и США, что предполагается делать вместе с партнёрами из Испании, Финляндии, США и некоторых других стран. – Почти год назад в гиперкубе «Сколково» во время прохождения V Всероссийского молодежного инновационного конвента вам удалось посетить мастер-класс Боба Дорфа, знаменитого гуру маркетинга и бизнес-моделирования? СМИ сообщали, что он делился с участниками конвента своим видением пошагового движения от инновации к созданию прибыльной, конкурентоспособной компании. – Да, действительно, в гиперкубе Сколково на прошлом инновационном конвенте оказалось очень интересно. Было круто послушать Боба Дорфа, который является очень известным специалистом в области стартапов, особенно приятно, что удалось даже лично пообщаться с ним. Он открыт к общению. Но, скажите, сколько в России построено компаний с использованием его опыта или опыта наших отечественных инвесторов? Вообще, я неисправимый патриот и считаю, что если бы у нас открытые экономические зоны, технопарки и инноград «Сколково» появились хотя бы тридцать лет назад, а не последние три-пять, то сейчас мы уже у наших гуру учились бы построению стартапов и венчурного бизнеса. – Вы читали творение Боба Дорфа «Стартап: настольная книга основателя»? Если да, то какое сложилось мнение: подходит ли россиянам опыт основателя Стартап-академии? – Конечно, книжку я прочитал – ведь она же настольная для инноватора. По моему мнению, модель Дорфа более характерна для западного стартапа и, соответственно, больше подходит для стартаперов с IT-проектами, сидящих в Кремниевой долине в окружении инвесторов, фондов, акселераторов, инкубаторов, технологических компаний, вузов и институтов. Наш проект относится к индустриальным, и мы работаем в Кузбассе, а это значит, что его очень долго оценивают инвесторы, которые называют себя венчурными, а промышленники месяцами рассматривают его на своих комитетах и научных советах. – Насколько непреодолима, на ваш взгляд, проблема взаимодействия прикладной и фундаментальной науки? – Мне кажется, что в России это основная проблема, которую пока не могут решить никакие меры поддержки, предлагаемые Минобрнауки РФ, несмотря на большие бюджеты, выделяемые на Российский фонд фундаментальных исследований и федеральные целевые программы. Проблема очень актуальна. Насколько я знаю, она появилась по причине недофинансирования науки в 90-е годы и отсутствия интереса со стороны бизнеса, ориентированного или на добычу полезных ископаемых, или на изготовление продукции, зачастую по зарубежным технологиям. Считаю, что это недоработка как Российской академии наук, слишком сильно увязшей в управлении подведомственными землями и ремонтом собственных помещений, так и промышленных предприятий, особенно нефтяных и угольных, которые стремятся как можно больше добыть и как можно быстрее продать. Лично меня очень удивило, когда некоторые угольные компании на наше предложение провести научные работы по получению продуктов с высокой добавленной стоимостью (в 30-50 раз дороже исходного угля!) ответили, что им это не интересно. Даже доводы, что все затраты окупятся в течение нескольких лет их не убедили, а ведь часть затрат мы привлекали из средств государственных фондов… Смешно, что угольные компании продают уголь в Германию, а потом покупают там электроды или фильтры, сделанные из него. – К чему надо быть готовым и какими чертами характера обладать молодому исследователю, чтобы реализовать свою идею? – В первую очередь молодому исследователю нужно быть готовым сначала очень много и упорно учиться, а потом работать, а также мотивировать свою команду. Для продвижения проекта нужно узнать все методы получения поддержки – финансовой или административной. Но для того чтобы получить помощь, нужно очень качественно проработать проект, провести маркетинговые, патентные исследования, а это занимает немало времени и может отнять много ресурсов. Многие мои друзья и знакомые, с которыми мы в 2009 году были на международном форуме «Селигер» и участвовали в различных инновационных мероприятиях, сходятся в одном мнении – нужно сначала найти крупных заказчиков и потребителей инновационной продукции и только потом начинать её разработку за счёт грантовых средств... … И только потом уже думать: нужно ли идти к инвестору, который готов давать деньги на развитие – часто на условиях банков?! Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|