Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Нынешний год - поворотный в истории двух магнитогорских университетов

Нынешний год - поворотный в истории двух магнитогорских университетов. Набор студентов МГТУ и МаГУ проведут, как и раньше, - по отдельности и самостоятельно. Но уже в сентябре будет создан объединенный вуз. Название пока он сохранит - Магнитогорский технический университет. О том, что будет дальше, в интервью «Магнитогорскому металлу» рассказал ректор МГТУ Валерий КОЛОКОЛЬЦЕВ.

Просмотров: 1239

Набор студентов МГТУ и МаГУ проведут, как и раньше, - по отдельности и самостоятельно. Но уже в сентябре будет создан объединенный вуз. Название пока он сохранит - Магнитогорский технический университет. О том, что будет дальше, в интервью «Магнитогорскому металлу» рассказал ректор МГТУ Валерий КОЛОКОЛЬЦЕВ.

Цель перестройки

В соответствии с планом-графиком, который является приложением к приказу министра образования РФ от 21 марта о присоединении МаГУ к МГТУ, проводятся необходимые мероприятия. Продолжается инвентаризация имущества, идет составление актов передачи и приемки. Многие неправильно истолковывают, что срок действия приказа закончится будущей весной. В сентябре МаГУ должен быть закрыт как самостоятельное юридическое лицо. Для этого необходимо за лето перевести к нам сотрудников, преподавателей и студентов, которые оповещены о грядущих переменах.

Структура нового университета разработана. Отвечая на всевозможные домыслы, сразу скажу: ни о каком расформировании МаГУ речи не идет. Создается единый обновленный вуз. И мы стремимся к тому, чтобы он получил статус национального исследовательского университета. Это наша цель, без которой затевать перестройку не имело смысла. Проект был разработан еще до истории с МаГУ, в 2011 году. В конкурсе мы тогда не участвовали, не хотели спешить. Многие вузы строили большие планы, а потом не смогли подтвердить их состоятельность. Мы не рисовали радужных картинок, решив основательно подготовиться. Нынешние планы - не следствие министерского приказа, а итог многолетней целенаправленной работы. Сейчас реализуем их одновременно с реорганизацией.

Закономерный итог

Еще в 2010 году предлагали МаГУ включиться в эту работу, вопрос обсуждался на уровне области. Одобрения от коллег не получили, если точнее, ответ был отрицательный. А ведь тот проект был направлен на создание нового университета путем объединения МГТУ и МаГУ. Столько времени потеряно! И не было бы сейчас такой ситуации с МаГУ. По-человечески больно за государственный университет - вуз с большой историей, традициями, научными школами. Много звучало претензий к методике оценки, по которой МаГУ признали неэффективным, но есть и очевидные вещи. По многим параметрам он не соответствовал требованиям.

В университете, например, нет советов по защите диссертаций. Они были закрыты Министерством образования и науки РФ за нарушения в работе. И какой же МаГУ после этого классический вуз? Он не выигрывал ни одной федеральной целевой программы. В последние годы совершенно не обновлялась материально-техническая база, в удручающем состоянии корпуса и аудитории, базы отдыха, общепит. Что у них было хорошее - потанинские стипендиаты. Да и бюджеты вузов несопоставимы. МГТУ в 2008-2012 годах увеличил бюджет в три с половиной раза, доведя его до полутора миллиардов рублей, а у МаГУ он чуть выше 500 миллионов. Только в последнее время МГТУ стал победителем российского конкурса студенческих общежитий, областных конкурсов по организации питания студентов и социальной политике.

Единый устав

Довольно долго воздерживался от резких заявлений. Но, похоже, наши действия по становлению нового вуза некоторые лица из МаГУ, назвавшие себя "инициативной группой", искажают и даже начинают диктовать свои условия. Поэтому мы установим правила, по которым будет жить новый вуз. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Да и что это за устав? Когда пришли в МаГУ, ужаснулись многому, в том числе и внешнему виду. Полы в аудиториях стерты настолько, что нельзя спокойно смотреть. Как довели до такого состояния - непонятно. Средства-то за обучение собирали исправно, миллионов по сто. Цель развивать университет совершенно не ставилась. Не закладывались средства на содержание зданий и сооружений, не обеспечивалась жизнедеятельность учебного заведения. Неразумно проедать все, с такой политикой даже стул не на что будет купить. К тому же, тревожит возможное снижение собственного потенциала МГТУ. Присоединение МаГУ снизит шестнадцать важных показателей МГТУ, которые заложены в программе стратегического развития.

Студенты не пострадают

Управленческий аппарат и структура в МаГУ разрослись до неприличия. Такое впечатление, что многие факультеты, кафедры, лаборатории и другие структурные подразделения создавались под личные "хотелки" их руководителей. Будем проводить оптимизацию за счет неоправданно созданных структур, которые, к тому же, экономически убыточны. Будет меняться и социальная политика вуза. Мы не имеем права принимать студентов на коммерческое обучение ниже той стоимости, которая установлена бюджетом.

Есть оговорка, что если нет контрольных цифр приема на какую-то специальность или направление, можно устанавливать свои расценки. Но и тут надо подходить разумно. Прописывать в договоре все образовательные услуги, обеспечивать коммерческих студентов социальными гарантиями, предоставлять медицинское обслуживание, возможность отдохнуть в санатории-профилактории. Каждый должен знать, что он за внесенную сумму получит. Можно даже платить стипендию, включив ее в стоимость обучения. Законом это предусмотрено. Иначе мы нарушаем бюджетный кодекс, допускаем нецелевое использование средств. Студентов реорганизация никак не коснется. Пройдут обучение и закончат вуз по тем специальностям и направлениям, какие хотели получить.

Оптимальная структура

Формирование новой структуры и штатов идет открыто и коллегиально. Утверждение руководителей институтов, факультетов и кафедр прошло на заседаниях ученых советов обоих вузов. С каждым руководителем структурного подразделения проводим согласование. Естественно, оптимизации штатов не избежать. Но она проводится в соответствии с действующим законодательством. Это касается в равной степени и МаГУ, и МГТУ. Придется потрудиться, чтобы смягчить результаты реорганизации. В первую очередь будет максимально оптимизирован административно-управленческий персонал.

В новом университете будет восемь институтов, три факультета, семьдесят шесть кафедр и двадцать семь тысяч студентов, многопрофильный колледж, два лицея, научные структуры. Должен заметить, что это не суммарное сложение. Структура оптимальная, понятная, четкая и эффективная. Создавали ее таким образом, чтобы она соответствовала направлениям мониторинга деятельности вузов, которые оценивают по укрупненным группам критериев - образовательным, научным, финансово-экономическим, международным, трудоустройству выпускников, а также состоянию имущественного комплекса. Структура построена по принципу укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, которые определены федеральными образовательными стандартами. Все специальности и направления подготовки МаГУ сохранены. По ним плановые показатели не снижаются. Но в целом структурные перемены значительны. Мы и МГТУ полностью перестроили. Еще пять лет назад начали приводить вуз в соответствие нынешним требованиям. Сейчас, в ходе реорганизации, сам бог велел этим заняться.

Вместе с комбинатом и городом

Реорганизация обсуждается, в первую очередь, с руководством металлургического комбината и города. Мы не можем подвести работодателя и партнера по подготовке кадров и внедрению научных разработок. Недавно на совещании у генерального директора ММК Бориса Александровича Дубровского, в присутствии главы города Евгения Николаевича Тефтелева, рассматривался вопрос о преобразовании МГТУ в национальный исследовательский университет. Виктор Филиппович Рашников тоже в курсе событий и постоянно интересуется процессом реорганизации вузов. Проработав пять лет ректором, могу сказать, что получаю большее удовольствие от сотрудничества с ММК, чем за предыдущие годы. Приятно, что нам помогают, нас понимают и ценят. Когда есть взаимопонимание на самом высоком уровне, когда действуешь сообща, понимаешь, в каком направлении двигаться. У нас есть шанс стать национальным исследовательским университетом, который, имея такую поддержку, надо использовать.

Статус превыше всего

Сейчас работаем над выполнением программы стратегического развития на 2011-2013 годы стоимостью 300 миллионов рублей. В ней прописаны показатели, по которым мы ежегодно отчитываемся. Программа направлена на то, чтобы выйти на новый уровень и участвовать в конкурсе на создание национального исследовательского университета. В данный момент в стране формируется сеть ведущих вузов. Это - федеральные университеты, национально-исследовательские, ведущие региональные и все остальные, массово готовящие бакалавров.

Для федеральных и национальных статусность должна быть обеспечена большим количеством востребованных образовательных программ, ведущих научных школ, качественным кадровым составом, наличием академиков и докторов наук. Ведущие государственные вузы будут по-особому развиваться и финансироваться. Сумма солидная - около двух миллиардов за пять лет. Заниматься массовым выпуском бакалавров как-то не хочется, поэтому постараемся попасть в группу национальных исследовательских университетов. В Челябинской области и Уральском федеральном округе этот статус пока имеет только ЮУрГУ.

Приоритет технарям

Зная хитрости чиновников в разработке критериев оценки деятельности вузов, волнуемся лишь за один показатель. Это - средний уровень ЕГЭ при поступлении абитуриента в вуз. Сейчас он для технических вузов определен в пределах 60-63 баллов Абитуриенты, поступающие в вузы, которые занимаются подготовкой инженерно-технических специалистов, могут не дотянуть до этой планки. Судите сами: по физике средний балл по стране за последние три года - 50. По математике и русскому - на три-четыре балла выше. Сейчас готовим письмо в Думу и другие структуры власти. Повсюду много говорится о подготовке инженерно-технических кадров, а что на деле? Даже два главных вуза страны, Московский и Санкт-Петербургский университеты, практически их не готовят, там гуманитарные направления подготовки кадров составляют 90 процентов.

Из восьми федеральных университетов только Сибирский имеет 67 процентов направлений, связанных с техникой. Зачем, спрашивается, России семь гуманитарных федеральных университетов? МГТУ сейчас находится в третьей группе вузов, победивших в конкурсе программ стратегического развития, и в МГТУ доля подготовки инженерно-технических кадров составляет 87-88 процентов. В первой сотне вузов никого нет выше нас. Сейчас задача в том, чтобы эффективнее и быстрее провести процесс реорганизации, чтобы осталось достаточно времени на приведение объединенного вуза в надлежащий вид. Времени на раскачку нет, ставки слишком высоки. В заключение хочу выразить огромную признательность и благодарность коллективам МГТУ и МаГУ за понимание проводимой реорганизации и помощь в реализации намеченных планов.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: магнитогорский государственный технический университет, магнитогорский государственный университет, реформы образования

Похожие материалы:
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Экспресс-форум: Европейские стандарты качества образования
Изменения в системе подготовки педагогов
Автономные учреждения: выгода и риски
Союз ректоров: реформировать военные кафедры в вузах
Ректор Европейского университета рассказал о реформе вузов
Автономия Сибирского федерального университета
Новой школе – новый учитель
Почему России нужны федеральные колледжи?
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ