Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Федеральные университеты нужно нацелить на междисциплинарные исследования

Федеральные университеты изначально формировались как крупные научно-образовательные и многопрофильные комплексы, задача которых - обеспечить научную, кадровую и инновационную поддержку развития регионов и федеральных округов. Именно поэтому в их состав включались вузы, достаточно разнородные по направлениям профессиональной подготовки и научных исследований.

Просмотров: 1152

Федеральные университеты изначально формировались как крупные научно-образовательные и многопрофильные комплексы, задача которых - обеспечить научную, кадровую и инновационную поддержку развития регионов и федеральных округов. Именно поэтому в их состав включались вузы, достаточно разнородные по направлениям профессиональной подготовки и научных исследований. Это поставило перед федеральными университетами нетривиальную задачу ''бесшовной'' интеграции объединяемых вузов, включая слияние или ликвидацию дублирующих кафедр и факультетов. На данный момент можно констатировать, что этап первичной интеграции федеральных университетов завершен.

Однако структурная и организационная интеграция - лишь первый шаг к построению целостной научно-образовательной системы федерального университета. Об этом, в частности, говорилось и в статье ректора Казанского федерального университета И.Гафурова, опубликованной в №12 газеты ''Поиск'' в этом году.

Подразделения университетов различаются не только своей дисциплинарной специализацией, что очевидно, но и тем, какой вид деятельности в них преобладает - научный или образовательный. Поясним. Можно выделить подразделения - институты или факультеты, где доминирует научная активность, то есть ведутся широкие научно-исследовательские разработки по заказу как государства, так и предприятий реального сектора экономики, высока публикационная активность, особенно в высокорейтинговых журналах. В свою очередь, подразделения федеральных университетов, которые ориентируются на профессиональную подготовку, занимаются преимущественно образовательной деятельностью, не ставя перед собой цели вовлечь студентов в научные исследования. Конечно, это не означает, что институты и факультеты с высоким уровнем научной активности не занимаются профессиональной подготовкой студентов, а в подразделениях, специализирующихся на образовании, преподаватели совсем не занимаются наукой.

Исходя из этого видится жизнеспособной классификационная модель подразделений федеральных университетов по критериям ''наука - образование''. В рамках такой классификации можно выделить следующие типы подразделений:

  • с высоким уровнем научной активности и относительно низким уровнем образовательной активности;
  • с высоким уровнем образовательной активности и относительно низким уровнем научной активности;
  • с низким уровнем как научной, так и образовательной активности;
  • с одинаково высоким уровнем научной и образовательной активности.

Предложим для выделенных типов институтов и факультетов соответствующие названия: ''наукоориентированные'', ''профессионально ориентированные'', ''проблемные'' и ''гармоничные''.

Важно отметить, что для всех типов подразделений кроме ''гармоничного'' есть спе-цифические факторы риска, оказывающие долгосрочное негативное воздействие на их деятельность. Очевидно, что ''проблемные'' подразделения не могут обеспечить надлежащую профессиональную и научную подготовку своих студентов, что приводит к снижению ''качества'' абитуриентов, низкому уровню научной работы, ведущейся в институте или на факультете. ''Наукоориентированные'' подразделения подвергаются риску постепенного исчерпания накопленного научного потенциала в силу относительно низкой образовательной активности, снижения профессиональных качеств студентов и аспирантов. Фактор риска для ''профессионально ориентированных'' подразделений - ухудшение качества подготовки студентов из-за низкого уровня научной активности преподавателей, что ведет к их отставанию от передовых научных достижений в своих дисциплинах.

О подобных рисках говорится и в нашумевшем докладе ''Вероятен сход лавины'' (''An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead'') Майкла Барбера, Кэйтлин Доннелли и Саади Ризви, посвященном основным вызовам, стоящим перед системой образования.

Какие критерии можно использовать, чтобы классифицировать институты и факультеты федерального университета предложенным образом? По нашему мнению, для характеристики, скажем, научной активности подразделения можно использовать такой показатель, как объем научно-исследовательских работ в расчете на одного преподавателя, а также средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение в институт или на факультет. Последний критерий, кстати, отражает противоречивый эмпирический факт: абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ в большинстве своем выбирают наиболее востребованные на рынке труда специальности, а не идут в науку.

Конечно, можно предложить и иные критерии. Например, количество опубликованных профессорско-преподавательским составом подразделений научных работ, долю выпускников института или факультета, поступивших в аспирантуру, стоимость обучения, количество коммерческих мест в подразделении и т.д.

Однако предложенные критерии, как представляется, обладают тем достоинством, что они достаточно просты и уже имеются в распоряжении федеральных университетов - дополнительных усилий по их сбору не требуется.

Как показывает опыт применения данной методики классификации институтов и факультетов федеральных университетов (она была опробована в Казанском федеральном университете), подавляющее большинство подразделений относится к ''наукоориентированным'', ''профессионально ориентированным'' и ''проблемным''. Причем естественно-научные подразделения тяготеют к первому типу, гуманитарные - ко второму, а педагогические - к третьему. В связи с этим возникают практические вопросы: как сделать ''наукоориентированные'' подразделения более ''профессионально ориентированными'', ''профессионально ориентированные'' - более ''наукоориентированными'', а ''проблемные'' - больше ориентированными одновременно и на науку, и на образование?

Ответом на поставленные вопросы является организация тесного внутриуниверситетского сотрудничества подразделений на базе совместных исследований и разработок. Иначе говоря, внутри федерального университета необходимо развивать широкие меж- и мультидисциплинарные исследования.

Что под этим понимается? Междисциплинарные исследования подразумевают перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую, например физических и химических методов в биологию и медицину. В мультидисциплинарном подходе сложный объект научного познания рассматривается с точки зрения различных дисциплин. Так, человек в рамках мультидисциплинарного подхода изучается биологами, психологами, физиологами... Единый объект изучения позволяет создавать мультидисциплинарные науки, к которым, например, можно отнести экологию, физико-химическую биологию и т.д.

Целый ряд междисциплинарных направлений, таких как биохимия, бионика, физическая химия, уже прочно вошел в перечень традиционных наук.

Вместе с тем опора лишь на традиционную междисциплинарность ограничивает возможные стратегии совместных исследований внутри федеральных университетов уже имеющимся сотрудничеством между соответствующими институтами и факультетами, как правило, естественно-научными - физическими, химическими, биологическими. Но это не в полной мере отвечает на поставленные вопросы.

Не претендуя на конкретные указания ''нетрадиционных'' междисциплинарных исследований, что выходит за рамки данной статьи, можно привести в качестве примера возможность сотрудничества юридических и медико-биологических подразделений, поскольку последние достижения биологической науки ставят перед обществом весьма сложные проблемы, в том числе и юридического характера (использование стволовых клеток, пересадка органов, клонирование). Еще один пример - научное сотрудничество экономических подразделений с геологическими в области разработки мультидисциплинарных геолого-экономических моделей повышения рентабельности добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых (так называемая сланцевая революция в газо- и нефтедобыче).

Помочь в выборе подобных междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований может изучение опыта университетов, входящих в топ-100 международных рейтингов. Даже самое беглое знакомство с перечнем реализуемых в Университете Оксфорд, Массачусетском технологическом университете, Гарварде, Кембридже исследовательских проектов позволяет сделать вывод: все эти университеты осуществляют широкий спектр меж- и мультидисциплинарных разработок. При этом можно наметить несколько типов стратегий организации подобных исследований. Например, создание в структуре университета специального подразделения, занимающегося сложной междисциплинарной проблемой. Еще вариант - организация временной ассоциации ученых и практиков, которые не только ведут изучение сложного научного объекта, но и на этой основе проектируют актуальные прикладные решения. Университеты также разрабатывают специальные магистерские программы по подготовке мультидисциплинарных специалистов.

В качестве направлений развития внутриуниверситетских меж- и мультидисциплинарных проектов можно также предложить:

  • внедрение практики совместных дипломных проектов для студентов, специализирующихся в различных дисциплинах;
  • обсуждение и утверждение планов научных исследований факультетов и институтов с участием специалистов по другим (необязательно смежным) дисциплинам;
  • организация междисциплинарных семинаров и исследовательских лабораторий;
  • введение практики чтения специалистами курсов для студентов и преподавателей других специальностей;
  • проведение конкурсов меж- и мультидисциплинарных исследовательских проектов.

Какие из предложенных вариантов окажутся наиболее эффективными, покажет лишь практика. Вполне возможно, что их набор будет варьироваться от университета к университету в зависимости от внутрикорпоративной культуры, входящих в состав федерального университета институтов и факультетов, доминирующих научных школ. Но эту работу необходимо развивать, если федеральный университет ставит перед собой задачу существенно продвинуться в международных рейтингах и выйти на уровень ведущих университетов мира.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: КФУ, федеральные университеты, исследования

Похожие материалы:
И.Гафуров: Опыт создания федеральных вузов в России уникален
Встреча Дмитрия Ливанова с министрами образования ближнего зарубежья
Тысяча и одна эвенкийская ночь Вероники Симоновой
Подписано соглашение о создании сети федеральных университетов
Генно-клеточная терапия травм спинного мозга разрабатывается в КФУ
На повестке дня сотрудничество федеральных университетов
Казанский университет делится своим опытом в области геномики
Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ. Дорогу осилит идущий
Алексей Кудрин: «САФУ развивается планомерно и динамично»
Федеральные вузы: один в поле не воин

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
#107Дайджест № 107 «Аккредитация в образовании»
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ