Федеральные университеты нужно нацелить на междисциплинарные исследованияФедеральные университеты изначально формировались как крупные научно-образовательные и многопрофильные комплексы, задача которых - обеспечить научную, кадровую и инновационную поддержку развития регионов и федеральных округов. Именно поэтому в их состав включались вузы, достаточно разнородные по направлениям профессиональной подготовки и научных исследований. Просмотров: 1213
Федеральные университеты изначально формировались как крупные научно-образовательные и многопрофильные комплексы, задача которых - обеспечить научную, кадровую и инновационную поддержку развития регионов и федеральных округов. Именно поэтому в их состав включались вузы, достаточно разнородные по направлениям профессиональной подготовки и научных исследований. Это поставило перед федеральными университетами нетривиальную задачу ''бесшовной'' интеграции объединяемых вузов, включая слияние или ликвидацию дублирующих кафедр и факультетов. На данный момент можно констатировать, что этап первичной интеграции федеральных университетов завершен. Однако структурная и организационная интеграция - лишь первый шаг к построению целостной научно-образовательной системы федерального университета. Об этом, в частности, говорилось и в статье ректора Казанского федерального университета И.Гафурова, опубликованной в №12 газеты ''Поиск'' в этом году. Подразделения университетов различаются не только своей дисциплинарной специализацией, что очевидно, но и тем, какой вид деятельности в них преобладает - научный или образовательный. Поясним. Можно выделить подразделения - институты или факультеты, где доминирует научная активность, то есть ведутся широкие научно-исследовательские разработки по заказу как государства, так и предприятий реального сектора экономики, высока публикационная активность, особенно в высокорейтинговых журналах. В свою очередь, подразделения федеральных университетов, которые ориентируются на профессиональную подготовку, занимаются преимущественно образовательной деятельностью, не ставя перед собой цели вовлечь студентов в научные исследования. Конечно, это не означает, что институты и факультеты с высоким уровнем научной активности не занимаются профессиональной подготовкой студентов, а в подразделениях, специализирующихся на образовании, преподаватели совсем не занимаются наукой. Исходя из этого видится жизнеспособной классификационная модель подразделений федеральных университетов по критериям ''наука - образование''. В рамках такой классификации можно выделить следующие типы подразделений:
Предложим для выделенных типов институтов и факультетов соответствующие названия: ''наукоориентированные'', ''профессионально ориентированные'', ''проблемные'' и ''гармоничные''. Важно отметить, что для всех типов подразделений кроме ''гармоничного'' есть спе-цифические факторы риска, оказывающие долгосрочное негативное воздействие на их деятельность. Очевидно, что ''проблемные'' подразделения не могут обеспечить надлежащую профессиональную и научную подготовку своих студентов, что приводит к снижению ''качества'' абитуриентов, низкому уровню научной работы, ведущейся в институте или на факультете. ''Наукоориентированные'' подразделения подвергаются риску постепенного исчерпания накопленного научного потенциала в силу относительно низкой образовательной активности, снижения профессиональных качеств студентов и аспирантов. Фактор риска для ''профессионально ориентированных'' подразделений - ухудшение качества подготовки студентов из-за низкого уровня научной активности преподавателей, что ведет к их отставанию от передовых научных достижений в своих дисциплинах. О подобных рисках говорится и в нашумевшем докладе ''Вероятен сход лавины'' (''An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead'') Майкла Барбера, Кэйтлин Доннелли и Саади Ризви, посвященном основным вызовам, стоящим перед системой образования. Какие критерии можно использовать, чтобы классифицировать институты и факультеты федерального университета предложенным образом? По нашему мнению, для характеристики, скажем, научной активности подразделения можно использовать такой показатель, как объем научно-исследовательских работ в расчете на одного преподавателя, а также средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение в институт или на факультет. Последний критерий, кстати, отражает противоречивый эмпирический факт: абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ в большинстве своем выбирают наиболее востребованные на рынке труда специальности, а не идут в науку. Конечно, можно предложить и иные критерии. Например, количество опубликованных профессорско-преподавательским составом подразделений научных работ, долю выпускников института или факультета, поступивших в аспирантуру, стоимость обучения, количество коммерческих мест в подразделении и т.д. Однако предложенные критерии, как представляется, обладают тем достоинством, что они достаточно просты и уже имеются в распоряжении федеральных университетов - дополнительных усилий по их сбору не требуется. Как показывает опыт применения данной методики классификации институтов и факультетов федеральных университетов (она была опробована в Казанском федеральном университете), подавляющее большинство подразделений относится к ''наукоориентированным'', ''профессионально ориентированным'' и ''проблемным''. Причем естественно-научные подразделения тяготеют к первому типу, гуманитарные - ко второму, а педагогические - к третьему. В связи с этим возникают практические вопросы: как сделать ''наукоориентированные'' подразделения более ''профессионально ориентированными'', ''профессионально ориентированные'' - более ''наукоориентированными'', а ''проблемные'' - больше ориентированными одновременно и на науку, и на образование? Ответом на поставленные вопросы является организация тесного внутриуниверситетского сотрудничества подразделений на базе совместных исследований и разработок. Иначе говоря, внутри федерального университета необходимо развивать широкие меж- и мультидисциплинарные исследования. Что под этим понимается? Междисциплинарные исследования подразумевают перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую, например физических и химических методов в биологию и медицину. В мультидисциплинарном подходе сложный объект научного познания рассматривается с точки зрения различных дисциплин. Так, человек в рамках мультидисциплинарного подхода изучается биологами, психологами, физиологами... Единый объект изучения позволяет создавать мультидисциплинарные науки, к которым, например, можно отнести экологию, физико-химическую биологию и т.д. Целый ряд междисциплинарных направлений, таких как биохимия, бионика, физическая химия, уже прочно вошел в перечень традиционных наук. Вместе с тем опора лишь на традиционную междисциплинарность ограничивает возможные стратегии совместных исследований внутри федеральных университетов уже имеющимся сотрудничеством между соответствующими институтами и факультетами, как правило, естественно-научными - физическими, химическими, биологическими. Но это не в полной мере отвечает на поставленные вопросы. Не претендуя на конкретные указания ''нетрадиционных'' междисциплинарных исследований, что выходит за рамки данной статьи, можно привести в качестве примера возможность сотрудничества юридических и медико-биологических подразделений, поскольку последние достижения биологической науки ставят перед обществом весьма сложные проблемы, в том числе и юридического характера (использование стволовых клеток, пересадка органов, клонирование). Еще один пример - научное сотрудничество экономических подразделений с геологическими в области разработки мультидисциплинарных геолого-экономических моделей повышения рентабельности добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых (так называемая сланцевая революция в газо- и нефтедобыче). Помочь в выборе подобных междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований может изучение опыта университетов, входящих в топ-100 международных рейтингов. Даже самое беглое знакомство с перечнем реализуемых в Университете Оксфорд, Массачусетском технологическом университете, Гарварде, Кембридже исследовательских проектов позволяет сделать вывод: все эти университеты осуществляют широкий спектр меж- и мультидисциплинарных разработок. При этом можно наметить несколько типов стратегий организации подобных исследований. Например, создание в структуре университета специального подразделения, занимающегося сложной междисциплинарной проблемой. Еще вариант - организация временной ассоциации ученых и практиков, которые не только ведут изучение сложного научного объекта, но и на этой основе проектируют актуальные прикладные решения. Университеты также разрабатывают специальные магистерские программы по подготовке мультидисциплинарных специалистов. В качестве направлений развития внутриуниверситетских меж- и мультидисциплинарных проектов можно также предложить:
Какие из предложенных вариантов окажутся наиболее эффективными, покажет лишь практика. Вполне возможно, что их набор будет варьироваться от университета к университету в зависимости от внутрикорпоративной культуры, входящих в состав федерального университета институтов и факультетов, доминирующих научных школ. Но эту работу необходимо развивать, если федеральный университет ставит перед собой задачу существенно продвинуться в международных рейтингах и выйти на уровень ведущих университетов мира. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|