Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Курс философии развития от Жореса Алфёрова

«Весь научный потенциал страны содержится в академии наук, и неважно, откуда поступают деньги. Академические институты всегда взаимодействовали с вузами. И сегодня РАН неотделима от вузов. Нужно не придумывать реформы, а помнить о том, что страна без науки жить не может», — подчеркнул Жорес Алфёров ходе лекции в институте физики металлов УрО РАН.

Просмотров: 1424

Вице-президент Российской академии наук Жорес Алфёров посетил Екатеринбург. Лауреат Нобелевской премии по физике 7 мая прочел лекцию в актовом зале института физики металлов Уральского отделения РАН, слушатели которой стали сотрудники отделения, студенты и преподаватели УрФУ, молодые ученые.

Автор более пятисот научных работ, трех монографий и пятидесяти изобретений познакомил присутствующих с прорывными технологиями второй половины ХХ века и ролью в современном мире.

«Научно-технический прогресс XX века определялся исключительно соревнованием Советского Союза и США. И очень жаль, что это соревнование закончилось», — цитата Джеймса Хекмана, произнесенная в качестве эпиграфа, во многом опеределила лекцию профессора Алфёрова.

От поэтапного развития атомной энергетики до создания первых ЭВМ — Жорес Иванович осветил в своем докладе основные достижения мировой и российской науки прошедшего столетия. Великие открытия замечательных ученых были выделены Алфёровым как вехи развития человечества.

Академик начал лекцию с обзора исследований атомной энергии. Уникальные научные прорывы в этой области науки стали возможны благодаря трудам Отто Гана, Фрица Штрассмана, Рудольфа Пайерлса, Отто Фриша, Якова Зельдовича, Юлия Харитона. Также прозвучали фамилии Оппенгеймера и Курчатова.

«После взрыва бомбы в Хиросиме руководство СССР поняло, что все итоги Второй мировой войны могут быть перечеркнуты монопольным владением оружием американцами. Через 20 дней после Хиросимы был создан первый научно-технический совет, а уже через 4 года СССР испытал первую атомную бомбу», — отметил Алфёров. Вслед за этим, благодаря исследованиям Эдварда Теллера, Станислава Улама, Виталия Гинзбурга, Бориса Константинова, появилось и новое сверхоружие — водородная бомба.

Во второй половине ХХ века была создана ЭВМ — прототип современных компьютеров. Первая электронная счетная машина появилась в 1946 году в Пенсильвании, весила она почти 20 тонн и выполняла 5 тысяч операций в секунду. В СССР собственная ЭВМ (БЭСМ-6) была закончена к 1964 году — она не уступала американским машинам.

В своей лекции Жорес Иванович также отметил важность создания реактивных двигателей и самолетов, разработки транзисторов, лазеров, использования солнечной энергетики.

Сравнивая условия работы ученых сегодня и во времена СССР, академик напомнил слушателям, как в 1946 году несколько чиновников попросили Лаврентия Берию передать лабораторию измерительных приборов академии наук, созданную Абрамом Иоффе, в ведение НКВД или Совнаркома. Мотивировали они это тем, что деньги на исследования выделяет государство. Берия ответил категорическим отказом.

«Весь научный потенциал страны содержится в академии наук, и неважно, откуда поступают деньги. Академические институты всегда взаимодействовали с вузами. И сегодня РАН неотделима от вузов. Нужно не придумывать реформы, а помнить о том, что страна без науки жить не может», — подчеркнул Жорес Алфёров.

Также он отметил необходимость интернациональных научных связей и проектов, подкрепив свой аргумент цитатой Джона Бардина, американского физика — единственного ученого, получившего две нобелевские премии по физике, друга российской науки и сторонника научного сотрудничества: «Наука интернациональна по своей природе. Это знают ученые, но об этом надо постоянно напоминать публике».

По окончании лекции у присутствующих была еще масса вопросов к Жоресу Алфёрову. В связи с затронутой в лекции темой достижений в медицине и генетике старший научный сотрудник института экологии растений и животных УрО РАН Игорь Хохуткин спросил, есть ли перспектива разработки российскими учеными-фармакологами лекарств с увеличенной скоростью и эффективностью действия.

Жорес Иванович ответил развернуто: «Когда отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН в 2007 году поменяло название и приобрело нанотехнологическую ориентацию, я не ожидал быстрых результатов. Но когда ученые этого отделение делали доклад по механизму доставки нано-лекарств к нужным органам, я был поражен. Эта область представляет собой направление, где реализуются идеи ученых многих специальностей. И такой подход явно изменит ситуацию с быстродействием лекарственных средств. Также меня поразил доклад Константина Скрябина, в котором он демонстрировал телефон, снимающий кардиограмму своего владельца в реальном времени. Я считаю, что в этой области науки и технологии у наших ученых большое будущее».

Когда вопросы из зала иссякли, председатель президиума УрО РАН член наблюдательного совета УрФУ Валерий Чарушин вручил Жоресу Ивановичу памятную медаль УрО РАН и альбом лауреатов Демидовской премии. «Российской науке необходимо становиться на курс философии развития. Нужно развивать фундаментальные исследования и видеть наиболее важные их приложения. Нужно рождать программы, где мы ставим целью возвращения мировых рекордов, — заявил профессор Алфёров. — Мы должны развивать новую систему образования и возродить экономику, основанную на научных разработках и достижениях».

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: УрФУ, наука, жорес алферов

Похожие материалы:
Ученые УрФУ провели исследования метеорита «Чебаркуль»
Ученые о возможности создания компьютеров, подобных мозгу человека
Получили оценку новые научные проекты УрФУ
В УрФУ исследуют антарктические метеориты
Совместные исследования водных ресурсов России и Поднебесной
Астрономическая школа «Физика космоса»
Как увеличить качество и количество научных публикаций сотрудников
Центр новых компетенций мирового уровня
Филипп Нобель и Жан Жузель прочитали лекции в Екатеринбурге
Мегагрант стартовал: Российские элиты и европейские инновации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
III Уфимский международный салон образования
С 6 по 9 ноября в г. Уфа Республики Башкортостан на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» состоится III...
Из журнала
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#103Модель экспорта образования: онлайн-обучение
#104Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
#102Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ