Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

25 февраля 2019 года в г. Москве состоялся круглый стол «Научные коммуникации и эффективное сотрудничество: университеты, академические институты, СМИ», организованный Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в России.

Просмотров: 976

25 февраля 2019 года в г. Москве состоялся круглый стол «Научные коммуникации и эффективное сотрудничество: университеты, академические институты, СМИ», организованный Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в России.

В рамках круглого стола обсуждались вопросы развития компетенций в сфере научных коммуникаций, важных для построения успешной карьеры молодых ученых в науке на примере применения успешных моделей продвижения в научно-исследовательской и инновационной сферах на национальном и международном уровне.

Экспертными мнениями, инструментами и лучшими практиками в области научных коммуникаций, эффективного академического партнерства и PR продвижения, результатами исследований в области научных коммуникаций в России и за рубежом поделились представители российских университетов, институтов развития, академического и научного сообщества, эксперты в области исследований и развития высшего образования, для которых вопросы научной коммуникации представляют особенное значение и практическую значимость.

Актуальность обозначенной темы развития научных коммуникаций отметила в своем приветственном слове, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Вадимовна Аржанова.

Задачи круглого стола - обозначить тенденции и тренды в развитии научных коммуникаций в России и в мире в целом, сфокусироваться на актуальных и значимых темах для университетов, исследовательских и научных институтов, определить объективные проблемы и препятствия развития научных коммуникаций, а также найти новые формы научного взаимодействия, техники представления результатов научных исследований и результатов, которые продуцируются российским научным академическим сообществом, широкой общественности для эффективного выстраивания взаимодействия между различными социальными группами и институтами.

Заместитель исполнительного директора НФПК, председатель общественно-делового совета национального проекта «Наука» Барышникова Марина Юрьевна, отметила:

В последние десятилетия идет активный поиск новых моделей выстраивания эффективного сотрудничества для повышения результативности продвижения России в рейтинге государств с высоким потенциалом и высокой эффективностью научной деятельности. Перед Россией стоит задача войти в Топ-5 научных держав мира за пять лет. Результатом реализации национального проекта «Наука» должен стать качественный прорыв. Среди задач в рамках нацпроекта в том числе: повышение результативности научной деятельности и узнаваемости российских образовательных и научных структур в мировом научном академическом пространстве.

В рамках секции «Научные коллаборации и эффективность академического сотрудничества» в качестве инструмента повышения эффективности и результативности научных исследований и позиционирования в научном мировом пространстве начальником аналитического отдела компании "Научная Электронная Библиотека eLIBRARY.RU" Арефьевом Павлом Геннадиевичем была представлена оценка результативности научных коллабораций российских ученых и исследователей в контексте публикационной активности (количества и качества публикаций, эффективности междисциплинарного, межстранового и межинституционального сотрудничества).

В последнее время в России начал эффективно развиваться ряд проектов по продвижению российской науки на международный рынок. По данным InCites, за период с 2013 по 2018 года российская наука в целом произвела 236 тыс. научных публикаций в журнальной периодике, которая индексируется WoS Core Collection. Что составляет 2,48% российского публикационного вклада в общемировой массив публикаций.

На сегодняшний день 83% всего российского публикационного потока приходится на два основных кластера производителей научных результатов в Российской Федерации – это организации Российской академии наук и российские университеты, оставшиеся 17% включают национальные исследовательские центры и корпоративную науку. Из общего числа 627 организаций, которые опубликовали хотя бы одну статью за указанный период, основное количество публикационного вклада внесло 205 организаций РАН (60% публикаций из всего российского публикационного потока, средняя цитируемость которых составляет 43%) и 226 российских вуза (53%, из которых 42% составляют университеты проекта 5-100, МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, средняя цитируемость 38%).

Основные области наук, обеспечивающих лидирующие позиции российских ученых по общему количеству публикаций: физика – 4 место, математика – 7 место, химия – 8 место, геонауки – 9 место, науки о космосе – 10 место, материаловедение – 11 место.

К 2017 году Россия не достигла намеченного уровня вклада в общемировой публикационный поток по журнальной периодике в размере 2,44. Ее общий вклад составил к этому времени 1,91.

Для того чтобы войти в 5 передовых стран и решить вопросы развития экономики и повышения качества жизни и долголетия, России необходимо реализовывать действительно актуальные востребованные и имеющие высокий потенциал научные исследования в научно-прикладных дисциплинах, таких как Биомедицина, Инженерные науки, компьютерные науки и т.д.

Рассматривая вопрос коллабораций через проекты и аспекты международного сотрудничества, заместитель директора по научной работе ИВС РАН Ларин Сергей Владимирович, поделился подходами и опытом научного сотрудничества, взаимодействия с промышленностью и работой в области популяризации исследований ИВС РАН. Также на круглом столе были рассмотрены подходы к оценке эффективности магистерских программ и аспирантуры.

В своем выступлении Перфильева Ольга Владимировна, директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового университета, генеральный директор АНО «Терра Курс» обозначила, что научные коммуникации являются базовыми компетенциями современной академической профессии. В развитии академической среды и новых образовательных программ в России не последнюю роль играют научные коммуникации и персонификация ответственности за научный и академический результат. Данные выводы были получены по итогам реализации докладчиком исследовательских проектов, в частности проекта НФПК «Развитие научной коммуникации в академической среде» (2016-2017) и проекта «Магистратура 5.0: Модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения» (2018-2019), реализованного в рамках партнерства с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Ольга Перфильева также отметила, что связь между брендом ученого, исследователя или преподавателя и возможностями продвижения собственных академических или научных результатов становится более очевидной, если рассматривать научные коммуникации через призму усиления роли индивидуальной ответственности за результат. Недостаток компетенций в области научных коммуникаций как у ученых и исследователей, так и преподавателей способен негативно повлиять на качество и академических, и научных результатов.

Лучшими практиками в рамках сессии «Научные коммуникации в разработке и реализации современных магистерских программ» поделились Бахтин Александр Александрович, заведующий кафедрой телекоммуникационных систем НИУ МИЭТ, Деревнина Анна Юрьевна, проректор по учебной работе Сколтех, Исполняющая обязанности ректора ТИУ Ефремова Вероника Васильевна.

Во второй части круглого стола были представлены научные исследования и инструменты по медиаактивности в социальных сетях, СМИ и журналах в публичных пространствах.

В рамках сессии «Научные исследования и СМИ. Диалог с обществом» Денисова Дарья Алексеевна, заместитель директора центра научной коммуникации ИТМО, поделилась кейсом позиционирования Университета ИТМО в публичном пространстве и инструменты для повышения узнаваемости и имиджа организации, а также образовательной программой по научным коммуникациям.

Шуляк Юлия Юрьевна, ведущий специалист отдела по связям с общественностью РНФ, рассказала об особенностях взаимодействия Российского научного фонда с учеными, средствами массовой информации и обществом.

В завершении круглого стола в рамках сессии «Медиактивность российских университетов в контексте развития научных коммуникаций» директор Учебного Центра НФПК, руководитель международных и сетевых программ НФПК Наргис Рустамовна Валамат-Заде отметила актуальность коммуникации пресс-служб и управлений по связям с общественностью университетов, в контексте взаимодействия с научными организациями с обществом, СМИ и бизнесом.

В рамках сессии Тимофеев Иван Николаевич, программный директор РСМД представил результаты исследований, посвященных роли Интернета в интернационализации российских университетов. Информацию о различных сторонах интернационализации, специфике международной деятельности российских университетов и использовании интернет-ресурсов для продвижения в международной образовательной среде, а также анализ типичных проблем.

В результате исследования в первую пятерку Индекса электронной интернационализации вошли НИУ ВШЭ, ИТМО, Сколтех, СПбПУ, КФУ.

Тюрина Наталья Владимировна, начальник управления проектов в области образования и социальной сфере, дирекции государственных интернет-проектов МИА «Россия сегодня» представила инструмент для самооценки и анализа коммуникационной активности российских вузов в социальных сетях.

В рамках исследования проведен анализ коммуникации российских вузов с пользователями социальных сетей среди университетов-участников Проекта 5-100. В рейтинг вовлеченности пользователей в каналах вузов в социальных сетях вошел 21 университет. Первые строчки рейтинга заняли РУДН, МФТИ и УрФУ. Пятерку лидеров замкнули ИТМО и БФУ.

Одна из наиболее важных проблем вузовского образования – отсутствие хорошо выстроенной системы обратной связи. Социальные сети способны решить данную проблему наиболее оптимальным образом. Продвижение в сетях является одной из наиболее современных и важных форм активного позиционирования вуза, отметила Наталья Владимировна.

Буклаева Мария Евгеньевна, заместитель директора издательства «Аккредитация в образовании», представила независимую оценку уровня информационной активности университетов России, в рамках конкурса пресс-служб вузов по оценке русскоязычного содержания наполнения контентом сайта вузов. Из принявших участие в конкурсе 350 российских вузов примерно треть вузов можно назвать информационными открытыми, контент которых соответствует основным целям аудитории. В сравнении с анализом анкетирования зарубежных вузов, можно сделать выводы, что общая проблема у российских и зарубежных университетов – слабая заинтересованность других подразделений в освещении их деятельности.

На сегодня можно сделать выводы, что «информационная закрытость – это не отсутствие данных или новостной ленты на официальном сайте вуза, а «невидимость» вуза для потенциально заинтересованных внешних аудиторий, подвела итоги Мария Евгеньевна.

Шульгина Наталья Юрьевна, директор программ Фонда Потанина представила современные методы продвижения информации, исследование сайтов российских университетов. В рамках проведенного фондом исследования, был проанализирован поток распространения информации по существующим грантам и стипендиям на сайтах 75 российских университетов. Результаты анализа показали, наиболее популярные способы распространения информации о грантах на сайтах вузов: рубрика серия регулярных материалов в общей ленте новостей, отдельный раздел на сайте и материалы, рубрика, серия регулярных материалов размещенных в ленте анонсов.

Современные технологии позволяют отойти от вещательного подхода распространения информации, комбинировать каналы и форматы предоставления информации для достижения целевой аудитории, отметила Наталья Юрьевна.

Подводя итоги работы круглого стола И.В. Аржанова отметила важность проведения подобных мероприятий с целью обмена опытом и лучшими практиками, а также консолидации усилий всех организаций, занимающихся темой развития научных коммуникаций в России.

С презентациями можно ознакомиться по ссылкe: https://cloud.mail.ru/public/4KvN/ezCYXBLHP.

Источник: www.ntf.ru

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Итоги Байкальского международного салона образования
Победители хакатона войдут в кадровый резерв ведущих нефтегазовых компаний
В Технограде соберутся лучшие юные разработчики страны
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Конкурс стартапов EASTBOUND поможет пяти российским стартапам получить инвестиции для выхода на рынки стран востока
Как учить «цифровых аборигенов»: в первый день «ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ» участники обсудили образование в эпоху высоких технологий
Подведены итоги Всероссийской конференции «От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения»
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Конференция ИВО «Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы»

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ