Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры для региона

Брянский государственный инженерно-­технологический университет сегодня — это признанный региональный центр подготовки квалифицированных кадров для строительного, жилищно-­коммунального, лесопромышленного, лесного, экологического и транспортно­-технологического комплексов отраслевой экономики.

Просмотров: 118
Валерий ЕГОРУШКИН

В этом году Брянскому государственному инженерно-­технологическому университету исполняется восемьдесят пять лет. Сегодня это признанный региональный центр подготовки квалифицированных кадров для строительного, жилищно-­коммунального, лесопромышленного, лесного, экологического и транспортно­-технологического комплексов отраслевой экономики.

О настоящем дне БГИТУ рассказывает ректор Валерий ЕГОРУШКИН, кандидат сельскохозяйственных наук.


Основанный в далеком 1930 году как лесотехнический институт, Брянский государственный инженерно-­технологический университет прошел славный путь. Сегодня вуз известен не только в России, но и за рубежом. За свою историю университет, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, подготовил более 50 тыс. востребованных специалистов.

В настоящий момент БГИТУ представляет собой многопрофильное учебное заведение, в котором ведется обучение по трем уровням высшего образования: бакалавриату – 12 направлений и 20 профилей подготовки, магистратуре – 6 направлений, аспирантуре – 6 направлений и 9 научных специальностей. Функционируют 2 диссертационных совета – по лесному и строительному направлениям.

Большинство направлений подготовки является уникальными, что выгодно отличает университет от других вузов центрального региона России. В структуру вуза входит учебно-опытный лесхоз – уникальная природная лаборатория площадью 10 тыс. гектаров, эталон лесов Центральной России – исследования здесь ведутся с 1906 года.

Осознавая, что востребованность дипломированного специалиста – это товарный знак вуза, одной из ключевых задач деятельности руководство БГИТУ считает максимальное приближение к «корпоративному университету»: с непрерывным обучением выпускника в течение всей его профессиональной карьеры.

Среди острых проблем дня – привлечение молодежи для получения инженерных специальностей. Демографический кризис конца прошлого – начала нынешнего веков привел к тому, что на рынке образовательных услуг предложения зачастую превышают спрос. Инженерные вузы, нуждающиеся в способных абитуриентах, которым по силам освоение сложных образовательных программ, в этой ситуации испытывают проблемы.

Брянский государственный инженерно-­технологический университетОтветом на этот вызов явилось создание в БГИТУ Малой инженерной академии, к участию в ее работе привлекаются школьники девятых­одиннадцатых классов. Образовательная программа предусматривает выполнение учебных и научных работ по выбранному профилю подготовки, экскурсии на действующие производства, а также подготовку научных работ для олимпиад различного уровня – совместно с учителями школ и преподавателями вуза. Занятия, которые для школьников являются бесплатными, проводятся в удобное для них время, в том числе в каникулярный период дистанционно. При этом иногородним учащимся предоставляется общежитие.

Подобная форма работы со школьниками востребована в регионе и позволяет молодым людям даже из отдаленных районов Брянской и соседних областей развивать свой потенциал, приобщаясь к прогрессивным технологиям обучения.

Успешность и качество подготовки будущих специалистов, уровень полученных ими компетенций определяются организацией учебного процесса, а также вовлечением в него самой современной практической базы. В БГИТУ ведется серьезная работа по взаимодействию с региональными органами государственной власти и представителями отраслей экономики. Между правительством области и университетом действует соглашение о сотрудничестве. За последние годы также заключены договоры практически со всеми отраслевыми структурами – основными работодателями выпускников. Тесное сотрудничество традиционно связывает вуз и предприятия реального сектора экономики лесного и строительного комплексов.

Наиболее удачный опыт такого сотрудничества – функционирование попечительских советов: в частности, на строительном факультете. Создание попечительского совета – шаг к повышению качества подготовки студентов­-строителей и их дальнейшему успешному трудо­устройству. Практика показывает, работодатели и вуз «обречены» на взаимовыгодное сотрудничество. Строители получают возможность растить профессионалов с выс­шим образованием с учетом своих запросов. А студенты всех шести специальностей строительного факультета с первого курса – лично общаться с будущими работодателями, трудиться на стройплощадках. Так, со второго курса в учебный процесс вводятся мастер-классы строителей-практиков. В этом году для учащихся третьего и четвёртого курсов проведена презентация всех строительных компаний области. Закономерно, что все выпускники-строители БГИТУ к моменту получения диплома уже приглашены на предприятия работодателей.

Квалифицированного специалиста невозможно получить без серьезной теоретической подготовки и привлечения к научным исследованиям. Важным направлением деятельности БГИТУ является модернизация сложившихся за многие годы научных школ и направлений.

Значимым итогом этой работы стало участие университета и созданных на его базе малых инновационных предприятий (МИП) в выставке «Роснанотех», а также в совещании по развитию нанотехнологий в Брянской области с участием главы «Роснано». Студенты университета, занимающиеся ландшафтной архитектурой, постоянно участвуют в «Московской зеленой неделе» на ВВЦ.

С 2006 года на базе БГИТУ функционирует Брянский региональный центр трансфера технологий, созданный в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Инновационная составляющая деятельности университета заключается в практическом внедрении результатов научных исследований. В частности, создано 7 МИП, осуществляющих коммерциализацию разработок в области производства строительных конструкций, машиностроения, получения новых материалов из древесины, экологии, лесного хозяйства и ландшафтной архитектуры.

Брянский государственный инженерно-­технологический университетЗначимое направление инновационной деятельности – реализация проектов по энергетическому обследованию (энергоаудит), предполагающих разработку энергетических паспортов бюджетных организаций и предприятий в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (№ 261-ФЗ), а также по обследованию зданий и сооружений. Еще одним перспективным направлением стало проведение обследования и экспертизы зеленых насаждений населенных мест, когда используется самая современная материально-­техническая база, не имеющая аналогов не только в Брянске, но и в соседних областных центрах.

Университет входит в состав двух саморегулируемых организаций (СРО) – Союза энергоаудиторов (г. Москва) и Брянского регионального объединения проектировщиков, имеет свидетельство, позволяющее выполнять функции генерального проектировщика. Вуз активно использует эту возможность, выполняя практические работы в области проектирования с привлечением студентов.

Особо стоит отметить активное участие БГИТУ в разработке концепций и стратегий развития отраслей региональной экономики (строительства, лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, жилищно­коммунального хозяйства); разработке методик оценки эффективности проектов строительства автодорог, промышленных объектов, освоения лесов, развития территорий; оценке эколого-экономического ущерба реализации проектов в сфере строительства, природообустройства и других.

Таким образом, в университете создаются все необходимые условия для успешной практической подготовки будущих специалистов на базе современных инновационных технологий.

В структуру БГИТУ входит центр довузовской подготовки и дополнительного профессионального образования, реализующий значительное количество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере лесного комплекса, строительства, управления недвижимостью, жилищно­коммунального хозяйства, региональной экономики.

Вуз является официальным центром повышения квалификации, аттестации строителей в системе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), центром подготовки энергоаудиторов. На базе университета под эгидой Министерства энергетики РФ проходят региональные форумы по энергоэффективности, проводятся курсы повышения квалификации ответственных сотрудников предприятий социальной сферы и реального сектора экономики.

К особым достижениям можно отнести участие в двух крупнейших федеральных проектах: Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров и, в числе 14 вузов России, федеральной программе «Кадры для регионов». В рамках первой реализована образовательная программа дополнительного образования «Энергосберегающие технологии на объектах промышленного, гражданского строительства и жилищно-­коммунального хозяйства с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения».

В процессе реализации проекта «Кадры для регионов» по поддержке вузов, играющих ключевую роль в социально­экономическом развитии регионов, в БГИТУ реализуется несколько программ.

  • «Современные технологии в строительстве, стройиндустрии и дорожном хозяйстве региона». Ориентирована на обучение студентов в рамках основной образовательной программы и обучение специалистов предприятий по программам повышения квалификации.
  • «Менеджмент производственных процессов в лесопромышленном комплексе региона». Охватывает такие специальности, как технология деревообработки, машины и оборудование лесного комплекса, лесное хозяйство, ландшафтная архитектура. Реализуется для студентов очного обучения;
  • «Повышение энергоэффективности и сокращение энергозатрат объектов социальной инфраструктуры региона». Реализация предполагает обучение сотрудников предприятий и организаций согласно федеральному закону № 261.

Брянский государственный инженерно-­технологический университетВсе программы разрабатывались с учетом потреб-ностей предприятий региона в кадровом обеспечении на основании положений Стратегии социально­-экономического развития Брянской области до 2025 года. Их реализация осуществляется в рамках профильных направлений подготовки специалистов и бакалавров, а также программ повышения квалификации.

В результате реализации разработанных учебно-методических материалов за три года участия в программе «Кадры для регионов» в БГИТУ прошли обучение более 1,5 тыс. человек, значительная часть – по программам ДПО.

Благодаря субсидии на реализацию программы, а также софинансированию со стороны предприятий региона в университете существенно модернизирована материально­-техническая база.

Значительная часть поступивших средств – около 90 процентов – была израсходована на приобретение учебного и научного оборудования, программные продукты, которые можно использовать не только при проведении занятий по разработанным программам, но и в рамках научно-исследовательской деятельности.

В частности, в последнее время БГИТУ были приобретены:

  • система параметрического конструирования мебели;
  • программный комплекс анализа данных дистанционного зондирования Земли;
  • комплекс программных продуктов «ВидеоТест» – для анализа геометрических, морфологических и иных параметров объектов при микроскопировании биологического и небиологического материалов.

Лабораторное оборудование объединено в блоки. Назовем некоторые из них.

  • Мобильная лаборатория энергоаудита, строительной и экологической экспертизы. Предназначена для определения параметров комплексного технического обследования зданий и сооружений различного назначения. Оснащена необходимым аналитическим оборудованием. Функции лаборатории не ограничатся ролью учебного пособия – передвижная компьютеризированная система будет использоваться для нужд экономики области.
  • Мобильная дорожная лаборатория. Уникальный аппаратно­-программный комплекс, предназначенный для проведения экспертизы и контроля на объектах дорожно-­транспортного комплекса. Использование лаборатории в учебных целях позволяет отрабатывать не только навыки обследования элементов дорожно­-транспортного комплекса, но и составления проектной документации для строительства, эксплуатации и ремонта дорог и объектов дорожной инфраструктуры.
  • Аналитическая лаборатория. Объединяет в себе оборудование для анализа физических, химических и биологических параметров искусственных объектов и их частей и компонентов окружающей среды. Ресурсы лаборатории позволяют проводить не только испытания в рамках экологической экспертизы, аттестации рабочих мест, но и исследования строительных материалов, конструкций и изделий, элементов зданий и сооружений на физико-химические параметры, в том числе радиологические, а также определять микробиологический фон жилых помещений и объектов рабочей зоны. Учитывая универсальность оборудования, его можно применять при проведении лабораторных занятий практически на любых направлениях обучения.

Оборудование и программные комплексы, приобретенные в рамках проекта, позволили организовать в структуре научно-инновационного управления университета инжиниринговый центр и центр коллективного пользования научным оборудованием.

Для решения перспективных задач в рамках проекта «Кадры для региона» около 50 преподавателей университета прошли повышение квалификации. При выборе образовательных программ акцент делался на работу с оборудованием и программными комплексами, развитие навыков практической деятельности, необходимых для реализации образовательных программ проекта, организацию научных исследований.

Приобретение знаний, умений и навыков, а также необходимой разрешительной документации позволили преподавателям и вузу в целом реализовывать долгосрочные проекты в рамках как образовательной, так и научно-инновационной деятельности.

Успешная работа над проектом была бы невозможна без создания системы партнерства с предприятиями и организациями Брянской области. Взаимодействие реализовывалось по следующим направлениям: привлечение к образовательному процессу специалистов предприятий и организаций региона; создание материально-­технической базы для обучения по обновленным программам; корректировка образовательных программ и разработка их учебно-методического обеспечения в соответствии с потребностями предприятий.

В результате этой работы были достигнуты системные эффекты.

  • Разработан и отлажен механизм взаимодействия вуза и предприятий в процессе подготовки кадров, обладающих необходимым набором знаний, умений, навыков.
  • Сформированы условия для реализации непрерывного образования: Малая инженерная академия (профориентационная работа) – обучение студентов по заказу предприятий (целевая подготовка) – повышение квалификации и стажировка сотрудников предприятий.
  • Создан инжиниринговый центр, деятельность которого ориентирована на потребности предприятий строительства, стройиндустрии, дорожного хозяйства и лесопромышленного комп-лекса.

Вся эта многоаспектная деятельность позволяет БГИТУ быть востребованным на рынке образовательных и научно-технических услуг и оперативно реагировать на изменение потребностей предприятий и организаций реального сектора экономики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форпост инженерного образования в Кузбассе
В КузГТУ обсудили вопросы подготовки инженеров в Кузбассе
70 лет Новосибирскому музыкальному колледжу им. А.Ф. Мурова
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Качество инженерных кадров – ключевой фактор конкурентоспособности страны
Инженер будет квалифицированнее и компетентнее
В КФУ обсудили вопросы развития инженерного и педагогического образования
Поддержаны программы СФУ по инженерным кадрам
Кадры должны расти на успехе
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ