Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры для региона

Брянский государственный инженерно-­технологический университет сегодня — это признанный региональный центр подготовки квалифицированных кадров для строительного, жилищно-­коммунального, лесопромышленного, лесного, экологического и транспортно­-технологического комплексов отраслевой экономики.

Просмотров: 114
Валерий ЕГОРУШКИН

В этом году Брянскому государственному инженерно-­технологическому университету исполняется восемьдесят пять лет. Сегодня это признанный региональный центр подготовки квалифицированных кадров для строительного, жилищно-­коммунального, лесопромышленного, лесного, экологического и транспортно­-технологического комплексов отраслевой экономики.

О настоящем дне БГИТУ рассказывает ректор Валерий ЕГОРУШКИН, кандидат сельскохозяйственных наук.


Основанный в далеком 1930 году как лесотехнический институт, Брянский государственный инженерно-­технологический университет прошел славный путь. Сегодня вуз известен не только в России, но и за рубежом. За свою историю университет, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, подготовил более 50 тыс. востребованных специалистов.

В настоящий момент БГИТУ представляет собой многопрофильное учебное заведение, в котором ведется обучение по трем уровням высшего образования: бакалавриату – 12 направлений и 20 профилей подготовки, магистратуре – 6 направлений, аспирантуре – 6 направлений и 9 научных специальностей. Функционируют 2 диссертационных совета – по лесному и строительному направлениям.

Большинство направлений подготовки является уникальными, что выгодно отличает университет от других вузов центрального региона России. В структуру вуза входит учебно-опытный лесхоз – уникальная природная лаборатория площадью 10 тыс. гектаров, эталон лесов Центральной России – исследования здесь ведутся с 1906 года.

Осознавая, что востребованность дипломированного специалиста – это товарный знак вуза, одной из ключевых задач деятельности руководство БГИТУ считает максимальное приближение к «корпоративному университету»: с непрерывным обучением выпускника в течение всей его профессиональной карьеры.

Среди острых проблем дня – привлечение молодежи для получения инженерных специальностей. Демографический кризис конца прошлого – начала нынешнего веков привел к тому, что на рынке образовательных услуг предложения зачастую превышают спрос. Инженерные вузы, нуждающиеся в способных абитуриентах, которым по силам освоение сложных образовательных программ, в этой ситуации испытывают проблемы.

Брянский государственный инженерно-­технологический университетОтветом на этот вызов явилось создание в БГИТУ Малой инженерной академии, к участию в ее работе привлекаются школьники девятых­одиннадцатых классов. Образовательная программа предусматривает выполнение учебных и научных работ по выбранному профилю подготовки, экскурсии на действующие производства, а также подготовку научных работ для олимпиад различного уровня – совместно с учителями школ и преподавателями вуза. Занятия, которые для школьников являются бесплатными, проводятся в удобное для них время, в том числе в каникулярный период дистанционно. При этом иногородним учащимся предоставляется общежитие.

Подобная форма работы со школьниками востребована в регионе и позволяет молодым людям даже из отдаленных районов Брянской и соседних областей развивать свой потенциал, приобщаясь к прогрессивным технологиям обучения.

Успешность и качество подготовки будущих специалистов, уровень полученных ими компетенций определяются организацией учебного процесса, а также вовлечением в него самой современной практической базы. В БГИТУ ведется серьезная работа по взаимодействию с региональными органами государственной власти и представителями отраслей экономики. Между правительством области и университетом действует соглашение о сотрудничестве. За последние годы также заключены договоры практически со всеми отраслевыми структурами – основными работодателями выпускников. Тесное сотрудничество традиционно связывает вуз и предприятия реального сектора экономики лесного и строительного комплексов.

Наиболее удачный опыт такого сотрудничества – функционирование попечительских советов: в частности, на строительном факультете. Создание попечительского совета – шаг к повышению качества подготовки студентов­-строителей и их дальнейшему успешному трудо­устройству. Практика показывает, работодатели и вуз «обречены» на взаимовыгодное сотрудничество. Строители получают возможность растить профессионалов с выс­шим образованием с учетом своих запросов. А студенты всех шести специальностей строительного факультета с первого курса – лично общаться с будущими работодателями, трудиться на стройплощадках. Так, со второго курса в учебный процесс вводятся мастер-классы строителей-практиков. В этом году для учащихся третьего и четвёртого курсов проведена презентация всех строительных компаний области. Закономерно, что все выпускники-строители БГИТУ к моменту получения диплома уже приглашены на предприятия работодателей.

Квалифицированного специалиста невозможно получить без серьезной теоретической подготовки и привлечения к научным исследованиям. Важным направлением деятельности БГИТУ является модернизация сложившихся за многие годы научных школ и направлений.

Значимым итогом этой работы стало участие университета и созданных на его базе малых инновационных предприятий (МИП) в выставке «Роснанотех», а также в совещании по развитию нанотехнологий в Брянской области с участием главы «Роснано». Студенты университета, занимающиеся ландшафтной архитектурой, постоянно участвуют в «Московской зеленой неделе» на ВВЦ.

С 2006 года на базе БГИТУ функционирует Брянский региональный центр трансфера технологий, созданный в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Инновационная составляющая деятельности университета заключается в практическом внедрении результатов научных исследований. В частности, создано 7 МИП, осуществляющих коммерциализацию разработок в области производства строительных конструкций, машиностроения, получения новых материалов из древесины, экологии, лесного хозяйства и ландшафтной архитектуры.

Брянский государственный инженерно-­технологический университетЗначимое направление инновационной деятельности – реализация проектов по энергетическому обследованию (энергоаудит), предполагающих разработку энергетических паспортов бюджетных организаций и предприятий в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (№ 261-ФЗ), а также по обследованию зданий и сооружений. Еще одним перспективным направлением стало проведение обследования и экспертизы зеленых насаждений населенных мест, когда используется самая современная материально-­техническая база, не имеющая аналогов не только в Брянске, но и в соседних областных центрах.

Университет входит в состав двух саморегулируемых организаций (СРО) – Союза энергоаудиторов (г. Москва) и Брянского регионального объединения проектировщиков, имеет свидетельство, позволяющее выполнять функции генерального проектировщика. Вуз активно использует эту возможность, выполняя практические работы в области проектирования с привлечением студентов.

Особо стоит отметить активное участие БГИТУ в разработке концепций и стратегий развития отраслей региональной экономики (строительства, лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, жилищно­коммунального хозяйства); разработке методик оценки эффективности проектов строительства автодорог, промышленных объектов, освоения лесов, развития территорий; оценке эколого-экономического ущерба реализации проектов в сфере строительства, природообустройства и других.

Таким образом, в университете создаются все необходимые условия для успешной практической подготовки будущих специалистов на базе современных инновационных технологий.

В структуру БГИТУ входит центр довузовской подготовки и дополнительного профессионального образования, реализующий значительное количество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере лесного комплекса, строительства, управления недвижимостью, жилищно­коммунального хозяйства, региональной экономики.

Вуз является официальным центром повышения квалификации, аттестации строителей в системе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), центром подготовки энергоаудиторов. На базе университета под эгидой Министерства энергетики РФ проходят региональные форумы по энергоэффективности, проводятся курсы повышения квалификации ответственных сотрудников предприятий социальной сферы и реального сектора экономики.

К особым достижениям можно отнести участие в двух крупнейших федеральных проектах: Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров и, в числе 14 вузов России, федеральной программе «Кадры для регионов». В рамках первой реализована образовательная программа дополнительного образования «Энергосберегающие технологии на объектах промышленного, гражданского строительства и жилищно-­коммунального хозяйства с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения».

В процессе реализации проекта «Кадры для регионов» по поддержке вузов, играющих ключевую роль в социально­экономическом развитии регионов, в БГИТУ реализуется несколько программ.

  • «Современные технологии в строительстве, стройиндустрии и дорожном хозяйстве региона». Ориентирована на обучение студентов в рамках основной образовательной программы и обучение специалистов предприятий по программам повышения квалификации.
  • «Менеджмент производственных процессов в лесопромышленном комплексе региона». Охватывает такие специальности, как технология деревообработки, машины и оборудование лесного комплекса, лесное хозяйство, ландшафтная архитектура. Реализуется для студентов очного обучения;
  • «Повышение энергоэффективности и сокращение энергозатрат объектов социальной инфраструктуры региона». Реализация предполагает обучение сотрудников предприятий и организаций согласно федеральному закону № 261.

Брянский государственный инженерно-­технологический университетВсе программы разрабатывались с учетом потреб-ностей предприятий региона в кадровом обеспечении на основании положений Стратегии социально­-экономического развития Брянской области до 2025 года. Их реализация осуществляется в рамках профильных направлений подготовки специалистов и бакалавров, а также программ повышения квалификации.

В результате реализации разработанных учебно-методических материалов за три года участия в программе «Кадры для регионов» в БГИТУ прошли обучение более 1,5 тыс. человек, значительная часть – по программам ДПО.

Благодаря субсидии на реализацию программы, а также софинансированию со стороны предприятий региона в университете существенно модернизирована материально­-техническая база.

Значительная часть поступивших средств – около 90 процентов – была израсходована на приобретение учебного и научного оборудования, программные продукты, которые можно использовать не только при проведении занятий по разработанным программам, но и в рамках научно-исследовательской деятельности.

В частности, в последнее время БГИТУ были приобретены:

  • система параметрического конструирования мебели;
  • программный комплекс анализа данных дистанционного зондирования Земли;
  • комплекс программных продуктов «ВидеоТест» – для анализа геометрических, морфологических и иных параметров объектов при микроскопировании биологического и небиологического материалов.

Лабораторное оборудование объединено в блоки. Назовем некоторые из них.

  • Мобильная лаборатория энергоаудита, строительной и экологической экспертизы. Предназначена для определения параметров комплексного технического обследования зданий и сооружений различного назначения. Оснащена необходимым аналитическим оборудованием. Функции лаборатории не ограничатся ролью учебного пособия – передвижная компьютеризированная система будет использоваться для нужд экономики области.
  • Мобильная дорожная лаборатория. Уникальный аппаратно­-программный комплекс, предназначенный для проведения экспертизы и контроля на объектах дорожно-­транспортного комплекса. Использование лаборатории в учебных целях позволяет отрабатывать не только навыки обследования элементов дорожно­-транспортного комплекса, но и составления проектной документации для строительства, эксплуатации и ремонта дорог и объектов дорожной инфраструктуры.
  • Аналитическая лаборатория. Объединяет в себе оборудование для анализа физических, химических и биологических параметров искусственных объектов и их частей и компонентов окружающей среды. Ресурсы лаборатории позволяют проводить не только испытания в рамках экологической экспертизы, аттестации рабочих мест, но и исследования строительных материалов, конструкций и изделий, элементов зданий и сооружений на физико-химические параметры, в том числе радиологические, а также определять микробиологический фон жилых помещений и объектов рабочей зоны. Учитывая универсальность оборудования, его можно применять при проведении лабораторных занятий практически на любых направлениях обучения.

Оборудование и программные комплексы, приобретенные в рамках проекта, позволили организовать в структуре научно-инновационного управления университета инжиниринговый центр и центр коллективного пользования научным оборудованием.

Для решения перспективных задач в рамках проекта «Кадры для региона» около 50 преподавателей университета прошли повышение квалификации. При выборе образовательных программ акцент делался на работу с оборудованием и программными комплексами, развитие навыков практической деятельности, необходимых для реализации образовательных программ проекта, организацию научных исследований.

Приобретение знаний, умений и навыков, а также необходимой разрешительной документации позволили преподавателям и вузу в целом реализовывать долгосрочные проекты в рамках как образовательной, так и научно-инновационной деятельности.

Успешная работа над проектом была бы невозможна без создания системы партнерства с предприятиями и организациями Брянской области. Взаимодействие реализовывалось по следующим направлениям: привлечение к образовательному процессу специалистов предприятий и организаций региона; создание материально-­технической базы для обучения по обновленным программам; корректировка образовательных программ и разработка их учебно-методического обеспечения в соответствии с потребностями предприятий.

В результате этой работы были достигнуты системные эффекты.

  • Разработан и отлажен механизм взаимодействия вуза и предприятий в процессе подготовки кадров, обладающих необходимым набором знаний, умений, навыков.
  • Сформированы условия для реализации непрерывного образования: Малая инженерная академия (профориентационная работа) – обучение студентов по заказу предприятий (целевая подготовка) – повышение квалификации и стажировка сотрудников предприятий.
  • Создан инжиниринговый центр, деятельность которого ориентирована на потребности предприятий строительства, стройиндустрии, дорожного хозяйства и лесопромышленного комп-лекса.

Вся эта многоаспектная деятельность позволяет БГИТУ быть востребованным на рынке образовательных и научно-технических услуг и оперативно реагировать на изменение потребностей предприятий и организаций реального сектора экономики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-82, юбилей, БГИТУ (Брянск), брянская область, инженерное образование

Похожие материалы:
Поддержаны программы СФУ по инженерным кадрам
В КузГТУ обсудили вопросы подготовки инженеров в Кузбассе
Качество инженерных кадров – ключевой фактор конкурентоспособности страны
В КФУ обсудили вопросы развития инженерного и педагогического образования
Инновационное образование для автомобильной отрасли
70 лет Новосибирскому музыкальному колледжу им. А.Ф. Мурова
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Форпост инженерного образования в Кузбассе
Кадры должны расти на успехе
Инженер будет квалифицированнее и компетентнее

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ