Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О.Койфман: «В перспективе ивановские вузы будут объединены. Рано или поздно, так или иначе».

О том, как важна для Иванова тема развития высшего образования, объединения вузов, уже сказано немало. На слуху две истории объединения. Первая – успешное объединение Ивановского государственного и Шадринского государственного педагогического университетов. Вторая – несложившееся объединение Ивановского государственного химико-технологического университета и Ивановской текстильной академии. Прокомментировать этот сюжет согласился ректор ИГХТУ Оскар Койфман.

Просмотров: 1845

Взгляд ректора ИГХТУ на процессы, происходящие в высшей школе

О том, как важна для Иванова тема развития высшего образования, объединения вузов, уже сказано немало. На слуху две истории объединения. Первая – успешное объединение Ивановского государственного и Шадринского государственного педагогического университетов. Вторая – несложившееся объединение Ивановского химико-технологического университета и Ивановской текстильной академии. Прокомментировать этот сюжет согласился ректор ИГХТУ Оскар Койфман.

Фоном для анализа летней истории являются слухи о принятом решении по объединению Ивановской текстильной академии и Ивановского архитектурно-строительного университета. Объективной информации по этому поводу немного. На официальном сайте ИГАСУ размещен отчет о заседании ученого совета на эту тему (но в нем ни слова о присутствии представителей текстильной академии). На сайте ИГТА соответствующего решения ученого совета нет, а секретарь ректора вежливо сообщает, что комментировать эту ситуацию ректор не хочет.

- Оскар Иосифович, давайте начнем с самого общего вопроса: как вы в принципе относитесь к идее объединения вузов, о которой сейчас столько говорится?

- Я положительно отношусь к разумному объединению, которое связано с увеличением масштаба вуза и количества студентов, с оптимизацией расходов, но с минимумом затрагивания интересов каждого конкретного сотрудника вуза. И при условии, что вузы имеют много точек соприкосновения. В этом случае при слиянии получается более крупное и значимое учебное заведение, ему легче решать определенные задачи.

Главное – цель, которая ставится при объединении. С моей точки зрения, это должно быть, прежде всего, развитие науки и образования. А процесс, который проходит сейчас в стране, – объединение вузов, не имеющих, зачастую, ничего общего, – на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведет. Это объединение ради объединения, попытка уменьшить количество вузов – не более того. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу: добиться того, чтобы пять российских вузов попали в первую сотню мирового рейтинга высших учебных заведений, а рейтинг цитирования публикаций ученых российских вузов и академических институтов в мировых базах данных (таких, как Web of Science) достиг 2,44 %.

Для этого, естественно, нужно, чтобы вузы были сильными и крупными. Ну, президенты задачи ставят, чиновники – пытаются решить, а получается как всегда.

- В Ивановской области есть почва для логичного объединения вузов?

- Почва есть всегда. Для вузов гуманитарного профиля пример – это объединение ШГПУ и ИвГУ. Я не вижу в этом ничего плохого. Как и в нашей попытке объединиться с ИГТА. Оно было бы не просто оптимальным, а блестяще оптимальным, мог бы получиться великолепный союз, где никто не был бы ущемлен и обижен. Мы вышли из одного и того же гнезда. И даже территориально объединяться нам просто: наши здания – близнецы-братья.

Я не до конца понимаю причины, по которым ученый совет ИГТА принял решение отказаться от объединения. Но я с уважением отношусь к этому решению. Как и к идее объединения ИГАСУ и ИГТА. Другое дело, насколько это разумно и рационально. В летней истории одним из аргументов против объединения было название будущего вуза. Разумеется, название «химико-технологический» не устраивало текстильную академию. Наше предложение о создании технологического вуза тоже не нашло положительного восприятия. Каким образом теперь будет существовать новый «строительно-текстильный» или «текстильно-строительный» вуз – мне пока трудно предположить. Предложение назвать вуз Ивановским политехническим мне кажется не совсем правомерным. Это имя принадлежит истории.

Но, еще раз повторюсь, я не против любого добровольного объединения вузов. Потому что всегда лучше принять решение добровольно, чем дождаться момента, когда тебя будут к этому принуждать.

- А принуждают? Вы чувствуете какое-то давление?

- Давят, в основном, на столичные вузы. В регионах такие случаи единичны. На слуху пример Тамбова, где технический университет (сильный вуз, выросший из филиала Московского института химического машиностроения) пытались присоединить к классическому университету. Дошло до того, что министру образования пришлось отменить свой приказ.

Очень многое зависит от позиции местных властей. Если власть хочет объединения, она его добьется. В нашем случае правительство Ивановской области и Министерство образования и науки РФ поддержало мою инициативу по объединению ИГХТУ и ИГТА. Но когда ученый совет ИГТА принял отрицательное решение, давить на них никто не стал.

Интересно, что в принципе вопрос об объединении вузов встает не первый раз: я сам высказывал такое предложение восемь лет назад на совете ректоров, но понимания не нашел. Пять лет назад предложение заняться объединением всех ивановских вузов я получил от Федерального агентства по образованию. Я отказался, поскольку прекрасно понимал, что эта идея встретит сопротивление. Я и сейчас это понимаю. И основная причина сопротивления не в коллективах, а в личностных амбициях.

- Если вопрос об объединении встает с определенной периодичностью, получается…

- Вы хотите знать мое мнение? Я считаю, что через какое-то время все вузы Иванова все равно будут объединены. Потому что такое количество вузов для небольшой области это, мягко говоря, ненормально. Хотя каждый вуз решает свою задачу.

За границей вузы имеют в своем составе самый широкий спектр специальностей – от гуманитарных до технологических и медицинских. В одном вузе могут сосуществовать медицинские и машиностроительные факультеты. И никого это не смущает. Другое дело, что там они, как правило, сконцентрированы в одном месте, в кампусе. Это удобно и целесообразно. У нас вузы в разных местах, но какое-то решение, я думаю, нашлось бы.

- В контексте объединения пугает слово «оптимизация», за которым многие видят призрак сокращения штатов, расходов и тому подобное…

- По поводу сокращения штатов. Кадровые решения – дело самого учебного заведения. И объединение двух вузов вовсе не означает резкого сокращения кого бы то ни было. Даже количество проректоров нигде не регламентировано, их может быть хоть двадцать. Тем более, что финансирование вузов практически подушевое: чем больше студентов, тем больше денег.

Учебный процесс вообще может идти отдельно. Общими становятся только вопросы, затрагивающие трату государственных денег. Это касается конкурсов, тендеров, оплаты коммунальных услуг.

Процесс объединения вузов длится не один месяц. Вчера в министерстве я видел привезенные документы двух объединяющихся вузов – у одного было 190 томов, у другого – 215. Это ящики. Понятно, что слияние будет длительным процессом.

- В чем плюс объединенного вуза?

- Главное преимущество крупного вуза: его рассматривают соответствующим образом. Это особенно заметно, когда проводятся федеральные конкурсы, на которых распределяются крупные суммы. Когда в одном вузе 20 000 студентов, а в другом – 5 000, а объем выделяемых денег составляет 100 или 200 млн рублей, то даже простейший подсчет показывает, что вложение средств в крупный вуз (с точки зрения затрат на одного студента) выглядит выгоднее. Это часто сказывается на результатах. Мы и сами не раз проигрывали конкурсы, будучи по многим показателям лучше конкурентов. В кулуарах мне говорили: «Вы маловаты»…

- Проведенный Минобрнауки мониторинг вузов помог четче обрисовать ситуацию в высшей школе?

- С моей точки зрения, мониторинг поставил в сложное положение само министерство. Я не верю, что по результатам мониторинга будут приняты какие-то кардинальные меры.

Возможно только, будут ликвидироваться неэффективные филиалы вузов. И это справедливо. В большинстве своем это не те организации, которые могут дать хорошее образование. Я сам состою в президиуме учебно-методического объединения химико-технологических вузов РФ. Раньше там часто рассматривался вопрос о создании филиала того или иного вуза. И зачастую для этого не было ни базы, ни кадров.

Что касается государственных вузов, мониторинг не дал объективной картины. В «черный список» попали вузы, без которых нельзя обойтись: сельскохозяйственные (а они в большинстве не прошли мониторинг), педагогические, творческие. Камня преткновения два: это результаты ЕГЭ абитуриентов и расходы на науку. Но результат ЕГЭ – это показатель, который от вуза практически не зависит. В нынешней демографической ситуации и в условиях, когда абитуриенты могут подавать документы в пять разных вузов по трем специальностям, региональным вузам просто не из кого выбирать. Что бы там ни говорили о привлекательности вузов. А что касается расходов на науку на одного преподавателя, еще год-два назад этот норматив составлял 7-10 тысяч рублей в год и лишь недавно был поднят до 50 тысяч рублей. Многие просто не успели это отследить. К тому же требовать от литературного вуза ведения научной работы на уровне технического университета в финансовых показателях нереально.

Мониторинг не прошли некоторые объединенные вузы, в том числе московские.

Интересно, что при проведении мониторинга не обследовались частные вузы, которых в стране около 600. Между тем, мы с ними и так находимся в неравных условиях. Государственные вузы должны брать за обучение коммерческого студента ту же сумму, в которую обходится обучение студента на «бюджете». А это 112 тысяч рублей в год для технического образования и более 60 тысяч рублей в год для экономиста. А частные вузы могут себе позволить брать за обучение 15 тысяч рублей за год (мне известны такие факты). Наверное, на эту сумму можно напечатать красивый диплом и приложение, и даже купить корочку. Но чему можно научить за эти деньги, не знаю.

- Какой будет политика ИГХТУ в ближайшем будущем?

- Она будет направлена на то, чтобы укреплять те позиции, которые у нас есть. Мы гордимся тем, что готовим специалистов для всей Российской Федерации, для ведущих российских химических и продовольственных концернов. У нас не существует проблем с трудоустройством выпускников. На ежегодных ярмарках вакансий, куда съезжаются представители всех ведущих российских химических и родственных предприятий, они «расходятся как горячие пирожки». Гордимся своими сильными научными школами, традиции которых восходят еще к химфаку, сформированному из факультета Рижского политехнического института в 1918 году. И сейчас ИГХТУ вошел в список лучших научных организаций мира (в нем всего 34 российские организации, мы 32-е в России и 182-е в Европе). Для нас это не просто хороший, а блестящий показатель. За 2011 у ученых ИГХТУ 130 публикаций и 610 цитирований в европейской базе научных публикаций SCOPUS и мировой базе Web of Science. Между нами говоря, это больше, чем у всех вместе взятых технических вузов близлежащих регионов. Все эти традиции важно сохранить.

- Будете ли вы инициировать объединительные процессы? 

- Нет, инициировать я больше ничего не буду. Если к нам кто-то обратится, мы рассмотрим эту инициативу. Я сторонник добровольного «присоединения Украины к России», которое бы еще и не закончилось так, как у Украины с Россией.

В ноябрьском номере еженедельника «Частник» опубликовано интервью корреспондента Марины Москалевой с ректором ИГХТУ О.И. Койфманом.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Китае сформирован небывалый общественный интерес к образованию
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Где наука расставит акценты?
Инновационная политика – политический приоритет
Виктор Шалай: «Инженеру нужно платить много»
Михаил Опёнков: Технология и мифология легко уживаются друг с другом
Проблемы современного архитектурного образования
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Учитель года России - Наталья Никифорова
Юго-Осетинский госуниверситет: Трудностям наперекор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ