Институт постдокторантуры создан в Тюменском госуниверситетеВ 2015 году в Тюменском госуниверситете был создан такой институт постдокторантуры - механизм мониторинга деятельности учёного на раннем этапе его карьеры, его способностей к самостоятельному научному поиску, к транслированию знаний. Просмотров: 114
Оценка перспективности молодого исследователя – вопрос далеко не тривиальный. Необходим мониторинг деятельности учёного на раннем этапе его карьеры, его способностей к самостоятельному научному поиску, к транслированию знаний, в том числе преподаванию, к коммерциализации результатов научной деятельности. В ведущих университетах мира существует соответствующий механизм мониторинга – это институт постдоков. В 2015 году в соответствии с решением Учёного совета университета такой институт – постдокторантура – был создан в ТюмГУ. Как рассказал Андрей Толстиков, проректор по научной работе ТюмГУ, постдоки – это движущая сила науки в ведущих зарубежных вузах. «Например, в МIT (Массачусетском технологическом институте) – вуз № 1 в мире по нескольким рейтингам – существенная часть исследований проводится именно постдоками. Московский институт Сколтех, созданный по лекалам MIT, планирует довести число постдоков до 300 при числе профессорско-преподавательского состава 200 человек к 2020 году». После защиты диссертации молодые PhD за рубежом, как правило, не могут получить постоянную позицию в вузе, но могут претендовать на позицию постдока. Вакансии постдоков, как правило, имеются в обилии, иногда с весьма привлекательными условиями. Постдоки пытаются попасть в вузы из верхних строчек рейтингов, чтобы повысить свое реноме. Многие не проходят из-за жёсткого конкурсного отбора. После работы в одном вузе постдок перемещается в другой… и снова на позицию постдока, и снова на конкурсной основе. «Только после 2-3 циклов «постдокства» появляется шанс занять постоянную ставку профессора-ассистента (с некоторым упрощением аналог ассистента кафедры в российских реалиях). Некоторые не получают постоянную позицию никогда, не заинтересовав университеты ни как перспективный исследователь, ни как преподаватель», - разъясняет Толстиков. Такой длинный и тернистый путь позволяет лучшим вузам отобрать исключительных по своим качествам исследователей – молодых PhD на постоянные позиции. Соответственно, без мониторинга и оценки перспективности учёного будет чистой воды волюнтаризмом «закреплять» молодого специалиста сразу после окончания аспирантуры или, тем более, магистратуры в качестве преподавателя в вузе. Хотя подобная практика долгое время существовала в отечественных вузах, и не всегда примеры однозначно были негативными. Тем не менее, очевидно, что «закрепленный» таким образом специалист не может по определению привнести новое в сложившийся научно-педагогический коллектив: ни новых методов исследований, ни другого взгляда на рассматриваемую научную проблему. У такого специалиста не может быть развитых и глубоких сетевых взаимодействий с коллегами из других научных учреждений. Можно назвать таких лиц «инбредами», от биологического термина «инбридинг» - близкородственное скрещивание. В США и Западной Европе введены негласно (а кое-где и прописаны в университетских скрижалях) требования моратория на закрепление в штате собственных выпускников. Исключения из этого правила известны, но они крайне редкие. Одним из положений новой программы повышения конкурентоспособности ТюмГУ на мировом уровне как раз является запрет (мораторий) на инбредов. Может ли выпускник ТюмГУ при введении такого моратория все же претендовать на место преподавателя или научного сотрудника в родном вузе? Ответ – безусловно, да! Но при соблюдении ряда требований к соискателю постоянной позиции в вузе.
Эти два пути соответствуют успешной практике «целевой аспирантуры» советских времен.
По словам Андрея Толстикова, это был обычный путь «оставления на кафедре» в МГУ и других ведущих столичных вузах, где в советское время кандидаты наук считали за честь длительное время работать лаборантами на кафедре в условиях крайнего консерватизма штатного расписания и ограниченности карьерных лифтов и при наличии мощной конкуренции. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|