Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Институт постдокторантуры создан в Тюменском госуниверситете

В 2015 году в Тюменском госуниверситете был создан такой институт постдокторантуры - механизм мониторинга деятельности учёного на раннем этапе его карьеры, его способностей к самостоятельному научному поиску, к транслированию знаний.

Просмотров: 63

Оценка перспективности молодого исследователя – вопрос далеко не тривиальный. Необходим мониторинг деятельности учёного на раннем этапе его карьеры, его способностей к самостоятельному научному поиску, к транслированию знаний, в том числе преподаванию, к коммерциализации результатов научной деятельности.

В ведущих университетах мира существует соответствующий механизм мониторинга – это институт постдоков. В 2015 году в соответствии с решением Учёного совета университета такой институт – постдокторантура – был создан в ТюмГУ.

Как рассказал Андрей Толстиков, проректор по научной работе ТюмГУ, постдоки – это движущая сила науки в ведущих зарубежных вузах.

«Например, в МIT (Массачусетском технологическом институте) – вуз № 1 в мире по нескольким рейтингам – существенная часть исследований проводится именно постдоками. Московский институт Сколтех, созданный по лекалам MIT, планирует довести число постдоков до 300 при числе профессорско-преподавательского состава 200 человек к 2020 году».

После защиты диссертации молодые PhD за рубежом, как правило, не могут получить постоянную позицию в вузе, но могут претендовать на позицию постдока. Вакансии постдоков, как правило, имеются в обилии, иногда с весьма привлекательными условиями. Постдоки пытаются попасть в вузы из верхних строчек рейтингов, чтобы повысить свое реноме. Многие не проходят из-за жёсткого конкурсного отбора. После работы в одном вузе постдок перемещается в другой… и снова на позицию постдока, и снова на конкурсной основе.

«Только после 2-3 циклов «постдокства» появляется шанс занять постоянную ставку профессора-ассистента (с некоторым упрощением аналог ассистента кафедры в российских реалиях). Некоторые не получают постоянную позицию никогда, не заинтересовав университеты ни как перспективный исследователь, ни как преподаватель», - разъясняет Толстиков.

Такой длинный и тернистый путь позволяет лучшим вузам отобрать исключительных по своим качествам исследователей – молодых PhD на постоянные позиции.

Соответственно, без мониторинга и оценки перспективности учёного будет чистой воды волюнтаризмом «закреплять» молодого специалиста сразу после окончания аспирантуры или, тем более, магистратуры в качестве преподавателя в вузе. Хотя подобная практика долгое время существовала в отечественных вузах, и не всегда примеры однозначно были негативными.

Тем не менее, очевидно, что «закрепленный» таким образом специалист не может по определению привнести новое в сложившийся научно-педагогический коллектив: ни новых методов исследований, ни другого взгляда на рассматриваемую научную проблему. У такого специалиста не может быть развитых и глубоких сетевых взаимодействий с коллегами из других научных учреждений.

Можно назвать таких лиц «инбредами», от биологического термина «инбридинг» - близкородственное скрещивание. В США и Западной Европе введены негласно (а кое-где и прописаны в университетских скрижалях) требования моратория на закрепление в штате собственных выпускников. Исключения из этого правила известны, но они крайне редкие.

Одним из положений новой программы повышения конкурентоспособности ТюмГУ на мировом уровне как раз является запрет (мораторий) на инбредов.

Может ли выпускник ТюмГУ при введении такого моратория все же претендовать на место преподавателя или научного сотрудника в родном вузе?

Ответ – безусловно, да! Но при соблюдении ряда требований к соискателю постоянной позиции в вузе.

  • Это может быть очная магистратура или аспирантура в ведущих научных центрах за рубежом, предпочтительно в вузах, топовых по известным рэнкингам. Есть множество источников финансирования подобного обучения. Из самых известных – федеральная программа «Глобальное образование». В следующем году по этой программе поедет учиться нефтегазовому делу в Университет Нового Южного Уэльса в Австралию аспирант Финансового-экономического института ТюмГУ Захар Ланец, который будет гарантированно принят на работу в ТюмГУ после окончания программы на чрезвычайно интересных условиях. Несколько других соискателей оформляют документы для участия в конкурсе. Аспирант Института математики и компьютерных наук ТюмГУ Евгений Попов будет скоро представлять диссертацию на степень магистра философии в Городском университете Бирмингема в Великобритании.
  • Второй путь – постдокторантура в ведущих вузах и последующее возвращение в ТюмГУ через 3 года.

Эти два пути соответствуют успешной практике «целевой аспирантуры» советских времен.

  • Третий путь – оставление в штате ТюмГУ, но на учебно-вспомогательных или инженерно-технических позициях, в течение 5 лет, что даст возможность осуществить мониторинг деятельности соискателя, с возможностью последующего участия в конкурсах замещения должностей на позиции исследователя либо преподавателя в случае, если это позволит регламент введенного мониторинга на инбредов.

По словам Андрея Толстикова, это был обычный путь «оставления на кафедре» в МГУ и других ведущих столичных вузах, где в советское время кандидаты наук считали за честь длительное время работать лаборантами на кафедре в условиях крайнего консерватизма штатного расписания и ограниченности карьерных лифтов и при наличии мощной конкуренции.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ТюмГУ, наука

Похожие материалы:
В Тюмени пройдет Международный конгресс по когнитивной лингвистике
В Тюмени пройдет летняя школа «Сибирский вестерн»
Первые итоги научной экспедиции ТюмГУ в Патагонию
В ТПУ запустили первый в России станок-робот с параллельной кинематикой
ВАК начинает мониторинг диссоветов
Тюменский госуниверситет лидирует в рейтингах по числу публикаций и цитирований
Задача ТюмГУ – сформировать научные лаборатории мирового класса
В ТПУ будут разрабатывать технологии создания буровых растворов
Конференция в Вашингтоне: как администрировать научные проекты?
Проект Минобрнауки "1000 научных лабораторий"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#111Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
#111Особая роль наставничества
#111Признанный лидер профобразования Московской области
#111ДПО: стратегия выживания
#111Преобразования в профобразовании
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ