Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная политика в сфере образования

Высшей школе как социальному институту, потенциал которого в современных условиях позволяет решать широкий круг задач, общество отводит консолидирующую роль.

Просмотров: 468

Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016.

Реализация значимых вузовских проектов – ключевое направление инновационной политики в сфере образования

Л.П. ЧУМАКОВА, директор Новосибирского юридического института (филиала) Национального исследовательского Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

ВЫСШЕЙ школе как социальному институту, потенциал которого в современных условиях позволяет решать широкий круг задач, общество отводит консолидирующую роль.

Своей главной задачей Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета считает всемерное содейст­вие построению правового государства. Вуз активно сотрудничает со структурами государственной власти и управления, правоохранительными органами и общественными организациями юридической направленности. Формы такого взаимодействия многообразны. Остановимся на значимых проектах, реализацию которых следует признать успешной.

Прежде всего, это инициированный НЮИ (ф) ТГУ Международный кинофестиваль студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след». Стартом проекта стал декабрь 2013 года, когда студенты третьего и четвертого курсов, разделившись на команды, под руководством преподавателей попробовали создать короткометражный обучающий ролик по криминалистике – в рамках конкурса и в нескольких номинациях. Воплощенная с блеском идея локального значения получила путевку в большую жизнь. Специалисты, оценившие качество фильмов как высокое, оказали методическую помощь в организации в апреле 2014 года I Международного кинофестиваля студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след». Проектом заинтересовались Главное управление МВД России по Новосибирской области и его Общественный совет, Новосибирское региональное отделение Ассоциации юристов России.

Год спустя количество конкурсных лент, снятых уже 18 вузами, удвоилось. Помимо университетов из ближнего зарубежья, как иностранный участник в 2015 году дебютировал Университет правоохранительной службы Монголии (г. Улан-Батор). И если в первом кинофестивале участие иногородних представителей было главным образом заочным, то во втором – гости порадовали личным присутствием.

О высоком уровне представительства можно судить по тому факту, что в конкурсной программе участвовали такие авторитетные образовательные учреждения, как Российский государственный университет правосудия (г. Москва), Московский государственный юридический институт им. О.Е. Кутафина, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, Уральский государственный юридический университет (г. Екатеринбург), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (г. Симферополь) и другие.

В положении о кинофестивале подчеркивается некоммерческий характер этого проекта. Все участники имеют равные права на демонстрацию конкурсных фильмов – с целью распространения правовой культуры среди граждан, особенно в молодежной среде.

Функционал фестиваля, кроме достижения чисто учебных целей, успешно дополнен его трансформацией в мощный источник пропаганды правовых знаний среди населения. Киносмотр получил широкое освещение в СМИ, а опыт, накопленный в ходе его подготовки и проведения, вызвал живой интерес на авторитетных всероссийских, межрегио­нальных и региональных молодежных форумах относительно алгоритма разработки инновационных проектов. Например, летом 2015 года презентации проекта «Золотой след» имели большой успех на II Крымском студенческом форуме и в рамках XIV Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество» в Краснодарском крае. По итогам регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» по Дальневосточному и Сибирскому федеральным округам «Золотой след» отмечен специальным дипломом в номинации «Лучшее молодежное событие» за оригинальную идею.

В апреле 2016 года пройдет III Международный кинофестиваль студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след». На сегодняшний день для участия в конкурсной программе поступило свыше 70 фильмов. Расширяется и география участников: например, приятным сюрпризом стало желание приобщиться к творческой атмосфере фестиваля съемочного коллектива из Египта.

ПОВЫШЕНИЕ качества образования является ключевой задачей модернизации высшей школы. К ее решению вуз все активнее привлекает и самих студентов, являющихся субъектом образовательного процесса.

Ярким свидетельством может служить работа юридической школы НЮИ (ф) ТГУ для старшеклассников. Это некоммерческий просветительский социально значимый проект института. Среди задач, зафиксированных в положении о юридической школе, ставшей своеобразным ноу-хау вуза – помимо тех, что касаются непосредственно профориентации, – значимы правовое просвещение и воспитание обучающихся, профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних. Занятия базируются на применении новейших мультимедийных и других современных интерактивных образовательных технологий, их проводят в свободное от учебы время – как правило, в креативной форме – старшекурсники и магистранты. Курируют проект преподаватели-наставники. По завершении обучения в юридической школе проводится научно-практическая конференция, по итогам которой каждый участник получает диплом и соответствующее количество баллов как бонус. При поступлении в НЮИ (ф) ТГУ они являются дополнением к результатам ЕГЭ – в порядке учета индивидуальных достижений абитуриента.

В сентябре 2014 года была создана институтская студенческая комиссия по качеству образования. Эта новая структура в рамках реформирования высшей школы не дань новомодным веяниям. К общероссийскому студенческому проекту в вузе отнеслись со всей серьезностью. Одним из первых в Новосибирске НЮИ (ф) ТГУ разработал положение о студенческой комиссии по содействию повышению качества образования. Согласно положению, это структура студенческого самоуправления, занимающаяся мониторингом качества образования, подготовкой методических материалов, развитием студенческой инициативы, при этом во всех названных вопросах взаимодействующая с профессорско-преподавательским составом и руко­водством института.

К работе в проекте подключились ответственные инициативные студенты. Однако, чтобы наладить действительно эффективный контроль качества образования, необходимо вооружить их соответствующим инструментарием. Поэтому члены студенческой комиссии регулярно участвуют в региональных и всероссийских мероприятиях, посвященных обмену ценным опытом. Так, студенты из НЮИ (ф) ТГУ приняли участие в работе первого и второго Всероссийского студенческого форума по качеству образования в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, в региональных слетах-семинарах – в Бердске, Новосибирске, Калининграде, Крыму, Камчатском и Краснодарском краях. Первыми шагами студенческой комиссии по качеству образования стало массовое анкетирование студентов, на основе результатов которого были разработаны конкретные рекомендации.

ПОДДЕРЖКОЙ руководства вуза также обеспечены многочисленные добровольческие проекты студентов. В качестве членов отряда охраны общественного порядка студенты приняли участие в массовой патриотической акции «Бессмертный полк». Участием молодых людей из НЮИ (ф) ТГУ отмечены и такие благотворительные акции, как «Полицейский Дед Мороз», «Концерт для блокадников», «Улыбнись с Настей», «Беги и помогай», в том числе массовая городская молодежная акция «Трудовой десант».

Имея серьезный опыт организации волонтерского движения, представители института регулярно посещают различные мероприятия по обмену творческими идеями и успешными технологиями городского, всероссийского и международного уровней. Например, в июне 2015 года делегация института приняла участие в работе Международной конференции «Добровольчество – технология социальных преобразований», проводимой под эгидой ООН в Женеве (Швейцария). На дискуссионной площадке, посвященной возможностям участия различных категорий населения в добровольческой деятельности, был представлен актуальный доклад «Воспитание гражданственности как неотъемлемая часть образовательной деятельности вуза». Речь шла об эффективной системе воспитательной работы, направленной в первую очередь на формирование у студентов гражданской позиции и реализуемой через деятельность различных структур студенческого самоуправления.

В конце прошлого года добровольческая деятельность вуза была представлена сразу на двух крупных мероприятиях. Проекты «Спешите делать добрые дела» и «Юридическая школа НЮИ (ф) ТГУ для старшеклассников» – на II Межрегиональном форуме благотворителей и добровольцев «Действуем вместе!». А доклад-презентация, раскрывающий принципы работы лучшего в городе студенческого отряда охраны общественного порядка инс­титута (ныне – студенческого общественного объединения правоохранительной направленности НЮИ (ф) ТГУ), – в рамках IV Молодежного саммита городов-миллионников РФ «Инвестиции в молодежь – стабильное будущее».

В заключение важно подчеркнуть: реализация столь значимых проектов должна стать ключевым направлением инновационной политики в сферах образования и социальной интеграции, а также важным шагом к росту правовой культуры и правосознания населения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Интеллектуальная фабрика» вуза: первые итоги
Студенческие инновации в действии
Миллион на развитие. "Открытый университет" получил грант Общественной палаты
Секрет успеха всемирной сети FabLab – в ее идеологии
В Томске стартовала федеральная программа акселератора BioTechMed
Профессиональное сообщество высоко оценило работу физиков ТГУ
Инновационный дайвинг: глубокое погружение
Объявлены полуфиналисты акселератора BioTechMed
МИКРОтомограф с МАКРОвозможностями от Томского госуниверситета
«ИННОВА-2014»: новый формат привычного форума

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ