Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Эксперты-историки: «Якутия просторна, богата историей и полна артефактов»

В Северо-Восточном федеральном университете завершилась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Историко-культурное наследие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: проблемы репрезентации в формате современных цифровых технологий».

Просмотров: 242

В Северо-Восточном федеральном университете завершилась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Историко-культурное наследие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: проблемы репрезентации в формате современных цифровых технологий». Эксперты конференции поделились опытом цифровизации исторических данных.

Начальник отдела сохранения историко-культурного наследия Государственного природного биосферного заповедника «Командорский» им. С. В. Маракова» в городе Петропавловск-Камчатский» Наталья Татаренкова рассказала об отличительных особенностях в изучении археологии и этнографии на Командорских островах. «Наша территория очень сильно отличается от материковой части России – это островная культура, небольшая изолированная площадь и низкая численность населения, которая составляет около семисот человек, среди них около трехсот алеутов. Острова заселялись в начале XIX века. Для сравнения – Якутия просторна, богата историей и полна артефактов», – поделилась историк.

Она рассказала, что в течение последних двадцати лет для оцифровки ведется сбор исторических и архивных материалов о Командорских островах, обрабатываются архивные материалы. «Все эти исследования проводятся дистанционно. Население стало использовать информационные технологии в начале девяностых, как только они появились. В конце девяностых и начале двухтысячных появилась интернет-связь и быстро вошла в обиход. В те годы я приблизительно посчитала, что на душу населения островитян приходится цифровой техники больше, чем на одного жителя крупных городов России. Этот аспект обусловлен изоляцией. Сеть была очень плохого качества, но, тем не менее, нам удалось провернуть невозможное – мы наладили партнерское общение не только с Камчаткой, но и с Санкт-Петербургом, Томском, Аляской и Польшей. Это позволило осуществить серьезные проекты. Нашим историкам сложно даже посетить архив районного центра, здесь оцифровка данных является главным фактором, способствующим работе и развитию их деятельности», – отметила эксперт.

Наталья Татаренкова отметила, что, несмотря на проделанную работу, большая часть информации остается необработанной и неизученной. «Огромные пласты информации не обработаны даже, казалось бы, по ведущим вопросам. Например, я подняла вопросы о русско-японской войне на Камчатке. Эта тема совсем не исследована. Мы ожидали, что этот пункт будет полностью проработан, но, как оказалось, это далеко не так. Я не утверждаю, что дистанционное изучение – панацея. Базовый материал нужно получать непосредственно в работе с объектами, а потом, уже имея эмпирический опыт, можно работать дистанционно. Дистанционная и удаленная работа возможна в том случае, когда наработаны определенные компетенции – сбор информации, экспериментальная часть и, в идеале, дальнейшее моделирование, то есть, создание исторической реконструкции. К этому и приступает сейчас коллектив нашего заповедника», – рассуждает представитель.

Представитель заповедника «Командорский» рассказал о применяемом опыте реконструкции и цифровизации: «В прошлом году впервые была проведена реконструкция алеутского командорского бубна на основе материалов, собранных в хабаровских, петербургских и краковских музеях и архивах. Дальше сделаны работы по описанию традиционной охоты на лисиц и песцов. Опять же, все модели просилосованы и подготовлены, и их можно изготавливать для того, чтобы у нас вышел конечный продукт. Помимо оцифровки материалов у нас практикуется такая система – чтобы заинтересовать население, на юбилей старожилов мы провели презентацию в формате PPTX и дарили юбиляру или его семье. Смысл этот презентации заключается в следующем – мы отбираем все фотографии этого человека, рассказываем про детство, юность, какие достижени, заслуги, про семью и детей, составляем полную генеалогию до первых переселенцев. Иногда выполняя вроде вполне простую работу, можно открыть что-то неожиданное».

О том, какой опыт цифровизации памятников наработан в Казахстане, рассказала ученый секретарь Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок» города Нур-Султан Зубайда Сураганова. «Отмечу, что простор для использования современных технологий широкий. Это может быть цифровизация документов и предметов архитектурного наследия с помощью различных устройств и программ, разработка приложений. Процесс запустился в конце XX века. У нас принята государственная программа «Цифровой Казахстан», и мы пытаемся не отстать от мировых тенденций. Информация, которая рассматривалась на конференции, а именно фокусировка на природных и культурных ландшафтных наследиях, говорит о том, насколько важно для всего человечества сохранить эти достояния, дарованные природой. Чтобы будущим поколениям мы могли передать не только оцифрованные данные и материалы», – рассказал ученый.

Заведующий кафедрой антропологии и этнологии Томского государственного университета Ольга Зайцева высоко оценила работу лаборатории «Центр трехмерного моделирования и виртуальной реальности» в СВФУ. «Интересно было послушать работы по сохранению этнографического и культурного наследия в ключе 3D-моделирования – например, оживление картин дополненной реальностью или специального приложения. Это не просто проекты, как провести оцифровку – это уже готовые конечные музейные продукты, интересные и познавательные. Якутским ученым нужно проводить больше научных публикаций в этом направлении», – рекомендовала она.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Послужит ли профессиональный стандарт педагога развитию учителя?
Федеральные вузы готовят совместный проект – сетевой университет
Национальный рейтинг классических и исследовательских университетов
Подведены итоги Всероссийского стартап-тура «Открытые инновации»
Физическая культура и спорт нуждаются в научном сопровождении
Российские эксперты образования обсудят вопросы поддержки одаренных детей
Евгения Михайлова выступила на заседании экспертного совета по Арктике и Антарктике
Правительство проиндексирует стипендии для студентов федеральных вузов
Количество бюджетных мест в вузах будет увеличено
В СВФУ пройдет форум «Education, forward!»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ