Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады

Ежегодно студенты ЧГИК принимают участие более чем в 300 международных, всероссийских и региональных проектах. Возможность продемонстрировать профессиональные знания и умения, интеллект, эрудицию, общую культуру, приобрести неоценимый личностный опыт дают многие мероприятия, но особое место среди них занимает интернет-олимпиада.

Просмотров: 154

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

ШТОЛЕР Наталья Николаевна

начальник учебно-методического управления Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

ЯПРИНЦЕВА Кира Львовна

специалист по учебно-методической работе Челябинского государственного института культуры, кандидат культурологии.

Школа успеха, или Почему студенты участвуют в Открытой международной интернет-олимпиаде

Ежегодно студенты Челябинского государственного института культуры принимают участие более чем в 300 международных, всероссийских и региональных проектах. Возможность продемонстрировать профессиональные знания и умения, интеллект, эрудицию, общую культуру, приобрести неоценимый личностный опыт дают многие мероприятия, но особое место среди них занимает интернет-олимпиада.

Инвестиции в талант

В рамках теории человеческого капитала образование рассматривается не только как сфера общественного производства и потребления, но, прежде всего, как инвестиции в развитие общества и личности. Применительно к обучению в сфере художественного творчества, исполнительского мастерства, социокультурной деятельности можно говорить об инвестициях в талант, творческую составляющую социального капитала.

Реализация такого подхода предполагает решение проблемы выбора критериев и технологий объективной оценки качества как результативности подготовки специалистов сферы культуры и искусства – «выхода» образовательной системы, так и ее «входа» – абитуриентов, студентов младших курсов. Одним из вариантов в ЧГИК является расширение присутствия вуза в общероссийском и региональном научном и художественно-творческом пространстве. Формы подобного присутствия – участие студентов и преподавателей института в форумах, исследовательских проектах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах.

Особое положение, которое занимает Открытая международная студенческая интернет-олимпиада, обусловлено рядом факторов. Во-первых, в этом проекте могут принять участие все желающие, обладающие волей к победе. Во-вторых, интернет-олимпиада позволяет проявить себя «теоретикам» – знатокам культурологии, математики, истории, русского языка. Это обстоятельство особенно важно в условиях творческого вуза, где большинство мероприятий ориентировано на творческую профессиональную составляющую.

Путь к победе

Организатором вузовского тура олимпиады является учебно-методическое управление института (УМУ). На подготовительном этапе его сотрудники проводят информационную кампанию по продвижению интернет-олимпиады под девизом «Отправная точка достижения цели – желание». Для информационного сопровождения используются интернет-ресурсы вуза, в многотиражной газете «АкадемГородок» и на информационных стендах факультетов размещаются объявления с логотипом интернет-олимпиады, оформляются индивидуальные приглашения для студентов, имеющих высокие баллы по ЕГЭ.

Целевой аудиторией информационной кампании становятся, в первую очередь, первокурсники. Сотрудники УМУ выходят на потоки с рассказом «Почему студенту важно участвовать в интернет-олимпиаде». Такая работа дает хорошие результаты. Ежегодно 30-40 % первокурсников пробуют свои силы в проекте. Многие из них продолжают участвовать в интернет-олимпиаде на последующих курсах, стремясь улучшить свои результаты либо добиться победы.

На организационном этапе учебно-методическое управление ежегодно готовит списки участников, расписание консультаций на период подготовки и проведения вузовского этапа. Формализацией процесса становится издание соответствующего приказа ректора.

Вузовский тур интернет-олимпиады проходит по утвержденному расписанию. После подведения итогов все участники получают дипломы ЧГИК с логотипом Открытой международной интернет-олимпиады. Студенты, набравшие наивысшие баллы по вузу, отмечаются дипломом лауреата и памятным подарком. Проведение олимпиады и ее итоги освещаются на сайте и в вузовской газете. Студенты, вышедшие во второй тур, получают именные приглашения, для них организуются дополнительные консультации.

Интерес к олимпиаде год от года растет не только у студентов, но и преподавателей-предметников. В первые годы консультирование участников рассматривалось преподавателями как дополнительная нагрузка. Сегодня с учетом заинтересованности студентов и их результатов педагоги все активнее осуществляют поддержку УМУ при организации и проведении мероприятия.

Целесообразность участия

Важно обозначить ряд позиций, определяющих целесообразность участия института в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде. Основные аргументы вуза:

  • подобные проекты, как показала практика, стимулируют студентов к творческому саморазвитию, самообразованию, умению ставить перед собой цели и добиваться их воплощения;
  • участие и результаты студентов на олимпиаде, наряду с Федеральным интернет-экзаменом в сфере профессионального образования (ФЭПО), – один из вариантов независимой оценки качества обучения в ЧГИК;
  • фиксированный размер оплаты (независимо от числа дисциплин и количества участников) позволяет минимизировать затраты в пересчете на одно участие.

Сведения об участии в интернет-олимпиаде и ФЭПО представлены в разделе «Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися программы подготовки» в основных профессиональных образовательных программах института. Расширение представленности профильных вузов, очевидно, повысит статус и значимость подобных систем оценки качества обучения и подготовки соответствующих специалистов. Так, студенты только трех учреждений ведомственной системы Минкультуры РФ, включающей 48 образовательных организаций, были отмечены наградами Открытой международной студенческой интернет-олимпиады в 2011-2016 годах.

Подобное представление результатов научного и творческого поиска педагогов и студентов приобретает прин­ципиальное значение. Во-первых, в качестве одной из форм коллективной экспертизы профессиональным сообществом качества подготовки вузом специалистов сферы культуры и искусства. Во-вторых, как условие развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала вуза в целом.

Для студентов опыт подготовки и участия в форумах, конкурсах, фестивалях и интернет-олимпиадах:

  • маркирует вехи профессионального становления (истории успеха);
  • формирует мотивацию и навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • становится условием успешной адаптации в профессиональной среде.

Высокие результаты

С 2011 года в интернет-олимпиаде приняли участие более 700 студентов ЧГИК, состязавшихся по шести дисциплинам: русскому языку, математике, информатике, истории России, культурологии и экономике. Призерами стали 10 участников, получивших 2 золотые, 3 серебряные и 5 бронзовых медалей по русскому языку, истории России и культурологии. Отметим, что среди призеров – студенты практически всех факультетов вуза.

Результаты превосходят ожидания организаторов. Участниками и победителями становились, в том числе, и студенты направлений подготовки с преобладающей творческой составляющей в области искусства. Большим достижением, учитывая специфику вуза культуры и искусств, считаем выход в третий (заключительный) тур интернет-олимпиады по математике в 2013 году студента факультета информационных ресурсов и технологий А. Таратуты, занявшего четвертое место и получившего диплом в номинации «За упорство в достижении цели».

По сложившейся традиции медали и дипломы победителям интернет-олимпиады ежегодно вручает в торжественной обстановке на праздничном новогоднем концерте ректор института, профессор, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы РФ В.Я. Рушанин.

 

Почему я участвовал в интернет-олимпиаде…

Яна БЫЧКОВА, золотой призер по русскому языку (2014, 2015):

– Участие в олимпиаде по русскому языку для меня стало своеобразным продолжением традиции. Дело в том, что я каждый год состязалась в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе... Было интересно увидеть ее (Открытой международной студенческой интернет-олимпиады. – Прим. ред.) отличия от школьной, оценить соперников. На мой взгляд, самым трудным заданием были исторические аспекты языка, языковые семьи. Вопросы в этом разделе могут быть самые неожиданные и достаточно сложные. Участие в олимпиаде принесло мне большую пользу. Во-первых, поддерживает в памяти мои знания по русскому языку. Во-вторых, дает возможность узнать что-либо новое для себя. И, в-третьих, – это моя самореализация в институте.

Полина НОВОСЕЛОВА, бронзовый призер по русскому языку (2016):

– Участвовать в таких олимпиадах интересно, потому что большинство заданий не стандартны (особенно понравились своей оригинальностью кейс-задания) и помогают реально оценить уровень своих знаний.

Альберт ЖАЛИЛОВ, бронзовый призер по истории России (2016):

– У меня было множество причин принять участие в олимпиаде по истории России. Одна из них – хотел взять реванш. В 2015 году я сдавал ЕГЭ по истории и, на мой взгляд, получилось отвратительно: 63 балла из 100. После поступления в институт принял участие в олимпиаде по истории России и чуть было не занял третье место в вузовском туре. В конце второго семестра сдавал экзамен по истории, и несмотря на «отлично» мне этого показалось мало. Решил не останавливаться на достигнутом, и на втором курсе улыбнулась удача: в этот раз я в первом вузовском туре интернет-олимпиады занял второе место и получил приглашение на второй тур.

Екатерина САГДЕЕВА, бронзовый призер по культурологии (2016):

– В первую очередь я была мотивирована идеей проверить свой уровень знаний непосредственно по специальности – культурологии… Для меня скорее всего самым тяжелым было охватить весь широчайший пласт культурологического знания, что-то вспомнить, а с чем-то впервые столкнуться, и всё это за достаточно непродолжительный срок. Тем не менее такие вещи скорее подбадривают и повышают энтузиазм, чем пугают и заставляют подумывать о том, чтобы все бросить… Мне очень близок сам формат проведения тестирования: предельно точный и охватывающий самые главные темы дисциплины. Поэтому… хотелось бы надеяться, что подобного рода формат будет сохранен организаторами олимпиады, и нововведения не затронут её изначальной концепции… Это достижение дает мне стимул улучшить свой результат, участвуя в следующем году. И моя подготовка уже началась.

Александр ТАРАТУТА, участник третьего (заключительного) тура по математике (2013):

– Во время учебы в вузе я принимал участие в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде по математике. Дважды в своей группе выходил в третий тур, но принимал в нем участие только один раз, так как он проходил в г. Йошкар-Оле. Задания первого и второго туров были интересными, разнообразными, но, на мой взгляд, мало чем отличались друг от друга по сложности. Задачи в третьем туре были на порядок сложнее… Вообще, олимпиада – это здорово: и для самих участников (проверка своих сил и дальнейшая перспектива в учебе и работе), и для организаторов (найти умных, талантливых, неординарных личностей).

Илья БАЛАБУЕВ, участник интернет-олимпиады по русскому языку (2011):

– Убежден, что такие мероприятия позволяют студентам не только проверить, но и углубить знания, в моем случае – по русскому языку и литературе… Что могу посоветовать организаторам олимпиады? Привлекать к участию умных студентов, мотивировать их на изучение этой «громады» – русского языка, чтобы они познали истинное наслаждение, погружаясь в неизмеримую глубину и «чудные законы его».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Системный подход к качеству образования
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
Качество образования зависит не от статуса вуза
INQAAHE. Интервью с Дэвидом Вудхаусом
Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности
Политика качества в негосударственных учебных заведениях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ