Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки

Баварский академический центр Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы содействует развитию научного обмена между странами, оказывает экспертную поддержку в налаживании и углублении сотрудничества высших учебных заведений Баварии с научно-образовательными учреждениями партнёрских стран. Среди 20 стран Восточной Европы, относящихся к сфере компетенции БАЙХОСТа, Россия, наряду с Чехией и Польшей, является одной из наиболее востребованных, в том числе для студентов.

Просмотров: 66

Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.

Николас ДЬЮКИЧ 

исполнительный директор Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (BAYHOST).

Российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки. Опыт Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (БАЙХОСТ)

Баварский академический центр Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы содействует развитию научного обмена между странами, оказывает экспертную поддержку в налаживании и углублении сотрудничества высших учебных заведений Баварии с научно-образовательными учреждениями партнёрских стран. Среди 20 стран Восточной Европы, относящихся к сфере компетенции БАЙХОСТа, Россия, наряду с Чехией и Польшей, является одной из наиболее востребованных, в том числе для студентов.

БАЙХОСТ, основываясь на заинтересованности баварских вузов, с 2013 года решил уделить больше внимания развитию сотрудничества с Россией. С одной стороны, это решение относилось к традиционно сильным естественно-научным дисциплинам в России. С другой стороны, была поставлена цель – добиться более активного обмена в экономических науках, для практической подготовки молодых специалистов, что является важным более чем для 1 тыс. баварских предприятий, действующих в России.

Баварско-российское сотрудничество в области высшего образования реализуется, в первую очередь, через множество индивидуальных контактов между сотрудниками вузов. Рамки сотрудничества задают 138 официальных межвузовских партнёрских соглашений. Более половины из них приходится на Москву и Санкт-Петербург, вторая половина действует с российскими вузами от Калининграда до Хабаровска. В то время, как некоторые партнёрства имеют многолетнюю историю успеха, другие контакты находятся в начальной стадии развития.

Основным предметом соглашений о партнёрстве является, как правило, обмен студентами в обоих направлениях. Здесь следует отдельно упомянуть 6 программ с двойным дипломом по различным дисциплинам: таким, например, как лингвистика, юриспруденция и информатика. Другие программы двойного диплома находятся в стадии разработки. Несмотря на рост интереса к подобным программам с российской стороны, количество студентов, использующих эту возможность, по-прежнему довольно ограничено. Недавние реформы в сфере высшего образования предоставили ведущим российским университетам больше автономии, что позволяет им более свободно формировать учебные планы, и, таким образом, облегчает разработку программ двойного диплома. Тем не менее серьёзным препятствием на этом пути остаются трудности в согласовании между университетами-партнёрами деталей совместной программы обучения.

Хотя БАЙХОСТ не располагает полными данными о реализующемся на сегодняшний день научно-исследовательском сотрудничестве между Россией и Баварией, можно сказать, что оно достаточно активно, охватывая все дисциплины: от филологии, юриспруденции и экономики до физики, информатики и машиностроения, – и посвящено как фундаментальным, так и прикладным исследованиям. Формы сотрудничества имеют широкий диапазон и включают исследовательские поездки отдельных учёных в обоих направлениях, краткосрочные проекты международных исследовательских групп с участием студентов, а также многолетние исследовательские проекты, финансируемые Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Примером последних может служить проект создания в России исследовательской лаборатории на основе российского мегагранта.

ПОТЕНЦИАЛ для совместных исследований, несмотря на разнообразие тем и форм сотрудничества, ещё далеко не исчерпан. Успешно реализуются на данный момент проекты, в которых участвуют инициативные коллеги с дополняющими друг друга интересами и компетенциями, умеющие оформить соответствующую заявку на финансирование. Там, где исследовательский ландшафт различен, сотрудничество сталкивается с затруднениями.

Это проявилось, в том числе, во время I Баварско-российской конференции по экономике, проведённой в ноябре 2017 года в университете им. Фридриха Александра в Эрлангене и Нюрнберге. На конференции, в которой приняли участие около 90 участников с каждой стороны, было представлено широкое многообразие тем современной экономической науки в России. Не по каждой теме с баварской стороны находились коллеги, занимающиеся аналогичными вопросами. Так, например, международное сотрудничество в области высшего образования и науки в России является самостоятельным предметом изучения, что в Баварии встречается довольно редко.

Активное взаимодействие молодых специалистов с целью обмена исследовательским опытом, в том числе в менеджменте исследовательских проектов и подаче заявок на финансирование, поможет со временем преодолеть барьеры к сотрудничеству. Через свою программу студенческих и аспирантских стипендий БАЙХОСТ открывает выпускникам российских вузов дополнительную возможность ближе ознакомиться с системой образования и науки Баварии. Для краткосрочных научно-исследовательских визитов можно получить средства в рамках программы «Mobilitätsbeihilfen / mobilitygrants».

Открытие круглого стола по вопросам баварско-российского сотрудничества в сфере высшего образования и науки министром образования, науки и искусства Баварии, доктором Людвигом Шнэпле (март, 2016). Фото DWIH

В 2016 и 2017 годах, во время посещений России премьер-министром и министром образования, культуры, науки и искусства Баварии, БАЙХОСТ установил контакты с российскими организациями, имеющими большое значение для улучшения условий академического сотрудничества. Так, под председательством министра науки Баварии в марте 2016 года в Москве был проведён круглый стол, в котором приняли участие сотрудники Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), а также высокопоставленные представители ведущих российских университетов и научно-исследовательских институтов. В рамках этой и других встреч БАЙХОСТ зарекомендовал себя в качестве связующего звена между российскими и баварскими научно-образовательными учреждениями. При этом, несмотря на всю значимость поддержки сотрудничества со стороны меж- инадвузовских инстанций, содействие прямым контактам между вузами остаётся приоритетом работы БАЙХОСТа, поскольку таковые скорее приводят к конкретным результатам.

На примере партнёрских отношений баварских и российских вузов хорошо видно, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, крупными научно-образовательными центрами являются и другие города: Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Томск, – сотрудничество с которыми имеет положительные результаты.

Заинтересованность в партнёрстве со стороны российских вузов, как правило, очень высока. При этом первоначальные обращения российской стороны с предложением о сотрудничестве зачастую выглядят довольно общими, в то время как баварские вузы предпочитают конкретные предложения, чтобы соответственно отреагировать на такой запрос. Для определения взаимных интересов и наполнения формального партнёрства жизнью в подобных случаях была бы целесообразна более тесная координация между сотрудниками международных отделов и профессорско-преподавательским составом вузов.

Исходя из интересов баварских и российских вузов, БАЙХОСТ продолжит работу по активизации академических отношений. После укрепления сети контактов с надвузовскими учреждениями и проведения относительно широкомасштабных форумов по инициированию сотрудничества, будущие мероприятия БАЙХОСТа будут иметь более узкий тематический фокус, что должно привести к разработке совместных проектов и подаче заявок на финансирование.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: николас дьюкич, ао-104, качество образования, BAYHOST, международное сотрудничество

Похожие материалы:
Дагестанский госуниверситет расширит сотрудничество с Иранской Республикой
САФУ: арктические горизонты
Интеграция в процессах глобализации
ENQA: российский опыт в европейском документе
ENQA: вопросов больше, чем ответов
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Интернет на службе гарантии качества образования
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
APQN: система поощрений как признание репутации

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#95Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#106Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний