Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №85

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса?

14.03.2016
Просмотров: 134

Галина МОТОВА,
главный редактор

Образование в кризис и антикризисное образование

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса?

Эксперты уверены, высшая школа может взять на себя роль «драйвера развития». Какие модели университетов ответят на острейшие запросы времени (в аналитической статье «Будущее университетов: желаемое и возможное»)?

Вполне эффективной стратегией становится переподготовка или повышение квалификации для человека в условиях ограниченных возможностей трудоустройства. Именно система образования закладывает основы для выхода экономики из кризиса посредством улучшения кадрового потенциала предприятий и организаций. «Образование является очень важной антикризисной мерой <...> инвестиции в человеческий капитал – это лучшие инвестиции, которые можно делать, в том числе и в период кризиса», – считает председатель Комитета Госдумы РФ по образованию В.А. Никонов (в репортаже с парламентских слушаний профильного комитета «Дайте мне точку опоры…»). Может ли в таком случае быть эффективной стратегия Минобрнауки РФ по оптимизации высшей школы и сокращению бюджетных мест? Даже если речь идёт о гуманитарных специальностях – именно оно в большей степени способствует самозанятости.

И может ли считаться эффективной стратегия консолидации ресурсов в противовес дифференциации и ориентация на универсальность в противовес специализации? Эти вопросы вызывают бурные дискуссии в органах законодательной власти, а также в среде вузовской общественности (в интервью и.о. ректора Орловского государственного университета О.В. Пилипенко «Принципиально новый уровень»). Опорный университет, созданный в результате объединения нескольких вузов, для небольшого региона может стать «градообразующим предприятием», способствующим развитию. Однако, с другой стороны, есть опасность превращения его в монополиста, который при отсутствии конкурентной среды может провоцировать стагнацию образовательной и научной деятельности.

В сложившейся ситуации нельзя умалять значение классических университетов. По мнению ректора ЧГУ им. И.Н. Ульянова А.Ю. Александрова, вуз способен и должен стать разработчиком и участником реализации всех программ регионального развития (в интервью «Важнейший инструмент повышения качества подготовки кадров»).

Не менее проблемным является сохранение отраслевых вузов. По мнению президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левина, «исторический опыт наглядно показывает негативность ведомственного переподчинения отраслевых вузов» (в статье «Отраслевое образование в эпоху перемен»). Финансовая поддержка со стороны министерства образования не столь очевидна, как потеря качества и специфики подготовки специалистов. По словам депутата В.А. Никонова, «отраслевая система образования в значительной степени являлась, во-первых, спецификой нашей страны. А во-вторых, сильной стороной». В условиях продуктового эмбарго и необходимости импортозамещения «сильные стороны» агрообразования становятся тем более актуальными (в экспресс­форуме «Стратегия развития аграрного образования»).

Своего рода антикризисной мерой для отечественной высшей школы может стать международная аккредитация образовательных программ. «Те вузы, которые записали в программы развития обязательства по прохождению международной аккредитации, могут обращаться сегодня к нам, – прокомментировал председатель Национального аккредитационного совета В.А. Болотов факт официальной регистрации российского центра аккредитации в европейском реестре EQAR (в репортаже с заседания Нацаккредсовета «От Пекина до Берлина»). В отличие от государственной аккредитации, которая в последние годы уподобилась «игре на вылет», международная аккредитация способна выявлять и поддерживать лучшие практики, задавать векторы развития и укреплять доверие к качеству российского образования.

Наличие национальных аккредитационных агентств, имеющих международное признание, и формирование национальных рейтингов, признанных в России и за рубежом (в статье профессора РУДН А.Е. Воробьева «Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза»), можно считать формой импортозамещения в системе оценки качества образования. Безусловно, автор прав, «что все рейтинги, так или иначе, являются продуктом конкуренции, которая, как известно, может быть добросовестной и не очень»... Но об этом мы продолжим разговор в следующем номере «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-85

Похожие материалы:
Слово редактора к №40
Слово редактора к №34
Слово редактора к №57
Слово редактора к №58
Слово редактора к №73
Слово редактора к №28
Слово редактора к №72
Слово редактора к №55
Слово редактора к №89

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
#89Колледж инновационного типа
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
#93Эффективный контракт
#90Университет высокого полёта
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ