Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №85

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса?

14.03.2016
Просмотров: 145

Галина МОТОВА,
главный редактор

Образование в кризис и антикризисное образование

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса?

Эксперты уверены, высшая школа может взять на себя роль «драйвера развития». Какие модели университетов ответят на острейшие запросы времени (в аналитической статье «Будущее университетов: желаемое и возможное»)?

Вполне эффективной стратегией становится переподготовка или повышение квалификации для человека в условиях ограниченных возможностей трудоустройства. Именно система образования закладывает основы для выхода экономики из кризиса посредством улучшения кадрового потенциала предприятий и организаций. «Образование является очень важной антикризисной мерой <...> инвестиции в человеческий капитал – это лучшие инвестиции, которые можно делать, в том числе и в период кризиса», – считает председатель Комитета Госдумы РФ по образованию В.А. Никонов (в репортаже с парламентских слушаний профильного комитета «Дайте мне точку опоры…»). Может ли в таком случае быть эффективной стратегия Минобрнауки РФ по оптимизации высшей школы и сокращению бюджетных мест? Даже если речь идёт о гуманитарных специальностях – именно оно в большей степени способствует самозанятости.

И может ли считаться эффективной стратегия консолидации ресурсов в противовес дифференциации и ориентация на универсальность в противовес специализации? Эти вопросы вызывают бурные дискуссии в органах законодательной власти, а также в среде вузовской общественности (в интервью и.о. ректора Орловского государственного университета О.В. Пилипенко «Принципиально новый уровень»). Опорный университет, созданный в результате объединения нескольких вузов, для небольшого региона может стать «градообразующим предприятием», способствующим развитию. Однако, с другой стороны, есть опасность превращения его в монополиста, который при отсутствии конкурентной среды может провоцировать стагнацию образовательной и научной деятельности.

В сложившейся ситуации нельзя умалять значение классических университетов. По мнению ректора ЧГУ им. И.Н. Ульянова А.Ю. Александрова, вуз способен и должен стать разработчиком и участником реализации всех программ регионального развития (в интервью «Важнейший инструмент повышения качества подготовки кадров»).

Не менее проблемным является сохранение отраслевых вузов. По мнению президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левина, «исторический опыт наглядно показывает негативность ведомственного переподчинения отраслевых вузов» (в статье «Отраслевое образование в эпоху перемен»). Финансовая поддержка со стороны министерства образования не столь очевидна, как потеря качества и специфики подготовки специалистов. По словам депутата В.А. Никонова, «отраслевая система образования в значительной степени являлась, во-первых, спецификой нашей страны. А во-вторых, сильной стороной». В условиях продуктового эмбарго и необходимости импортозамещения «сильные стороны» агрообразования становятся тем более актуальными (в экспресс­форуме «Стратегия развития аграрного образования»).

Своего рода антикризисной мерой для отечественной высшей школы может стать международная аккредитация образовательных программ. «Те вузы, которые записали в программы развития обязательства по прохождению международной аккредитации, могут обращаться сегодня к нам, – прокомментировал председатель Национального аккредитационного совета В.А. Болотов факт официальной регистрации российского центра аккредитации в европейском реестре EQAR (в репортаже с заседания Нацаккредсовета «От Пекина до Берлина»). В отличие от государственной аккредитации, которая в последние годы уподобилась «игре на вылет», международная аккредитация способна выявлять и поддерживать лучшие практики, задавать векторы развития и укреплять доверие к качеству российского образования.

Наличие национальных аккредитационных агентств, имеющих международное признание, и формирование национальных рейтингов, признанных в России и за рубежом (в статье профессора РУДН А.Е. Воробьева «Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза»), можно считать формой импортозамещения в системе оценки качества образования. Безусловно, автор прав, «что все рейтинги, так или иначе, являются продуктом конкуренции, которая, как известно, может быть добросовестной и не очень»... Но об этом мы продолжим разговор в следующем номере «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-85

Похожие материалы:
Слово редактора к №54
Слово редактора к №38
Слово редактора к №98
Слово редактора к №55
Слово редактора к №72
Слово редактора к №71
Слово редактора к №97
Слово редактора к №28
Слово редактора к №89
Инклюзия в высшем образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
С 6 по 10 августа 2018 года в Красноярске пройдёт третье тестовое мероприятие Зимней универсиады...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#90Марафон ДПО
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
#92Народный мониторинг
#93В ногу со временем
#93Духовно-нравственное воспитание студентов
Информационная лента
08:36В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G