Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №61

Ключевые темы номера: образовательная деятельность учебных заведений; проблемы и перспективы профессионального образования; гарантия качества высшего образования; преподавательские кадры системы СПО.

24.01.2013
Просмотров: 1743

Образовательная пирамида

Галина МОТОВА,
главный редактор

«Революция, о которой так долго говорили» законодатели – почти три года, – свершилась: Государственной Думой утвержден новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Некоторые из его положений носят по-настоящему переворотный характер. Например, прописаны государственная аккредитация не учреждений и программ, а «образовательной деятельности», наряду с понятием «экспертов» – понятие «экспертных организаций», отменено установление и подтверждение государственного аккредитационного статуса… И это только то, что касается непосредственно государственной аккредитации! Нам предстоит еще множество открытий по мере введения закона в действие и разработки целого ряда подзаконных актов.

Новый закон вводит ежегодный мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций с целью «комплексного оздоровления системы российского высшего образования» и дифференциацию вузов на имеющие особый статус с «режимом наибольшего благоприятствования при финансировании за счет федерального бюджета», региональные – без такого «режима», реализующие в основном программы бакалавриата, и частные организации, перед которыми стоит задача сохранить принцип доступности высшего образования. Процесс реструктуризации сети высших учебных заведений и передачи ссузов в ведение субъектов федерации предполагает повышение качества подготовки специалистов и перераспределение бюджетного финансирования в пользу развития «локомотивов высшего образования». Об этом и многом другом в сфере новой образовательной политики рассказывает гость номера заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Дудин.

Но качество образования не всегда зависит только от объемов финансирования и структуры системы образования, и даже шире – не всегда от самой системы образования. Оно неразрывно связано с государственной образовательной политикой и потребностью рынка труда в квалифицированных специалистах (статья академика В.Д. Шадрикова «Качество образования: чего мы хотим?»). И некачественное образование вовсе «не родовой признак» российского негосударственного сектора образования, – убежден ректор Рязанского института бизнеса и управления Н.А. Сесюнин. Негосударственный сектор – это зеркало глубинных проблем системы высшей школы в целом, и «негосударственные вузы, как более мобильные во всех отношениях, лишь отражают эту общую ситуацию в стране». Именно мобильное реагирование на изменяющиеся условия среды является серьезным конкурентным преимуществом негосударственных вузов и одним из основных условий расширения – до 30 процентов, то есть в два раза – частного образования в России.

Безусловно, очень привлекательна модель всесторонней государственной поддержки ведущих вузов страны, привлечения талантов и ресурсов и эффективного управления, посредством которых можно осуществить прорыв в подготовке новой элиты, – как это демонстрирует опыт создания Назарбаев Университета в Республике Казахстан.

И все же остается целый ряд вопросов у российских вузов, обделенных особым статусом (в том числе и тех, которые, по результатам мониторинга Минобрнауки РФ, имеют признаки неэффективности). Ведущие отраслевые и региональные вузы – такие как Ивановский государственный энергетический университет, Ульяновский государственный технический университет – имеют очень неплохие достижения по многим показателям мониторинга: международной, научно-исследовательской и патентной деятельности. И недооценка подобных учебных заведений, по мнению ректора Тверского государственного университета А.В. Белоцерковского, может привести к деградации регионов в результате оттока студентов в столицы. И «это плохо как для столиц, так и для регионов».

Все-таки для системы образования эволюционный путь с широким вовлечением общественности в обсуждение проводимых реформ предпочтительнее революционного. Иначе «признаки неэффективности» оставят в системе высшей школы только призраки былой уникальности, а выстраиваемая образовательная пирамида превратится в очередную банальную «пираМММиду».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-61, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №69
Слово редактора к №44
Слово редактора к №36
Слово редактора к №51
Слово редактора к №86
Слово редактора к №30
Слово редактора к №70
Слово редактора к №53
Слово редактора к №52
Слово редактора к №82

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журнала


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Международная конференция APQN: Расширяя горизонты гарантии качества
В Москве 26-28 мая 2017 года на базе РАНХиГС при Президенте РФ проходит Международная конференция...
Практическая сессия «Молодёжь устойчивого будущего» в Ростове
26 мая в стенах Южного федерального университета пройдет Практическая сессия «Молодёжь...
V Международный инженерный чемпионат «Case-in» в Москве
30 – 31 мая 2017 в Москве пройдёт Финал V юбилейного Международного инженерного чемпионата...
Дайджест № 94 «Аккредитация в образовании»
Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно,...
Из журнала
#88Международная деятельность Новгородского государственного университета
#84Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете
#88Образовательная экспансия на мировом рынке
#83«Неархитектурный» стандарт
#88Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров