Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №62

Ключевые темы номера: оценка качества образования; образовательная деятельность вузов; опыт работодателей и учебных заведений Ростовской области; евразийская интеграция высшей школы.

Просмотров: 2370

Маяк или маятник?

Галина МОТОВА,
главный редактор

«Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить», – утверждает писатель-сатирик Михаил Жванецкий. А ведь с реформой в образовании то же самое. За четверть века, начиная с середины 80-х годов, российское образование постоянно реформируется. Причем в отдельных случаях кардинально, из крайности в крайность.

На заре изменений в экономике страны и реформ в образовании государственная политика предоставила широкие возможности для открытия новых (негосударственных и муниципальных) вузов, новых специальностей и филиалов, для того чтобы в условиях экономических неурядиц высшее образование пришло в малые города России, и молодежь ушла с улиц. Сейчас поставлена совершенно иная задача – оптимизация вузовской сети: сокращение объемов высшего образования, объединение вузов, закрытие филиалов.

Двадцать лет назад, если вы помните, был обозначен курс на гуманитаризацию высшего образования – как на альтернативу сложившегося технократического подхода, а также на скорейшую подготовку экономистов и юристов для новой рыночной экономики и производства – как на альтернативу плановому социалистическому укладу. Не приходится удивляться, что, с одной стороны, именно по этим специальностям объем подготовки вырос многократно, с другой – что больше всего возникает нареканий по поводу качества такой подготовки. Именно эти специальности сегодня в зоне пристального внимания надзорных органов. А со стороны руководства страны и новая установка – на расширение подготовки специалистов по инженерным специальностям.

Еще пример. Структурная трансформация высшей школы с начала 90-х годов, связанная с четким разграничением на виды и возможностью повышения аккредитационного статуса. В новом законе такая возможность отсутствует – государство отказалось от дифференциации вузов по видам. Перечень примеров можно продолжить

Также результатом реформ стал прием в вузы по баллам ЕГЭ, переход на трехуровневую подготовку. Но остается главным вопрос: влияют ли новые формы образования на его содержание и качество?

К разговору об этом приглашены представители академической общественности: руководители ведущих вузов страны (рубрика «Экспресс-форум»), УМО по классическому университетскому образованию (аналитическая статья «Гуманитарная катастрофа»). Гуманитарии бьют тревогу: у студентов преобладает «клиповое сознание» и лишь «кратковременный интерес к отдельным темам преподаваемых дисциплин – преимущест венно «модным» или преподнесенным в броской мультимедийной форме».

Катастрофа гуманитарного образования приведет к катастрофе всех прочих отраслей, потому что «это обусловливает неприятие рутинной трудоемкой деятельности по сбору и анализу научного и фактического материала – всего того, без чего невозможно проведение хоть сколько-нибудь серьезного исследования». Неглубокое отношение к образованию и науке – одна из причин печального явления и связанного с ним скандала по обнаружению липовых диссертаций. Явления, особенно распространенного среди чиновников. По мнению члена-корреспондента РАО А.М. Абрамова, факт защиты диссертации чиновником «следует рассматривать как заявление об уходе по собственному желанию с формулировкой «в связи с документированным фактом полного служебного несоответствия, доказанным наличием диссертации» (Интервью «Плата плагиата»).

Определив цели и установки как маяки, на которые нужно ориентироваться, только общими усилиями и неравнодушием мы сможем предотвратить проблемы российского образования. Примером того, как эти цели определяются и достигаются на уровне конкретного высшего учебного заведения, является опыт Волгоградского государственного медицинского университета: здесь на протяжении последних пятнадцати лет вся работа ведется на основе реализации пятилетних программ стратегического развития.

На страницах журнала мы продолжаем знакомить читателей с процессом вхождения Казахстана и европейских стран в единое образовательное пространство (статья авторского коллектива Российского университета дружбы народов), с опытом научно-образовательного и производственного кластера и частно-государственного партнерства в Ростовской области (рубрика «Регион»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-62, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №86
Слово редактора к №52
Слово редактора к №91
Слово редактора к №51
Слово редактора к №70
Слово редактора к №69
Слово редактора к №82
Слово редактора к №30
Слово редактора к №36
Слово редактора к №90

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
#97Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#94Институт правоведения и предпринимательства дает качественное высшее образование
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве