Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №54

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 54 номеру.

Просмотров: 2047

Лед тронулся, господа?..

Галина МОТОВА,
главный редактор

Или мы слышим пока только легкий треск ледяного (консервативного) покрова на отечественном образовании? В любом случае как наступление весны, так и Болонский процесс в России уже необратимы: принципы формирования европейского пространства высшего образования постепенно находят свое отражение в законодательных актах и на практике. В сентябре 2011-го Россия наконец-то перешла на двухцикловое и кредитно-модульное обучение в высшем образовании (наконец-то – потому что перешла одной из последних стран-участниц Болонского процесса).

Наконец-то всерьез началось обсуждение и еще одного принципа: участие студентов в управлении учебным процессом. На заседании Комитета Госдумы РФ по образованию рассматривался вопрос о легитимизации органов студенческого самоуправления в профессиональных образовательных учреждениях. По мнению председателя комитета А. Дегтярева, студенческие советы «будут заниматься как внутристуденческими проблемами, так и вопросами управления вузом наравне с попечительским, учёным советами вуза и будут обладать правом субъекта законодательной инициативы». Фактически в вузах создается дополнительный орган управления – такого еще не было в российских традициях, и понравится это далеко не всем. Но законопроект уже принят Государственной Думой во втором чтении.

Проблема мобильности, наконец-то, начинает рассматриваться не только с точки зрения обучения наших студентов и стажировок наших преподавателей за рубежом, но и как «обучение иностранных студентов в отечественных университетах, выполнение исследований по зарубежным заказам или вывод университетских разработок на зарубежный рынок и их последующую коммерциализацию». Но, по мнению программного директора Российского совета по международным делам И.Н. Тимофеева, экспорт отечественного образования никогда не сможет сравниться с экспортом энергоносителей или вооружения.

Тем не менее Концепцией экспорта образовательных услуг в Российской Федерации на период 2011-2020 годы обозначен целый ряд параметров, задающих значимое усиление и присутствие российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг. При каких условиях возможно достижение этих позиций – об этом рассказывает генеральный директор организации «РАКУС» А.Х. Нуцалов в рубрике «Актуальное интервью».

Что уже сегодня в компетенции самих университетов и их профессиональных сообществ – так это ответственность за качество образования и право на демонстрацию качества. Европейские стандарты и процедуры оценки качества образования становятся все более актуальными и востребованными в процедурах общественно-профессиональной аккредитации, тем более если российская аккредитация может проходить совместно с европейской. С расширением практики реализации совместных программ и выдачи совместных дипломов совместная аккредитация станет просто необходимой. На страницах этого выпуска журнала предлагаем нашему читателю рассмотрение первого опыта совместной аккредитации образовательных программ.

Болонский процесс давно уже перешагнул за рамки Европы. Даже в случае с Россией он не ограничивается только европейской частью – перспективы внедрения обсуждаются «от Москвы до самых до окраин»: например, в статье проректора Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета И.И. Докучаева.

Лед тронулся, но до половодья еще далеко: три года назад Европа поставила уже новые задачи для усиления привлекательности и доступности высшего образования. Но в условиях, когда не решены в целом по стране задачи прошлого десятилетия, новые задачи – такие как «студентоцентрированное образование», «равный доступ к образованию» (в смысле, независимо от возрастных, физических, финансовых и других ограничений), «трудоустраиваемость», «сбор данных», «международная открытость» и «многомерная прозрачность» и прочие, – пока только в поле зрения отдельных вузов и организаций. Например, Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам образования или Межрегиональной общественной организации «За права семьи». Интервью с ее председателем П.А. Парфентьевым – своего рода проекция европейских принципов доступности и студентоцентрированности обучения не только на высшее, но и на все образование в целом. А это значит, что для интеграции России в европейское образовательное пространство ограничиться отдельными «лунками» не удастся, необходим «ледокол» наших с вами совместных усилий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-54

Похожие материалы:
Слово редактора к №35
Слово редактора к №41
Слово редактора к №89
Слово редактора к №64
Слово редактора к №65
Слово редактора к №83
Слово редактора к №84
Слово редактора к №46
Слово редактора к №47

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#96Новости образования «АО-96»
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#99Тульский государственный машиностроительный колледж им. Никиты Демидова продолжает дело русских промышленников
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры