Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №52

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 52 номеру.

Просмотров: 1809

Пресыщение насыщением

Галина МОТОВА,
главный редактор

Хорошего много не бывает, однако для системы высшего образования, похоже, эта народная мудрость проходит проверку на истинность: либо бывает, если высшего образования слишком много, либо не такое уж оно хорошее. По мнению государства – его слишком много, по мнению представителей рынка труда – не слишком хорошее. Действительно, число вузов и филиалов, число образовательных программ и контингент студентов выросли за двадцать лет как никогда, насытив рынок труда не слишком квалифицированными кадрами.

Сама собой напрашивается иная задача: насыщать нужно не количеством образования, а качеством. Таким, например, как это сформулировал руководитель отдела науки и образования посольства Германии в Москве Карстен Хайнц на VII Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений: двадцатилетний студент университета должен свободно владеть минимум двумя языками, иметь полтора года практики в зарубежных компаниях и стаж работы не менее трех лет.

Неслучайно, результатом уходящего года стало усиление дифференциации высшей школы: поддержка на конкурсной основе сильных и ликвидация или присоединение слабых к более сильным вузам. Пополнился список федеральных университетов, определилась «вторая лига» (после национальных исследовательских университетов) успешных вузов – победителей конкурса программ стратегического развития (на страницах этого номера материалы двух вузов-победителей). Развиваются новые формы оценки деятельности вузов и качества подготовки выпускников в форме рейтингов (интервью с руководителем исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов» А.Г. Чаплыгиным), общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации выпускников (в материале декана факультета экономики и менеджмента СПбГЭТУ «ЛЭТИ» С.А. Степанова).

Насыщение страны высшим образованием – одна из причин падения качества и востребованности среднего профессионального образования. Президиум Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заседание которого состоялось в середине декабря, отметил, что по-прежнему «большинство выпускников школ идёт учиться в вузы», и неудивительно, что те выпускники, которые заканчивают ссуз, характеризуются «низким уровнем профессиональной подготовки и недостатком трудовой и производственной дисциплины». Но и среднее профессиональное образование для федерального бюджета оказалось тоже слишком большой нагрузкой. Иначе, зачем практически все учреждения СПО передаются на содержание региональным органам управления? А такое решение привнесет в жизнь педагогических коллективов целый спектр животрепещущих вопросов и проблем, совсем не способствующих развитию (статья «Путь перемен ведет в регионы»).

Может быть, и послевузовского образования тоже много? Не в этом ли одна из причин ликвидации кандидатских диссертационных советов и форсирование перехода на европейскую систему присвоения степени Ph.D.? Однако, если уж равняться на европейские принципы формирования образовательного пространства, необходимо не столько сокращать и ликвидировать, напротив, создавать условия для привлечения и удержания талантливых молодых исследователей, – отмечает представитель РФ в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу В.Н. Чистохвалов (читайте в материале «Трудности перевода»).

Новый 2012 год сулит, по всей вероятности, множество непредсказуемых событий, которые не могут не отразиться и на системе образования. Остается надеяться на мудрость, продуманность и обоснованность реформ, чтобы за благими пожеланиями не «получилось, как всегда». Об оценке одной из таких законодательных инициатив рассказывает гость журнала Л.И. Кащук (Казахстан) в статье «Не наступать на те же «грабли»: взгляд со стороны».

Как можно и нужно учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира, предложили участники круглого стола на церемонии награждения победителей, лауреатов и финалистов конкурса концепций «Школы Сколково». Обучение, по мнению авторов концепций школы будущего, должно стать «индивидуализированным, стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности» (статья «Школы Сколково»: конкурс идей»). Вероятно, так и надо: начиная со школы, ступень за ступенью, шаг за шагом насыщать систему образования новым качеством.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-52

Похожие материалы:
Слово редактора к №86
Слово редактора к №50
Слово редактора к №68
Слово редактора к №69
Слово редактора к №51
Слово редактора к №32
Слово редактора к №78
Слово редактора к №90
Слово редактора к №96
Слово редактора к №30

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
С 6 по 10 августа 2018 года в Красноярске пройдёт третье тестовое мероприятие Зимней универсиады...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#93Слово редактора №93
#90Развитие академической мобильности французских студентов
#92Залог достойного будущего
#92Новое педагогическое образование
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
Информационная лента
08:36В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G