Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №52

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 52 номеру.

Просмотров: 1810

Пресыщение насыщением

Галина МОТОВА,
главный редактор

Хорошего много не бывает, однако для системы высшего образования, похоже, эта народная мудрость проходит проверку на истинность: либо бывает, если высшего образования слишком много, либо не такое уж оно хорошее. По мнению государства – его слишком много, по мнению представителей рынка труда – не слишком хорошее. Действительно, число вузов и филиалов, число образовательных программ и контингент студентов выросли за двадцать лет как никогда, насытив рынок труда не слишком квалифицированными кадрами.

Сама собой напрашивается иная задача: насыщать нужно не количеством образования, а качеством. Таким, например, как это сформулировал руководитель отдела науки и образования посольства Германии в Москве Карстен Хайнц на VII Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений: двадцатилетний студент университета должен свободно владеть минимум двумя языками, иметь полтора года практики в зарубежных компаниях и стаж работы не менее трех лет.

Неслучайно, результатом уходящего года стало усиление дифференциации высшей школы: поддержка на конкурсной основе сильных и ликвидация или присоединение слабых к более сильным вузам. Пополнился список федеральных университетов, определилась «вторая лига» (после национальных исследовательских университетов) успешных вузов – победителей конкурса программ стратегического развития (на страницах этого номера материалы двух вузов-победителей). Развиваются новые формы оценки деятельности вузов и качества подготовки выпускников в форме рейтингов (интервью с руководителем исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов» А.Г. Чаплыгиным), общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации выпускников (в материале декана факультета экономики и менеджмента СПбГЭТУ «ЛЭТИ» С.А. Степанова).

Насыщение страны высшим образованием – одна из причин падения качества и востребованности среднего профессионального образования. Президиум Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заседание которого состоялось в середине декабря, отметил, что по-прежнему «большинство выпускников школ идёт учиться в вузы», и неудивительно, что те выпускники, которые заканчивают ссуз, характеризуются «низким уровнем профессиональной подготовки и недостатком трудовой и производственной дисциплины». Но и среднее профессиональное образование для федерального бюджета оказалось тоже слишком большой нагрузкой. Иначе, зачем практически все учреждения СПО передаются на содержание региональным органам управления? А такое решение привнесет в жизнь педагогических коллективов целый спектр животрепещущих вопросов и проблем, совсем не способствующих развитию (статья «Путь перемен ведет в регионы»).

Может быть, и послевузовского образования тоже много? Не в этом ли одна из причин ликвидации кандидатских диссертационных советов и форсирование перехода на европейскую систему присвоения степени Ph.D.? Однако, если уж равняться на европейские принципы формирования образовательного пространства, необходимо не столько сокращать и ликвидировать, напротив, создавать условия для привлечения и удержания талантливых молодых исследователей, – отмечает представитель РФ в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу В.Н. Чистохвалов (читайте в материале «Трудности перевода»).

Новый 2012 год сулит, по всей вероятности, множество непредсказуемых событий, которые не могут не отразиться и на системе образования. Остается надеяться на мудрость, продуманность и обоснованность реформ, чтобы за благими пожеланиями не «получилось, как всегда». Об оценке одной из таких законодательных инициатив рассказывает гость журнала Л.И. Кащук (Казахстан) в статье «Не наступать на те же «грабли»: взгляд со стороны».

Как можно и нужно учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира, предложили участники круглого стола на церемонии награждения победителей, лауреатов и финалистов конкурса концепций «Школы Сколково». Обучение, по мнению авторов концепций школы будущего, должно стать «индивидуализированным, стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности» (статья «Школы Сколково»: конкурс идей»). Вероятно, так и надо: начиная со школы, ступень за ступенью, шаг за шагом насыщать систему образования новым качеством.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-52

Похожие материалы:
Слово редактора к №77
Слово редактора к №32
Слово редактора №96
Слово редактора к №78
Слово редактора к №67
Слово редактора к №50
Слово редактора к №31
Слово редактора к №68
Слово редактора к №49
Слово редактора к №96

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Меморандум о сотрудничестве между университетом Самарканда и ВолГУ подписан на Российско-Узбекском форуме
Завершилась работа III Международного Российско-Узбекского молодежного форума в Волгограде. На...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
СамГУПС участвует в разработке проекта ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога»
В Самарском государственном университете путей сообщения состоялся «День компании «РЖД» в...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
Из журнала
#90Актуальные направления развития российского образования
#93Кабардино-Балкарский госуниверситет претендует на статус опорного вуза
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#97Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
#94КузГТУ занимает лидирующие позиции по подготовке кадров для российской угольной промышленности
Информационная лента
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси
14:15Конференция «Современные тренды развития стран и регионов-2018» пройдет в ТИУ
13:43В БФУ им. И. Канта пройдет научно-практическая конференция по правовым основам цифровой экономики
10:59Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
11:43Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани