Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №51

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 51 номеру издания.

Просмотров: 2042

Если тандем, то с кем?

Галина МОТОВА,
главный редактор

Образование и государство, образование и бизнес, качество образования и потребности инновационного развития страны, российское образование и интеграция в европейское образовательное пространство – все это темы для серьезного разговора, каждая из которых внушает сегодня «оптимистический пессимизм», по определению О.Н. Смолина, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию. Подводя итоги работы Государственной Думы пятого созыва, можно отметить целый ряд законодательных инициатив, вошедших в штатный режим за последние четыре года, но неоднозначно воспринятых академической общественностью (в материале «Дум высокое стремленье»: итоги и перспективы») и потому не сформировавших условия для общественно-государственного партнерства в вопросах повышения качества образования.

Проблема качества образования два десятка лет назад решалась при переходе с уровня массового общего образования на уровень высшего профессионального образования. Сегодня линия фронта бурных дискуссий сместилась к границе между получением массового высшего образования и допуска к профессии. И, как результат, получила самое широкое развитие идея создания центров оценки и сертификации квалификаций, инициированная (вопреки логике и мировой практике) самой системой образования, а не профессиональными сообществами (интервью с О.Н. Олейниковой, директором Центра изучения проблем профессионального образования, президентом Международной ассоциации профессионального образования – IVETA).

«Предприятиям ничего не надо, а учебные заведения ничего не могут», – с горечью рассказывает о взаимных обвинениях вузов и бизнеса И.М. Бортник, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России. Вместе с тем, необходимость тесного взаимодействия между бизнесом и образованием – обязательное условие подготовки квалифицированных кадров и технологического развития отечественных предприятий (репортаж с конференции «Мировой опыт взаимодействия университетов c бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий»), а также просто реализации ежедневных потребностей человека и общества. Рассогласование запроса на подготовку кадров и предложения сказывается не только на нехватке специалистов для высокотехнологичных производств, но и «для традиционных базовых отраслей индустрии, которые нынче именуются не иначе, как «старые» отрасли», – отмечает В.И. Лившиц, преподаватель Университета Бен-Гуриона в Негеве (Израиль).

Несмотря на все усилия последних лет, ориентированные на модернизацию и инновационное развитие экономики, не достигнуто взаимопонимание между бизнесом и наукой. По утверждению ректора Тверского государственного университета А.В. Белоцерковского, «цепочка «фундаментальная наука – реальная экономика», безусловно, требует обязательного наличия и первого, и второго… без фундаментальной науки нечего будет коммерциализировать, а без настоящей наукоемкой промышленности – незачем». И уж конечно, если за всем этим не стоит образование, то не будет ни первого, ни второго. Наш собеседник прав: сегодня мы учим студентов, которым через несколько лет предстоит заниматься еще не придуманными профессиями и открывать совершенно неизведанные области науки. Но все зависит от того, чему и как мы их научим.

Тандем образования с бизнесом (а также с государством, с европейским и российским академическим сообществом) может быть основан только на доверии и признании друг друга. Одним из фактов такого доверия в европейских странах выступает «знак качества » (quality label), забытое с советских времен понятие – но не в отношении качества продукции, а в отношении качества программ подготовки специалистов (репортаж с ежегодной Всероссийской конференции Гильдии экспертов). «Знак качества» в отношении образовательных программ получил развитие и в отечественной системе образования в рамках проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» (репортаж с пресс-конференции в пресс-центре РИА Новости).

Система образования сегодня как никогда нуждается в спарринг-партнере, а лучше – в партнерах, в доверии и поддержке, чтобы выйти из тупиковых проблем.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-51

Похожие материалы:
Слово редактора к №33
Слово редактора к №92
Слово редактора к №56
Слово редактора к №39
Слово редактора к №81
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №45
Слово редактора к №62
Слово редактора к №63
Слово редактора к №76

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#90Актуальные направления развития российского образования
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#90Развитие региональной системы оценки качества образования
#89В Нижневартовске формируется модель "бережливый вуз"
#88Инновационный центр региональной экономики
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ