Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Татьяна Семенова: «Новый закон позволяет сделать ординатуру модульной»

Недавно в Минздраве России прошло видеоселекторное совещание с повесткой «Целевая подготовка специалистов в реализации региональных кадровых программ». Какие рекомендации даны по его завершению медицинским вузам? Как развивается эта форма?

Просмотров: 2005

Недавно в Минздраве России прошло видеоселекторное совещание с повесткой «Целевая подготовка специалистов в реализации региональных кадровых программ». Какие рекомендации даны по его завершению медицинским вузам?

Как развивается эта форма? Насколько она востребована органами управления здравоохранения? На эти вопросы корреспондента «Медицинской газеты» Алексея Папырина отвечает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова.


- Министерство активно использует целевую подготовку для реализации своей кадровой политики. Эта форма традиционно, не одно десятилетие, помогает готовить молодых врачей для лечебных учреждений регионов. Более того, Минздрав России выступил одним из инициаторов изменений, которые нашли отражение в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Как известно, в этой части закон вступил в силу с 1 сентября прошлого года. В нем четко прописываются взаимоотношения сторон в рамках целевой подготовки. Самое главное, в статье 56 закона отражены не только вопросы целевого приема, но и достаточно четко детализировано целевое обучение.

А дальше, в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» было принято постановление Правительства РФ «№» 1056. Оно утвердило типовые формы договора о целевом приеме, целевом обучении, а также порядок их заключения.

Конечно, и органы управления здравоохранением, и вузы следят за современным законодательством. Его необходимо четко выполнять не только по срокам, правильно выстраивать взаимоотношения между регионами и федеральными образовательными учреждениями, которые осуществляют подготовку специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием. Но координирующая роль указанных взаимоотношений без сомнения остается за Минздравом России. Кроме того, Минздрав России как учредитель в соответствии вышеназванным законом устанавливает квоту на целевой прием подведомственным образовательным организациям. Она традиционно достаточно высокая. В прошлом году это было 38,5% от общего числа выделенных мест для приема на первый курс за счет федерального бюджета. Однако для выстраивания эффективной кадровой политики, мы полагаем, эта цифра может быть увеличена до 50% и выше. Надо сказать, что ряд образовательных учреждений министерства и раньше принимали около 70-80% студентов по целевому набору. Это «точечная» подготовка специалистов, которые теперь в обязательном порядке будут получать меры социальной поддержки от субъектов РФ, которые их «заказали».

Еще одно важное обстоятельство — практику студенты-целевики должны будут проходить там, куда преимущественно они пойдут работать. Начнется она с 1-го курса. Студент должен быть ориентирован на ту работу, с которой ему предстоит столкнуться, закончив вуз.

Видеоселектор собрал на одной площадке руководителей вузов вместе с первыми лицами субъектов РФ. Основная задача — донести до всех заинтересованных лиц все законодательные новеллы, озвучить все сложные вопросы и найти решения, достигнув определенных договоренностей. Для нас это крайне важно. Ведь в Минздрав России поступают заявки от образовательных учреждений, от регионов на подготовку различных специалистов. На этой неделе министерство установит квоты целевого приема как на 1-й курс, так и на программы ординатуры по каждой специальности.

Подведомственные вузы смогут начать работу по заключению договоров на целевой прием.

Мы очень надеемся, что и в этом году они привлекут в свои ряды самых достойных абитуриентов. Тем более что третий год подряд медицинские вузы держат самую высокую планку в рамках единого государственного экзамена, возглавляя рейтинги Минобрнауки России.

- Татьяна Владимировна, а что показывает кадровый регистр в регионах: увеличивается или сокращается дефицит во врачебных специальностях?

- Прежде всего следует отметить, что со специалистами с высшим образованием в здравоохранении все более или менее спокойно и прогнозируемо. Гораздо хуже обстоят дела со специалистами среднего звена — фельдшерами, медицинскими сестрами. Когда их подготовка была передана на уровень субъектов РФ, она начала планомерно сокращаться. В результате сложился отрицательный баланс, на который не могло не обратить внимание министерство. За последние 1,5 года удалось изменить эту тенденцию. Сегодня суммарная подготовка специалистов со средним образованием на 15 тыс. больше, чем была раньше. А учитывая, что фельдшеров и медицинских сестер готовят по времени меньше, чем врачей, надеемся, что кадровая ситуация кардинально изменится уже через 2-3 года. Кроме того, надо создавать такие условия для работы, чтобы у выпускников со средним медицинским образованием не возникало желания уходить из профессии. А для этого их заработная плата должна стать конкурентоспособной. И тогда они с удовольствием придут работать в государственную сеть здравоохранения.

Минздрав России в соответствии с Указом Президента РФ «№» 598 принял комплекс мер по кадровой политике. Они утверждены постановлением Правительства РФ «№» 614. В рамках него всеми регионами были приняты и утверждены региональные «кадровые программы», в которых также опорной точкой кадровой политики является целевая подготовка специалистов, также всеми регионами приняты отраслевые «дорожные карты» в сфере здравоохранения, где одним из индикаторов эффективности структурных преобразований является эффективность трудоустройства выпускников, которую мы совместно с регионами планируем довести в 2018 г. до 99-100%.

- Добилось ли министерство выполнения поставленных в этом документе задач?

- Достоверную статистику за 2013 г. мы получим в середине марта, но уже сегодня предварительный анализ показывает, что отмечается увеличение численности врачей и средних медицинских работников.

Особенно радует положительная тенденция возрастающей обеспеченности средним медицинским персоналом.

Хотя, бесспорно, сохраняется много проблем в кадровой обеспеченности отрасли, выраженные дисбалансы между городом и селом, между стационарами и поликлиниками, между различными регионами.

На их преодоление направлен целый комплекс мер, реализуемый сегодня министерством совместно со всеми регионами РФ.

При выборе своей специальности в медицине студенты ориентируются на престижность профессии, социальные возможности, которые предоставляет выбранное ими дело, наконец, напряженность труда. О том, в какие специальности не очень охотно идут молодые медики, ваша газета писала не раз. Это фтизиатрия, анестезиология-реаниматология, рентгенология. Нельзя также сказать, что повышенным спросом пользуются терапия, педиатрия, общая врачебная практика. И здесь свое слово может сказать правильная профориентация во время обучения в вузе. Поэтому кадровая политика министерства ориентирована не столько на восполнение кадрового дефицита, сколько на выравнивание сложившихся дисбалансов и оптимизации использования кадровых ресурсов за счет повышения эффективности работы всей отрасли. Сегодня наблюдается умеренный профицит врачей в стационарах, и в каждом регионе своя, особая ситуация в этом вопросе, но практически в каждом субъекте РФ есть дефицит специалистов в первичном, амбулаторном звене. Между тем в отрасли идет замена части традиционных стационарных методов лечения на инновационные, стационарозамещающие технологии, позволяющие оказывать аналогичную помощь не только не хуже, но и значительно эффективнее, используя дневные стационары. Это тоже один из элементов преодоления кадрового дефицита и дисбаланса.

- На Ваш взгляд, уже сформирована эффективная система медицинского образования в нашей стране? Или она по-прежнему нуждается в кардинальных реформах?

- Думаю, что потрясения нам совершенно не нужны.

Мы должны помнить, что российское — советское медицинское образование считалось в 70-80е годы одним из самых сильных и популярных в мире. Это подтверждают врачи из многих стран мира, которые прошли обучение в нашей стране. Минздрав России возлагает большие надежды на новый Федеральный закон об образовании, который структурирует, систематизирует то, что происходит в российском образовании. Под него издано много актуальных подзаконных актов. Благодаря этому вводятся и становятся возможными такие формы учебных программ, как сетевые. В минздравовской системе эта форма давно завуалированно реализуется. Лечебные учреждения предоставляют свои возможности для практической подготовки студентов и молодых врачей, и это является ключевым отличающим фактором медицинского образования. Сегодня целая статья федерального закона посвящена этому. Кроме того, декларируется развитие и четко определяются понятия дистанционных технологий. В рамках этого в декабре прошлого года стартовал пилотный проект по дополнительному, непрерывному медицинскому образованию.

Но жизнь вносила и будет вносить свои корректировки в систему медицинского образования.

Серьезные перемены произошли после вступления в действие федеральных образовательных стандартов, как принято называть их, стандартов третьего поколения. Первый выпуск молодых врачей, прошедших по ним обучение, произойдет в 2016-2017 гг. И эти выпускники получат более практикоориентированную подготовку независимо от того, где они учились — на лечебном, педиатрическом или стоматологическом факультете. Благодаря этому они сразу будут допущены к процедуре аккредитации, получат индивидуальные допуски к конкретным направлениям деятельности и смогут работать на определенных должностях. В настоящее время Минздравом разрабатываются подходы к будущей аккредитации специалистов, которая заменит существующую ныне сертификацию. В прошлое уйдет такая форма подготовки, как интернатура. Образовательный государственный стандарт стал очень гибок. В рамках основной учебной программы он позволяет, в пределах стандарта, устанавливать те или иные соотношения дисциплин.

Благодаря этому высвобождается время, необходимое для практической подготовки.

С прошлого года Минздрав России проводит на специальных площадках подготовку профессорско-преподавательского состава подведомственных вузов. Прошедшие переподготовку преподаватели в дальнейшем проводят занятия непосредственно в родном вузе и разъясняют новые достижения науки и практики, с которыми их ознакомили во время переподготовки.

На центральной площадке — в Москве проведена переподготовка по классическим, фундаментальным дисциплинам, таким как молекулярная физиология, молекулярная биология, генетика, биофизика. При этом к преподаванию нами привлекались ведущие специалисты, известные не только в России, но и во всем мире. Так один из циклов — медицинской биохимии — возглавил академик РАН и РАМН, заведующий кафедрой биохимии и молекулярной медицины, декан факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова Всеволод Ткачук, к преподаванию медицинской физики также были привлечены сотрудники университета, прочитавшие целый цикл интереснейших лекций, прослеживающих передачу знаний из одной дисциплины в другую (математика, физика, биофизика, медицинская биофизика). Очень хорошо, что речь шла и о «взаимопривязке» дисциплин, помогающих не повторять предмет, не тратить время на ненужное дублирование. Это освобождает драгоценное время и позволяет более рационально использовать его студентами.

Учебно-методической комиссией по высшему профессиональному образованию, которую возглавляет ректор Первого Меда член-корреспондент РАМН Петр Глыбочко, проведена детальная проработка всех основных учебных программ образовательных учреждений, подведомственных Минздраву России. В результате экспертами выработаны конкретные рекомендации, помогающие исключить дублирование, но в то же время повышающие качество подготовки. Планомерно улучшается подготовка будущих врачей не только по фундаментальным дисциплинам, биоэтике, предметам лечебного блока, идет точечная работа по профилактике, реабилитации, паллиативной медицине. Все это в совокупности, надеемся, позволит выпускать более практикоориентированного специалиста, который еще в студенческие годы будет прекрасно понимать, как будет строиться его последующая работа в клинике или амбулатории.

- Приближается время, когда начнется прием заявлений для поступления в ординатуру. Сократится ли в этом году количество бюджетных мест такого приема?

- Вообще приближается пора всех вступительных экзаменов. Нами проработан перечень специальностей высшего образования: специалитета, бакалавриата, магистратуры, ординатуры, аспирантуры. Контрольные цифры приема на 1-й курс в рамках открытого конкурса Минобрнауки России уже разыграны. Они доведены до всех участников конкурса.

Хочу подчеркнуть, что новый закон позволяет сделать ординатуру модульной, планируется расширение длительности обучения для некоторых специальностей вплоть до 5 лет. Например, по нейрохирургии, кардиохирургии, пластической хирургии. Это позволит более качественно готовить специалистов по конкретной специальности требуемого в отрасли уровня квалификации.

Думаю, что кто-то может почувствовать сокращение бесплатных мест в ординатуру по выбранной им специальности в этом году. Это связано с тем, что впервые Минздрав России проводит подготовку специалистов в ординатуре в строгом соответствии с запросами территорий. Можно даже сказать, в жесткой привязке к конкретным рабочим местам, куда после обучения в ординатуре трудоустроятся молодые врачи. Это не просто слова. Специалисты министерства собрали всю информацию от субъектов РФ и просчитали контрольные цифры по конкретным специальностям. Раньше медицинские вузы «подстраивались» под предварительное распределение, которое учитывало не только интересы лечебных учреждений, но и какие специальности выбрали сами студенты. И я возьму смелость предположить, что именно выбор специальности студентом являлся ключевым фактором в формировании заявки от образовательных и научных учреждений на конкретные специальности в прошлые годы. Но такой подход вносил очевидную дискоординацию: региональному здравоохранению нужны были одни специалисты, а вузы, учитывая пожелания студентов, принимали их в ординатуру по другим специальностям. С этого года потребность регионов в конкретных специалистах формирует перечень и количество мест для подготовки по программам ординатуры за счет средств федерального бюджета.

Впервые был проведен открытый публичный конкурс Министерством образования и науки РФ, результаты конкурса утверждены приказом ведомства, внесение изменений в который невозможно. Соответственно, какие бы письма, обращения ни поступали в Минздрав России с просьбой выделить дополнительное место в ординатуре по той или иной специальности — изменить ничего уже нельзя. Кроме того, в настоящее время уже объявлен конкурс на 2015/ 2016 учебный год. Все это требует абсолютной координации между вузами, регионами и Минздравом России, накладывая на всех высокую ответственность.

Минздрав России в ближайшее время проведет серию координационных советов по регионам. Нужно проводить правильную, внутривузовскую профессиональную ориентацию. Когда студент учится в институте, проходит в процессе обучения через какие-то кафедры, то желание стать специалистом того или иного профиля меняется. Зачастую, чтобы принять решение, каким специалистом стать, студенту достаточно встретить преподавателя — фаната своей специальности. Непременно захочется попробовать себя в новой специализации, через это проходили многие известные врачи. К счастью, таких « зажигалок « в нашей системе высшего образования достаточно много.

Естественно, на этот выбор влияют СМИ, мнения старших товарищей, сокурсников и друзей. Понятно, что он идет по трем критериям: интересная работа, высокая оплата труда, работа в более спокойном ритме. Но профориентация внутри вуза должна быть другой. Во-первых, системной, чтобы студенты понимали, выбирая специальность, удастся ли им устроиться работать по выбранному профилю. К сожалению, эта взаимосвязь еще плохо налажена. Но ведь главной задачей во все времена медицинских вузов была подготовка специалистов для практического здравоохранения.

- Как вы оцениваете работу медицинских факультетов в академических университетах? Их количество не будет сокращаться?

- Дело в том, что система медицинского образования в России отличается от зарубежной. Не секрет, что за границей ведущему университету невозможно попасть в рейтинг лучших, если он не ведет подготовку по основным блокам, это приводит практически к полному отсутствию отраслевых вузов. Поэтому российские классические университеты стремятся иметь в своем составе медицинские факультеты, что поднимает их рейтинг. С другой стороны, в регионах, где отсутствует медицинский вуз, это становится настоящей палочкой-выручалочкой для региональных органов управления здравоохранением.

Мы поддерживаем, в принципе, любую систему, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов для отрасли, главное, чтобы подготовка кадров осуществлялась не столько для рейтинга вуза, сколько для обеспечения специалистами отрасли, а конкуренция в этом случае способствует повышению качества.

Между тем медицинские факультеты ежегодно заканчивают 2-3 тыс. человек, при этом медицинские вузы системы Минздрава России — порядка 23-25 тыс.

Впервые за последние несколько лет нам удалось достичь конструктивного взаимодействия с Минобрнауки России. Мы стали единомышленниками. В этой связи хочется высказать слова огромной благодарности министру Дмитрию Ливанову, его заместителю, курирующему медицинское образование в этом министерстве, Александру Климову, директору профильного департамента Александру Соболеву, всем сотрудникам, помогавшим наладить этот абсолютно взаимополезный и конструктивный диалог.

Говоря о подготовке на медицинских факультетах, стоит отметить, что традиционно в них сильнее поставлено преподавание фундаментальных дисциплин — физики, математики, биологии. В медицинских вузах более мощная подготовка на клинических кафедрах. Из медицинских факультетов хочу выделить те, которые расположенные в классических университетах в Петрозаводске, Калининграде, Белгороде, Чебоксарах. Они серьезно помогают региональному здравоохранению решать кадровые проблемы территорий.

- Эффективная кадровая политика в сфере здравоохранения — важный инструмент реформирования медицинской сферы. Но ее совершенствовать будет крайне сложно без повышения оплаты труда преподавателей...

- Повышение оплаты труда — вопрос крайне серьезный. Преподаватель медицины — это и врач, и педагог. Несмотря на это, его оплата труда не подлежит какой-то дифференциации в сравнении с другими преподавателями высшей школы. Да, майскими указами предусмотрено повышение заработной платы врачей и преподавателей до 200% средней по экономике, но пока еще нет отдельной категории «преподаватель клинической дисциплины». «Дорожные карты» образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, предусматривают достижения названных показателей. Сегодня наши медицинские вузы можно разделить на две большие группы: имеющие собственную клиническую базу и не имеющие ее. Хотя в этой части министерство придерживается мнения, что у каждого отраслевого вуза должна быть собственная клиника. В разрезе различных категорий сотрудников в вузах есть «линейка» достижений определенных показателей по заработной плате, взаимоувязанная с отраслевыми «дорожными картами» по образованию, здравоохранению, науке.

- И еще одна болевая точка — борьба с коррупцией. Существуют ли какие-то рецепты у штаба отрасли, чтобы снизить возможности злоупотреблений при поступлении, а также учебе в медицинских вузах?

- Министерство принимает решительные меры по борьбе с коррупцией. Могу ответственно заявить, что такие случаи — единичны, они не носят массового характера. Более того, в медицинском образовании злоупотреблений гораздо меньше, чем в других отраслях. Но мы понимаем, что заслон таким явлениям поставит только прозрачность и «прописанность» всех процедур, связанных как с поступлением в вуз, так и с последующим обучением. И мы намерены решительно избавляться от преподавателей, закрывающих глаза на то, что от знаний, навыков, умений врача зависит жизнь и здоровье людей...

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Нормативы труда российских врачей пересмотрят
В России будущих врачей обяжут отработать в поликлинике
Минздрав запустит проект дистанционного образования врачей
Симуляционный центр для подготовки медицинских кадров создается в Барнауле
Пристальное внимание — повышению квалификации преподавателей и внедрению новых образовательных технологий
Перспективы внедрения новых образовательных стандартов в российских вузах
Путин: проекты по здравоохранению снизят отставание практики от науки
С 2016 года вводится аккредитация всех медицинских работников
Сотрудникам медвузов разрешат вести практическую работу
Подписано соглашение о создании Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ