Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Рейтинг репутации университетов мира: комментарии

Журнал Times Higher Education 15 марта опубликовал репутационный рейтинг мировых университетов-2012 (World Reputation Rankings). Удивление вызвало отсутствие в списке Московского государственного университета. Предлагаем вниманию читателей сокращенный редакционный перевод данной публикации, а также комментарии итогов рейтинга международных и российских экспертов.

Просмотров: 4047

«Мягкая сила» академической репутации

«Репутация отражает и двигает успех университета – помогает привлечь сотрудников, студентов, инвестиции в бизнес, научно-исследовательских партнеров и пожертвования на высоко конкурентном мировом рынке».

Фил БЭТИ, редактор Times Higher Education Rankings.

Журнал Times Higher Education (THE) 15 марта опубликовал репутационный рейтинг мировых университетов2012 (World Reputation Rankings)1, который дополняет престижный World University Rankings. Рейтинг составляется на основе самого крупного мирового академического опроса репутации и, как пишет издание, «предоставляет уникальную возможность заглянуть в академические смещения престижа учебных учреждений».

Предлагаем вниманию читателей сокращенный редакционный перевод данной публикации, а также комментарии итогов рейтинга международных и российских экспертов.

«Битвы титанов»

Рейтинг в этом году явно свидетельствует о первенстве мировых «супер-брендов» – элитной группы университетов США и Великобритании, которые на голову выше остальных конкурентов. Группу возглавляют Гарвардский университет (1-я позиция), затем Массачусетский технологический институт (2), Кембриджский университет (3), Стэнфордский университет (4), Университет Калифорнии – Беркли (5) и Оксфордский университет (6).

Эта лучшая супергруппа шести университетов была выявлена еще в первом мировом репутационном рейтинге ТНЕ 2011 года. Единственное изменение в первой «шестерке» в том, что частное учреждение США – Стэнфорд обошло своего государственного конкурента – Беркли. Поднявшись в рейтинге только на одно место, Беркли возглавил длинный список престижных американских общественных университетов, которые в целом несколько утратили свои позиции в репутационном рейтинге из-за широко озвученной информации о сокращении государственного финансирования этих учреждений. Подобные сообщения, безусловно, повредили их мировому имиджу: например, Калифорнийский университет Сан-Диего (36) и Университет Дэвис (44) оба упали на шесть позиций.

Еще одна обращающая на себя внимание новость нынешнего рейтинга – за прошедший год увеличился разрыв между шестью лидерами и остальными вузами.

Итак, США доминируют в рейтинге: из 100 «топовых» вузов 44 – американские. Великобритания занимает вторую позицию с 10 вузами. Однако в целом количество университетов, представляющих Великобританию в списке 100 элитных университетов мира, в 2012 году сократилось. И если Оксфорд (6) и Кембридж (3) сохранили свои позиции в «шестёрке лучших», то в других крупных учебных заведениях Великобритании, включая Имперский колледж («вниз» с 11-й позиции до 13-й), Университетский колледж Лондона (вниз с 19-й на 21-ю), Эдинбургский университет (вниз с 45-й на 49-ю) и университет Бристоля (с 81-90-й на 91-100-ю), зафиксировано падение академического престижа. А Университет Шеффилда и Лондонская школа гигиены и тропической медицины в этом году совсем не попали в сотню престижных вузов мира.

Далее после лидерства США и Великобритании следуют Япония и Нидерланды (в «Топ-100» представлено по 5 университетов от каждой страны), Германия, Австралия и Франция (по 4 образовательных учреждения).

Однако все более заметным становится рост авторитета азиатских учреждений, особенно китайских. Восток явно теснит Запад, сигнализируя о новых глобальных образовательных тенденциях. Есть основания праздновать успех вузам Японии, которая показала серьезный подъем, а также ведущим университетам Австралии (Мельбурнский университет и др.), Сингапура (Национальный университет Сингапура и др.), Германии (во главе с Мюнхенским университетом) и Бразилии (во главе с Университетом Сан-Пауло), которые за год улучшили свои репутационные позиции.

А вот образовательные учреждения из Ирландии, России, Индии в рейтинг престижа в этом году не попали.

– Репутация – понятие субъективное и туманное, но она действительно имеет значение, – отмечает Фил Бэти, редактор Times Higher Education Rankings2. – Было проведено исследование, которое показало, что университетская репутация – приоритет «номер один» для преподавателей с мировым именем, ищущих рабочее место. Даже более важный, чем зарплата! Для студентов ценность бренда – этой «счастливой путевки» для успешной карьеры – также огромна. Крупным спонсорам, как выяснилось, тоже нравится давать свои деньги именно лучшим учреждениям.

И действительно, мы видим, что на очень высококонкурентном мировом рынке университеты с лучшими репутациями забирают все лучшее: лучших преподавателей, самых талантливых студентов, самых прибыльных партнеров для исследования и деловых договоров. Когда дело доходит до глобального престижа, победитель получает все. Это вполне справедливо, ведь над созданием своей репутации вуз трудился много лет, порой даже столетий.

Однако в сегодняшнем информационно-стремительном мире университеты не могут расслабляться и полагаться уже только на свою историю. Надо учесть, что в мире появляются новые силы, а признаки снижения эффективности любого, даже очень заслуженного университета на этом фоне становятся заметными почти сразу. И информация об этом распространяется по всему миру стремительно. Так что приобретенная за долгие годы репутация сегодня может быть очень уязвимой.

Также полученные в ходе академического опроса данные доказывают, что началось движение центров престижного университетского образования с Запада на Восток.

Страны БРИКС: «Р» упала, «И» пропала?

Страны, входящие в так называемую группу БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), в репутационном рейтинге 2012 года показали практически противоположные результаты. Если Бразилия и Китай улучшили свои позиции, то Индия и Россия, увы, свои позиции сдали. Это Индийский институт науки (Бангалор) (в «Топ-100» 2011 года входил в группу 91-100) и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, в 2011 году занявший 33 -ю позицию.

Вот как комментируют результаты Китая и Бразилии, успешной пары БРИКС, международные эксперты3.

– Азиатские вузы сегодня получают больше внимания в мировых СМИ, поэтому вполне объяснимы интерес к ним и желание ведущих преподавателей мира посетить эти учреждения, – считает директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже Филипп Алтбах.

Генеральный директор Russell Group Венди Пиэтт добавляет, что усиление позиций ряда стран в рейтинге связано также с большими государственными инвестициями в национальные системы высшего образования по сравнению с иными странами. На огромные государственные инвестиции в создание университетов мирового уровня, в частности, в Китае, обращает внимание и редактор Times Higher Education Rankings Фил Бэти:

– Поэтому, думаю, в ближайшее время мы сможем увидеть в таблицах рейтинга еще и другие университеты Китая, – резюмирует он.

– Бразильский Университет Сан-Паулу стал в репутационном рейтинге единственным южноамериканским представителем, – продолжает Фил Бэти. – И его позиция в группе 6170 намного выше, чем его же 178-е место в полном мировом университетском ранжировании. Однако для университета это хорошая новость, означающая растущее доверие международных ученых к ведущему университету Бразилии. И данный факт не останется незамеченным во всем мире, поскольку сопрягается с еще одной хорошей для Бразилии новостью – темп роста экономики страны сравнялся с темпом роста британской экономики.

Представители отечественного академического сообщества восприняли новость об утере Московским государственным университетом своей прошлогодней позиции в глобальном индексе академического престижа скорее как недоразумение.

– Репутация вуза – вещь достаточно консервативная, и ее трудно за год настолько сильно ухудшить, – прокомментировал новость российским СМИ4 ректор МГУ Виктор Садовничий. – Для математика очевидно, что это исключение из общей выборки носит внесистемный характер и, по всей видимости, вызвано нововведениями в определении рейтинга вузов в 2012 году. В то же время анализ результатов рейтингов позволяет увидеть наши слабые места, и мы намерены сконцентрировать наши усилия на их устранении.

– Многие российские вузы не входят в мировые рейтинги ведущих университетов потому, что дорого приглашать зарубежных профессоров, а это важный критерий, – добавляет ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина, отметив, что, по ее личному мнению, «вопрос рейтингов – это вопрос российской международной политики», замечает:

– Репутационный рейтинг THE отражает нарастающую отрицательную динамику участия России в глобальных образовательных процессах: к сожалению, при очень больших положительных сдвигах внутрироссийского развития вузов на международной арене мы сдаем свои позиции. О нашем укреплении будет свидетельствовать присутствие в рейтинге не одного, а группы российских вузов-лидеров, пусть вначале и не на первых местах. Считаю, что государство и общественные организации должны  вместе начать системную работу по созданию российского глобального рейтинга.

Алексей ЧАПЛЫГИН – руководитель исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов»

Прокомментировать результаты World Reputation Rankings – 2012 редакция «АО» попросила ведущего российского эксперта в области оценивания, руководителя исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов» Алексея Чаплыгина:

– Основная загадка нового репутационного рейтинга университетов THE – 2012 для российской аудитории состоит в странном исчезновении МГУ с 33 -го места в 2011 году за пределы «Топ-100» в 2012 году. Ни один университет из первых 50-ти репутационного рейтинга 2011 года «не пал так низко». Например, голландский Технологический университет Делфта и японский Университет Осаки опустились с 49-й и 50-й позиции соответственно в 2011 году в группу 51-60-ю в 2012 году. Поэтому такое исчезновение нашего университета из рейтинга представляется донельзя странным. Это можно расценить либо как ошибку исследователей (TR + Ipsos Media) в проведении академического опроса 2011 года, либо как преднамеренное завышение позиций МГУ в академическом опросе 2010 года. Ни подтвердить, ни опровергнуть эти гипотезы не представляется возможным. Разве что найти косвенное подтверждение второй гипотезе: в марте 2010 года издатель рейтинга Ф. Бэти и оценщик вузов от TR Дж. Адамс посетили МГУ, ознакомились с многими достижениями университета и затем в публичных выступлениях говорили о заметной недооценке международным сообществом МГУ и всего российского образования. Однако, получив в июне 2010 года отчеты МГУ и некоторых других российских вузов (рейтинг THE – 2010), похоже, были разочарованы культурой работы с данными. Впрочем, и данные Web of Science не слишком помогали преодолеть стереотипы в отношении российских вузов.

Академический опрос 2011 года также строился на оценке репутации университета в исследованиях и образовании с формированием общей оценки репутации. Можно поспорить с TR и Ipsos относительно правильности формулировок «активного вопроса» («action-based») «Which university would you send your most talented graduates to
for the best postgraduate supervision?», – относящегося по большей части к научной сфере деятельности университета. К тому же в российских университетах отсутствует уровень образования постдок.

Что еще могло способствовать провалу позиций МГУ?

Качество выборки. Имеются только примерные упоминания критериев отбора респондентов из хранилищ WoS. Не совсем понятен и выбор языков анкет: в 2011 говорилось о восьми языках, и они перечислялись, в 2012 году говорится о девяти языках, но они не называются (говорится лишь о языках ООН, но ведь официальных языков ООН не девять, а шесть).

О чем еще хотелось бы сказать… Второе издание репутационного рейтинга университетов активизирует дискуссию о брендах университетов. Появился даже термин – «глобальный супербренд», в основе которого лежат не только достижения вуза и сложившийся уровень доверия к нему, но в большей степени – уровень развития его коммуникаций. Надо признать, что коммуникации отечественных вузов, и МГУ в том числе, не слишком развиты. Особенно это относится именно к деятельности в области международных коммуникаций. Так что в этом контексте поле для вузовских администраций обширно и интересно. Важно не терять времени!

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ

  • Рейтинг World Reputation Rankings составлен на основе 31 тыс. ответов из 149 стран, каждый эксперт мог назвать до 15 учреждений.
  • В подготовке рейтинга принимали участие агентство Thomson Reuters (ТR) и социологическая служба Ipsos Media. Рейтинг составляется во второй раз.
  • В рейтинге 100 лучших мировых университетов в общей сложности представлено 19 стран/регионов.
  • Только 4 страны представлены в первой «двадцатке» – США, Великобритания, Япония и Канада.
  • Самый престижный университет вне Великобритании и США –Университет Токио, Япония (8-я позиция).
  • Ближний Восток в «Топ-100» представлен Израилем (2 университета) и Турцией (1 вуз).
  • Турция в этом году впервые попала в «репутационный рейтинг» с Ближневосточным техническим университетом (группа 91-100).
  • У Швейцарии, страны с населением 8 млн. человек, в «Топ-100» вошло 3 университета.

  1. http://bit.ly/thewur
  2. http://www.forbes.com/sites/jacquelynsmith/2012/03/14/the-worlds-most-reputable-universities/
  3. http://www.billtormey.ie/2012/03/16/the-world-reputation-rankings-2012/
  4. http://www.rg.ru/2012/03/15/vuzi-site.html
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: МГУ им. М.В. Ломоносова, рейтинги, nota bene, ао-54

Похожие материалы:
Британский рейтинг ведущих университетов мира
Рейтинг выше среднего
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов
Николай Осипов "Критерии оценки вузов пора менять"
Лучший вуз России
Опубликован национальный рейтинг российских вузов
УрФУ намерен войти в число ведущих мировых университетов
Михаил Федорук: Игры, в которые играют вузы
МГУ вновь оказался в рейтинге Times Higher Education

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В «Сколково» пройдет восьмой форум «Открытые инновации»
МОСКВА, 7 октября 2019 года. — С 21 по 23 октября в Технопарке «Сколково» состоится VIII...
III Уфимский международный салон образования
С 6 по 9 ноября в г. Уфа Республики Башкортостан на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» состоится III...
В «Сколково» обсудят будущее медицины
МОСКВА, 4 октября 2019 года. —Цифровизация здравоохранения и внедрение инноваций в области...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#105Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ