Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУВ мае 2019 года Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета отметит двадцатилетие. О вкладе вуза в развитие региона рассказывает директор филиала Т.П.Беликова. Просмотров: 171
Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018. В октябре 2018 года юбилей отмечает профессиональный организатор в сфере подготовки кадров, почетный профессор НИУ «БелГУ», известный общественный деятель Белгородской области, директор Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета Тамара БЕЛИКОВА. В мае следующего года – исполняется двадцать лет вузу. О вкладе образовательной организации в развитие региона читайте в интервью с руководителем.
– Тамара Павловна, Старооскольский филиал вступает в знаковый для себя период. Какие итоги можно подвести накануне юбилея? – Двадцать лет назад открытие филиала Белгородского государственного университета в Старом Осколе на базе педагогического колледжа стало стратегически верным решением губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. К тому времени в состав Старооскольского городского округа входил г. Старый Оскол и 19 сельских территорий, где проживали более 270 тыс. человек. Для снятия кадровых проблем стремительно развивающейся инфраструктуры этой части региона в 1999 году и был открыт филиал БелГУ. Это стало значимым результатом инновационной работы коллектива педагогического колледжа, которым тогда руководила я. Сегодня филиал – это многопрофильный учебно-научный и культурный центр округа, единственный на его территории вуз социально-гуманитарного профиля. Свою деятельность мы начинали с трех специальностей: «Педагогика и методика начального образования», «Русский язык и литература», «Иностранный язык». В настоящее время филиал реализует 15 образовательных программ высшего образования по УГС «Математика и механика», «Экономика и управление», «Образование и педагогика», «Прикладная геодезия», 4 программы среднего профессионального образования на базе 9-11-х классов. Получены лицензии по программам СПО «Земельно-имущественные отношения», «Право и организация социального обеспечения», «Документационное обеспечение управления», «Преподавание в начальных классах» и другим. Каждый год более 100 слушателей различных отраслей экономики северо-восточной части региона обучаются в филиале по 20 программам ДПО. Вуз обладает развитой научно-образовательной и социальной инфраструктурой для обучения молодежи, способной внести вклад в развитие региона и повышение качества жизни его жителей. За два десятилетия подготовлено более 7 тыс. специалистов. Около 80% выпускников ежегодно трудоустраиваются в Старооскольском округе и Белгородской области. Все эти годы филиал развивается в тесном взаимодействии с головным вузом, и успехи во многом обусловлены образовательной политикой руководства НИУ «БелГУ». На этапе становления при поддержке ректора университета О.Н. Полухина решены основные задачи материально-технического обеспечения образовательного процесса, расширен спектр специальностей, удовлетворяющий потребности Старооскольской и прилегающих к ней территорий, сформирован обладающий творческим потенциалом профессорско-преподавательский коллектив. Опыт становления и развития филиала был представлен и рекомендован к обобщению и распространению на заседании Совета ректоров Белгородской области в мае. Приведу конкретные примеры. По итогам 2017 года филиал выполнил целевые задачи по основным направлениям деятельности программы развития на 2013-2017 годы. Достигнуты показатели мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки РФ. Выполнены контрольные цифры приема на основе реализации новых стратегий по профессиональной навигации школьников. Проведенная работа привела к новому успеху. По итогам конкурса Минобрнауки РФ Старооскольскому филиалу присвоен статус федеральной инновационной площадки по формированию инновационной инфраструктуры образования. Без сомнения, задел на будущее хороший. Коллектив продолжает непрерывное движение по вектору, заданному государственной программой развития образования Белгородской области на 2014-2020 годы и ректоратом НИУ «БелГУ». – В каких еще программах, проектах участвует филиал? – В очень многих, и весьма активно. Например, филиал – единственный в северо-восточном регионе области задействован в долгосрочной госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 годы» по подготовке кадров соответствующего профиля. В рамках реализации еще одной – «Развитие культуры и искусства Белгородской области 2014-2020 годов» – проведена большая работа по развитию библиотечного и музейного дела. На базе ресурсов университета создана электронная полнотекстовая библиотека филиала, отвечающая всем требованиям ФГОС ВО. Сегодня у студентов филиала есть возможность работать с электронным каталогом образовательных ресурсов, который содержит более 29 тыс. описаний. С 2017 года создается электронный репозитарий выпускных квалификационных работ студентов. Участие в госпрограмме «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» и целевой программе «Развитие персонала и кадрового потенциала НИУ «БелГУ» на 2013-2017 годы» уже позволило создать современную среду для самосовершенствования и профессионального продвижения преподавателей филиала. Реализована рейтинговая оценка деятельности преподавателей, кафедр и факультетов. За последние три года 42 преподавателя и сотрудника стали победителями университетского конкурса профессионального мастерства, более 20 – отмечены благодарностями и грамотами ректора, 3 – награждены грамотами Минобрнауки РФ. Филиал – инициатор улучшения условий для широкого научно-технического творчества школьников в рамках реализации приоритетного проекта Минобрнауки РФ «Современная образовательная среда для школьников». Также ежегодно принимает участие в масштабном проекте издательства «Аккредитация в образовании» «Лучшие образовательные программы инновационной России». Программы по направлениям «Педагогическое образование», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» – неоднократные победители проекта. Участвует коллектив и в областных программах: например, «Зеленая столица». За последние три года в рамках ежегодной акции «Зеленая ветвь» на территории филиала и Старооскольского городского округа высажено более полусотни деревьев и кустарников.
В августе на базе филиала губернатор Белгородской области провел заседание Совета по обеспечению социально-политической стабильности и формированию солидарного общества Белгородчины, посвященное Году добровольца в России. Студенты СОФ НИУ «БелГУ» – активные участники волонтерского движения. Объединение добровольцев «Волонтер-31» насчитывает более 300 человек. – Обязательный фактор успешного развития современной образовательной организации – социальное партнерство. Как вуз реализует этот вид деятельности? – Филиал плодотворно сотрудничает с предприятиями и организациями региона, реализуя концепцию практико-ориентированного обучения профессиональных кадров. В образовательные программы всех направлений подготовки интегрирован курс по основам проектного управления, предполагающий разработку и защиту реального проекта в качестве выпускной квалификационной работы. Будучи участником областного проекта по созданию белгородской модели профобразования, филиал готовит конкурентоспособных специалистов в тесном взаимодействии с работодателями. Договорные отношения связывают вуз с Лебединским горно-обогатительным комбинатом, Оскольским электрометаллургическим комбинатом, администрацией Старооскольского округа, другими предприятиями и организациями. Приоритет во взаимоотношениях с работодателями отдается развитию целевого обучения студентов исходя из потребностей предприятий-партнеров в разработке интересующих их образовательных программ. Сегодня оформлены договорные отношения с более чем 45 предприятиями, являющимися базами практики для студентов филиала. На базе Старооскольского отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области открыта базовая кафедра основ безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний. В связи с новыми задачами по усилению практикоориентированности высшего образования в следующем учебном году планируется открытие еще двух кафедр: на педагогическом факультете и факультете экономики и управления.
– Доля педагогических специальностей в вузе составляет свыше 63%. Что предпринимает филиал для развития педагогического образования в области? – Прежде всего обеспечивает его качество, один из важнейших показателей которого сегодня – создание современной материально-технической базы образовательного процесса. За последние два года на 100% модернизирован аудиторный фонд педагогического факультета. Открыты 2 именные аудитории, 3 учебно-исследовательских лаборатории, студия компьютерного и 3-D моделирования, центр педагогического образования, медиазал, ресурсный центр. В целом 98% аудиторий филиала оснащены мультимедийным оборудованием, что даёт возможность всецело выполнять высокие требования ФГОС к обучению студентов в системе высшей школы. По направлению «Педагогическое образование» обучение ведётся по семи профилям. Это в полной мере обеспечивает доступность и качество подготовки учителей для муниципальных образовательных организаций и снимает все кадровые проблемы Старооскольского округа и близлежащих территорий Белгородской области. Вуз реализует модель непрерывного педагогического образования в рамках экспериментального образовательного комплекса «педагогический колледж – вуз». Успешно работает в муниципальных программах социального партнерства с управлением образования Старооскольского округа. Мы активно взаимодействуем с коллегами по созданию новой, практико-ориентированной обучающей профессиональной среды для молодого учителя, которому предстоит работать в цифровой школе. Педагогическую практику обеспечивают площадки, созданные в лучших школах города у признанных мастеров педагогической деятельности. Обучающиеся педагогического факультета – неоднократные победители международного фестиваля «Учитель русской словесности». С целью выявления наиболее талантливых студентов в филиале проводится конкурс «Зажги свою педагогическую звезду». Создано автоматизированное рабочее место выпускника, обеспечивающее в навигационном режиме трудоустройство в общеобразовательные организации города и последующее сопровождение вхождения в профессию. – А как вам удается соответствовать высоким требованиям к научной составляющей деятельности филиала? – В этом направлении мы тесно сотрудничаем с Белгородским государственным университетом. Научно-исследовательскую деятельность коллектив реализует по пяти направлениям, интегрированным в научные школы НИУ «БелГУ». Так, в 2017 году коллектив включился в новый проект головного вуза по его четвертому приоритетному научному направлению (ПН-4) «Человек, общество, наука: проблемы и перспективы развития». Если говорить о результатах, за последние четыре года коллектив стабильно выполняет показатель мониторинга эффективности деятельности вузов. За этот период выполнено 16 хоздоговорных и 30 инициативных исследований, внедренных в образовательный процесс и обеспечивающих повышение качества образования и научного потенциала ППС в филиале. По итогам проведенных исследований в 2017 году опубликовано 8 монографий и более 170 статей РИНЦ и ВАК. Одной из форм совместной работы с университетом является участие во всероссийских и международных научно-практических конференциях и их проведение на базе вуза. В филиале на протяжении двух лет реализуется научно-просветительский проект «Лица науки НИУ «БелГУ». В день университета ведущие ученые вуза встречаются с профессорско-преподавательским коллективом филиала и студентами, презентуют результаты научных исследований. Еще одной значимой точкой взаимодействия с НИУ «БелГУ» является студенческая наука. Совместно с управлением научно-исследовательской работы университета мы работаем по реализации программ всероссийского и областного фестивалей науки «НАУКА+», выставок НИР. Студенты филиала ежегодно участвуют и побеждают более чем в 150 конкурсах научных работ и проектов различных уровней. – Тамара Павловна, все эти годы вы успешно возглавляете Старооскольский филиал Белгородского государственного университета. А как проходило ваше профессиональное становление? – Мое становление как руководителя вуза потребовало десятилетий. Опыт работы директором школы и педагогического колледжа, начальником управления образованием города, в органах государственной власти научил мыслить по-государственному, определять перспективы деятельности и прогнозировать результат. Идти к цели помогает желание сформировать коллектив единомышленников, способный выполнять новые задачи. В условиях высокой конкуренции мы стали самодостаточными, самостоятельными и успешными. Хотя за годы работы коллектив удалось пополнить лучшими выпускниками, предстоит серьезная работа по освоению новых форматов образования, в том числе онлайн-обучения, освоение цифровых технологий, создание университета третьего возраста. Как известно, региональный вуз наряду с подготовкой специалистов решает другие важные задачи: формирует молодежную элиту, способствует созданию социального кластера как механизма инновационного развития региона. Филиал достойно выполняет миссию культурно-образовательного центра, создает образовательную среду с особым корпоративным духом, опережающим время. Перспективное развитие вуза направлено на решение задач нового образования в интересах Белгородской области. Беседовала Людмила СУЛЬДИНА. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|