Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

СПО: диагноз ставят аналитики

Более полувека ОЭСР занимается анализом аспектов экономической деятельности различных стран и предоставляет им рекомендации по выработке политики в той или иной области, чем помогает властям формировать стратегии развития. В 2010 году организацией был проведен обзор национальной инновационной системы и политики РФ.

Просмотров: 1732

Более полувека Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) занимается анализом аспектов экономической деятельности различных стран и предоставляет им рекомендации по выработке политики в той или иной области, чем помогает властям формировать стратегии развития. В 2010 году по специальному запросу Правительства России ОЭСР подготовлен Обзор национальной инновационной системы и инновационной политики Российской Федерации, который в июне 2011 года презентован общественности.

В основу обзора положены доклад Министерства образования и науки РФ и результаты исследовательских поездок представителей ОЭСР по российским регионам, в число которых вошли Москва, Санкт-Петербург, Томск и Республика Татарстан. Кроме того, использовались различные источники открытой информации и статистические данные.

Авторы обзора считают профессиональное образование важным стратегическим направлением инновационной политики. Анализируя эту сферу деятельности, они сосредоточивают внимание на высшей школе. Вместе с тем в обзоре есть отдельные характеристики, рекомендации и выводы, имеющие отношение к среднему звену. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с ними. Это интересно хотя бы потому, что выводы аналитиков ОЭСР не зависят от мнения российских чиновников, не всегда заинтересованных в объективной оценке ситуации. Да и в качестве анализа сомневаться не приходится: обзоры ОЭСР делаются регулярно для 15 стран.

Мы такие образованные!

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – одна из ведущих международных организаций, координирующих и разрабатывающих единую экономическую политику капиталистических стран. Она является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 году с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи послевоенному восстановлению Европы (так называемый план Маршалла).
ОЭСР объединяет 34 государства, большинство из них – члены ЕС. На долю этих государств приходится около 60 процентов мирового ВВП.
Наша страна в состав ОЭСР не входит, так как в этой организации считают, что России «необходимо пройти путь по приближению условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР». Однако активному сотрудничеству, которое началось в 1990 году, это не мешает. В 1994 году Россия и ОЭСР подписали Декларацию о сотрудничестве.
По материалам электронных СМИ.

Изучая обзор Организации экономического сотрудничества и развития, посвященный нашей инновационной системе, нельзя не прийти к выводу, что Россия – страна высокообразованных людей. Эксперты утверждают, что у нас доля выпускаемых дипломированных специалистов в области науки и техники является одной из самых высоких в мире – «много выше среднего значения по ОЭСР», а это отнюдь не слаборазвитые государства. Отмечаются и достижения взрослого работающего населения: 27 процентов российских граждан в возрасте от 25 до 64 лет получают высшее и последипломное образование. Более высокие показатели имеют только Норвегия, США и Нидерланды.

И еще одно обстоятельство привлекает внимание аналитиков ОЭСР: в течение предшествующих пятнадцати лет, несмотря на демографический спад, число высших учебных заведений и студентов в нашей стране росло, и сейчас Россия имеет очень высокие показатели поступающих в вузы. Названы в обзоре и причины этого явления. Во-первых, наряду с государственными, в стране появились частные вузы. Но при этом число мест, финансируемых из бюджета, по сравнению с 70-ми годами прошлого века, практически не изменилось, так как отряд выпускников вузов вырос за счет студентов, оплачивающих свое обучение. Во-вторых, увеличилось число студентов заочных отделений. В-третьих, начало распространяться дистанционное образование. Кроме того, многие вузы, подключившись к Болонскому процессу, открыли, помимо традиционной, подготовку бакалавров, чем тоже увеличили число выпускников с дипломами о высшем образовании.

Систему образования в целом эксперты считают сильной стороной России. Они причисляют ее к «полезному наследию, которое может стать фундаментом для дальнейшего развития и которое включает относительно высокий образовательный уровень и сильные позиции в некоторых областях науки и технологий».

Вместе с радостью – неприятности

Казалось бы, надо радоваться. Однако очень высокие показатели поступающих в вузы привели экспертов «к некоторой озабоченности относительно качества образования в системе, которая была разработана для гораздо меньшей численности обучающихся». Они отметили, что в советское время количество специалистов, получивших образование уровня 5А по международной стандартной классификации, строго контролировалось властями. В 1990 году на каждые 100 студентов-первокурсников средних специальных учебных заведений приходилось 63 студента-первокурсника вузов. И такое соотношение оставалось неизменным, начиная с 1970 года.

Но вот началась перестройка, которая все изменила. Привлекательность колледжей и техникумов в глазах молодежи упала, и экономика России, особенно связанная с наукоемкими производствами, осталась без значительного количества рабочих и квалифицированных кадров среднего звена.

В обзоре подчеркивается, что в настоящее время в странах ОЭСР профессионально-техническое обучение является одним из приоритетов экономической политики, так как выполняет важную экономическую функцию, обеспечивая производство квалифицированными работниками. Но в прошлом и там ему не уделялось должного внимания на политической сцене. В результате такого отношения появились «признаки возникающего перенапряжения в системах ПТО, включая нехватку мест для обучения на рабочем месте и профессиональных инструкторов и преподавателей».

По сути, то же самое произошло в России. Только у нас все гораздо сложнее, поскольку наблюдается еще и отток студентов из системы СПО. Эксперты не обошли вниманием этот острый вопрос. Они считают, что отчасти падение привлекательности ссузов обусловлено явлением «инфляции квалификаций», наблюдающимся также во многих странах ОЭСР. Молодые люди идут в вузы ввиду относительного престижа этих учебных заведений. А данный факт, по мнению экспертов, свидетельствует о недостаточном финансировании среднего профессионального образования и о частичной деиндустриализации экономики страны (см. рис.1). Однако, как следует из обзора, самой существенной причиной потери контингента можно считать только одно – государственную политику. «Россия унаследовала от Советского Союза сравнительно сильную систему профессионально технического образования, – отмечают аналитики, – но в течение последних двадцати лет ею несколько пренебрегали, и теперь она находится в состоянии серьезной деградации».

Сделать профессиональное и профессионально-техническое образование более привлекательным для молодежи и более приспособленным к потребностям инновационной экономики – вот задача, которая стоит перед российской властью. Тем не менее, по мнению экспертов, решить ее невозможно, даже при условии, что рабочие места будут лучше оплачиваться. Они утверждают, что путь к достижению результата лежит «через успех общей стратегии экономического развития». Другими словами, России предлагается сделать ставку на возрождение экономики. Получается, что, на взгляд со стороны, это будет самым лучшим средством для развития СПО.

Некоторые ответы на актуальные вопросы

При столь глобальном выводе конкретные рекомендации оказались удивительно краткими по объему. Эксперты отметили, что проблемы, стоящие перед российскими колледжами, подобны проблемам во многих странах, поэтому имеющийся опыт следует обсуждать и передавать друг другу. Это взаимовыгодно. Лицам, принимающим решения, предложено:

  • поощрять университеты и колледжи к обновлению учебных планов, а бизнес к участию в обсуждении этих документов, чтобы лучше удовлетворять спрос рыночной экономики на определенные навыки и квалификации, особенно имеющие отношение «к управлению инновациями и воспитанию предпринимательского духа у выпускников»;
  • искать пути повышения статуса профессионального обучения и улучшения учебной базы профессионально-технических колледжей.

Кроме вышесказанного, в обзоре дается несколько рекомендаций для самой системы СПО.

  1. Программы профессионально-технического обучения должны включать элемент обучения на рабочем месте.
  2. В рамках отдельных программ профессионально-технического обучения важен правильный баланс между широкой и узкой квалификациями. Выпускники учреждений ПТО нуждаются как в профессиональных навыках, которые позволят им занять квалифицированные рабочие места без длительной дополнительной подготовки, так и в общих стандартных навыках, которые они пронесут через всю жизнь.
  3. Важное значение имеют взаимообмен и сотрудничество профессионально-технического обучения и промышленности. Инструкторы ПТО для обновления своих знаний должны часть времени проводить на производстве, а представители предприятий для повышения педагогического мастерства – бывать в учебных заведениях.
  4. Для выработки политики профессионально-технического обучения необходимо взаимодействие с работодателями и профсоюзами. Их присутствие гарантирует, что содержание обучения будет актуально для рынка труда.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Если судить по обзору, России надо менять политику по отношению к среднему профессиональному образованию и стремиться к успеху общей стратегии экономического развития. А если обратиться к реальности, то очень трудно понять, в чем же состоит политика. В одних регионах часть учреждений СПО присоединяют к вузам, чем создают хорошую базу для увеличения числа студентов в высшем звене, в других – объединяют с НПО, в третьих – стремятся создать территориально-отраслевую структуру образования (кластеры). В общем, процесс идет.

Неясно только, чего в итоге хочет государство? Какой результат надеется получить, не определив модель образовательной системы, к которой надо стремиться, и место в ней среднего профессионального образования?

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инновации, оэср, СПО, компетентно, ао-48

Похожие материалы:
Проектная деятельность как проявление созидательной активности
Инвестиции в инновации: «Старт» дан!
Рекомендации ОЭСР по развитию инновационной системы
Инновационный шанс Южного федерального округа
Опыт создания и развития ресурсных центров профобразования
Перемены в системе образования понятны не всем работодателям
Волгоградский химико-фармацевтический кластер
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае
Ресурсные центры как элемент развития Омской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#99Новости рубрики «Новая школа России»
#95Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#100Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры