Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Владимирский сегмент наноиндустрии

Во Владимирской области побывала делегация государственной корпорации «Роснанотех», представители которой, рассмотрев состояние и перспективы развития нанотехнологий и наноиндустрии в регионеРассказывает директор Департамента по образованию Владимирской области Михаил КОРЕШКОВ.

Просмотров: 1492
Михаил КОРЕШКОВ, директор Департамента по образованию Владимирской области

В марте во Владимирской области побывала делегация государственной корпорации «Роснанотех», представители которой, рассмотрев состояние и перспективы развития нанотехнологий и наноиндустрии в регионе, поинтересовались научной и образовательной деятельностью в наносфере.

С вопросами о том, чем привлек регион такое пристальное внимание одной из самых перспективных ныне госкорпораций, мы обратились к директору Департамента по образованию Владимирской области Михаилу КОРЕШКОВУ.

– Михаил Викторович, на одной из встреч губернатора Владимирской области Николая Виноградова с Президентом РФ Дмитрием Медведевым был поднят вопрос о создании в регионе федерального университета, консолидирующего научный и экономический потенциалы всех ныне существующих во Владимирской области учреждений ВПО, СПО и НПО. Что даст такая консолидация?

– Как известно, в стране формируется сеть федеральных и национальных исследовательских университетов, и создание таких системообразующих образовательных центров предполагается в каждом федеральном округе. Президенту РФ Дмитрию Медведеву было предложено рассмотреть возможность организации во Владимирской области университета федерального уровня. Базой для него может стать ведущий инновационный вуз региона – Владимирский государственный университет.

Сейчас ВлГУ, без преувеличения, решает задачи социальноэкономического развития региона. Он не только интегрирует всю систему профессионального образования в области, но и координирует деятельность высокотехнологичного кластера. Служат этой цели ресурсные центры, созданные на базе университета и объединяющие образование, науку и современное производство.

Воплощение этого предложения имеет значение для развития Центрального федерального округа и страны в целом – в аспекте сохранения и усиления кадрового, промышленного и технологического потенциала, будущего роста высокотехнологичного сектора экономики России, включая оборонно-промышленный комплекс, а также социально-значимых направлений. Деятельность университета в качестве интегрированного инновационного научно-образовательного комплекса могла бы быть приложена к приоритетным направлениям развития федерально-регионального сектора высоких технологий.

Благодаря вузу такого высокого уровня мы смогли бы решать задачи социально-экономического развития региона, сохраняя и усиливая кадровый, промышленный и технологический потенциалы с учетом будущего роста высокотехнологичных секторов экономики страны. Федеральный университет являлся бы центром трансфера образовательных, научно-технических и социальных технологий в производство.

– Понятно, что основная «нагрузка» при создании такого центра ляжет на базовый университет – ВлГУ. Какие конкретные выгоды область может получить в связи с присвоением вузу нового статуса?

– Во-первых, мы предполагаем, что таким образом во Владимирской области будет организована и скоординирована работа по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития региона квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями. Мы сможем доводить результаты интеллектуальной деятельности до практического применения через малые предприятия в технопарковых территориально-распределенных зонах университета.

Во-вторых, университет будет способствовать созданию организационных и нормативно-правовых условий для применения программно-целевых подходов к социально-экономическому развитию региона; формированию представления о наших кадровых потребностях, в том числе, на перспективу; внедрению системы планирования и обеспечения ресурсами расходов на подготовку и переподготовку кадров, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

В-третьих, в территориально-распределенной комплексной интегрированной структуре, созданной на базе ВлГУ, будут выстроены автоматизированная система управления и система научного и образовательного менеджмента. Новые организационные решения ориентированы в значительной мере на развитие сетевых форм взаимодействия с учреждениями профессионального образования и научными организациями как на территории размещения ВлГУ и его филиалов, так и за ее пределами.

– На какой стадии находится воплощение этого проекта?

– В настоящее время реализуется одна из возможных траекторий создания во Владимирской области университета федерального уровня, а именно – национального исследовательского университета по направлению прикладных проблем точного машиностроения и ресурсосбережения в высокотехнологичных секторах промышленности.

В апреле 2010 года состоялось заседание конкурсной комиссии, которая по итогам рассмотрения результатов независимой экспертизы программ развития 128 университетов-участников конкурса, определила 32 финалистов, в число которых вошел и ВлГУ. К сожалению, по объективным причинам, среди победителей он не оказался. Будем надеяться на то, что победа впереди.

– Региональная технопарковая зона при университете уже сформирована. Как отразится ее работа на экономике Владимирской области?

– В первую очередь она способствует активному внедрению в производство новых разработок владимирских ученых. Модель, в соответствии с которой создана технопарковая зона, включает в себя образовательную инфраструктуру по реализации высокотехнологичных инновационных проектов и осуществляет сетевое взаимодействие участников с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Во Владимирской области выстроена развитая инфраструктура инновационного сектора экономики, для которого вуз ведет подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров, а также осуществляет научно-техническое обеспечение высокотехнологичных проектов. Технопарк университета ассоциируется с высокотехнологичным рынком продукции и услуг всей научно-производственной сферы региона, неотъемлемой частью которой является инфраструктура вуза. А она без вузовского «интерфейса», аккумулирующего ее достижения, вряд ли самостоятельно может рассчитывать на быстрое вхождение в мировое экономическое пространство.

Направления деятельности предприятий технопарковой зоны в основном связаны с решением прикладных проблем точного машиностроения и ресурсосбережения. Формирующийся сектор «новой экономики» характеризуется почти десятикратной разницей в производительности труда по сравнению с традиционным сектором промышленного производства. В этой связи востребована успешная коммерциализация результатов интеллектуального труда.

– Почему владимирские вузы предпочитают создавать малые инновационные предприятия в своей технопарковой зоне?

– Создание пояса малых предприятий высокотехнологичного сектора в технопарковой зоне вузов является инструментом сотрудничества с бизнес-сообществом в формировании регионального сегмента национальной инновационной системы.

Например, в настоящее время в составе технопарка Ковровской государственной технологическая академии им. В.А. Дегтярева работают ЗАО «Научно-производственное объединение «Измерительные системы» и ООО «Лазерно-плазменные технологии». Идет работа по созданию на базе академии четырех малых предприятий для реализации инновационных проектов, победивших в конкурсе на получение возможности финансирования от фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Опять же, в ВлГУ тоже считают, что малые предприятия должны дислоцироваться в технопарковой зоне университета, образовывать его высокотехнологичный инновационный пояс и тесно взаимодействовать с системообразующими в отрасли крупными профильными предприятиями области. Через эти предприятия можно выходить со своей продукцией на федеральный и мировой уровни.

В университете реализуются системные проекты по профилю деятельности ведущих российских и региональных предприятий – по функциональным и конструкционным наноматериалам (в том числе, созданным с использованием углеродных нанотрубок, синтез которых налажен в университете), по мембранным технологиям (включая био-нанотехнологии, нанобезопасность и экологическую безопасность), и по обработке материалов и ответственных деталей в машиностроении с созданием наноструктурированной поверхности с использованием лазерных и PVD-технологий.

– Вероятно, возможность реализовать эти проекты во многом связана с тем, что в 2009 году ВлГУ начал обучение по новой образовательной программе – «Нанотехнологии». Имеется у экономики Владимирской области серьезный заказ на специалистов этого профиля?

– На специальность «Нанотехнологии» в 2009 году впервые были зачислены 20 студентов. Также модули по нанотехнологиям включены в учебные планы практически по всем техническим направлениям подготовки кадров, введены соответствующие специализации и другие направления подготовки специалистов.

Благодаря реализации инновационной образовательной программы университет получил 528 млн рублей бюджетного финансирования и 206,1 млн рублей внебюджетных средств. На эти деньги он ощутимо укрепил материально-техническую базу, которая вызвала значительный интерес для высокотехнологичных секторов промышленности Владимирской области. Бизнес-сообщество получило возможность доступа к уникальному оборудованию, а стоимость каждого комплекса исчисляется десятками миллионов рублей, через участие в работе ресурсных центров, центров коллективного использования и других структур вуза, что в свою очередь позволяет увеличить конкурентоспособность производимой продукции.

В настоящее время в регионе более 20 организаций осуществляют и активно развивают свою деятельность в сфере нанотехнологий. Это обстоятельство учтено в формируемой региональной целевой программе по поддержке научно-технической и инновационной деятельности во Владимирской области на 2010-2012 годы, в которой нанотехнологиям отводится решающая роль.

В 2009 году в регионе введены в строй 13 новых производств инновационного типа с общим числом работающих свыше 2 тыс. человек и объемом продукции до 14 млрд рублей. Это свидетельствует о возрастающей потребности нашей экономики в высококвалифицированных специалистах.

– В сентябре 2008 года при губернаторе Владимирской области был создан совет по развитию нанотехнологий. Чем была продиктована необходимость его создания? Какая роль отведена в работе совета учреждениям профессионального образования?

– В первую очередь, совет создан для эффективного использования научно-технического и инновационного потенциалов Владимирской области в сфере нанотехнологий. Это постоянно действующий общественный совещательный орган, который обеспечивает взаимодействие представителей предпринимательского сообщества и научной общественности. Они вместе вырабатывают предложения по реализации государственной политики в сфере нанотехнологий и по продвижению на рынок нанопродукции для реализации интеллектуального, научно-технического и инновационного потенциалов Владимирской области.

В состав совета вошли представители Российской академии наук, структурных подразделений администрации области, реализующих государственную научно-техническую политику, инновационных производств, исследовательских институтов, а также вузов Ковровской государственной технологической академии им. В.А. Дегтярева и Владимирского государственного университета.

В начале марта 2010 года состоялось расширенное заседание совета по развитию нанотехнологий с участием делегации госкорпорации «Роснанотех», представителей органов исполнительной и законодательной власти, деловых кругов, научной общественности Владимирской области и иностранных гостей. Совет рассмотрел состояние и перспективы развития нанотехнологий и наноиндустрии в области, направления сотрудничества между Роснанотех и администрацией области.

Делегации госкорпорации во главе с ее генеральным директором Анатолием Чубайсом были представлены 15 проектов. В их числе проект ЗАО «Научно-технический центр «Владипор»(г.Владимир) под названием «Русские мембраны», предполагающий создание современного высокотехнологичного и высокопроизводительного промышленного производства наноструктурированных пористых полимерных материалов (мембран) и фильтрующих моделей на их основе. Также гости оценили и проект ЗАО «Компания «СТЭС-Владимир» по промышленному производству теплоизоляционной продукции на основе пеностекла марки «НЕОПОРМ». В рамках представления проектов делегация «Роснанотех» рассмотрела информацию о научной и образовательной деятельности ВлГУ в сфере нанотехнологий.

В целом, гости остались довольны перспективами развития нанотехнологий и наноиндустрии во Владимирской области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, ВПО, региональный обзор, владимирская область, михаил корешков, департамент образования, компетентно, ао-38

Похожие материалы:
Филиал Столичной финансово-гуманитарной академии во Владимире
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе
Непрерывность образования - залог его качества
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
Совет директоров ссузов Владимирской области
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Республика Дагестан - реиональный обзор
Кадровый потенциал Ярославской области
Научный потенциал Челябинской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#100Кизлярский профессионально-педагогический колледж отметил двадцатипятилетие
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#100Чурапчинский институт физкультуры и спорта готовит чемпионов
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
#109СВФУ им. М.К. Аммосова активно реализует онлайн-проекты в области русистики
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани