Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Совет директоров ссузов Владимирской области

В системе СПО Владимирской области идут структурные преобразования: создаются многоуровневые образовательные и автономные некоммерческие учреждения, ресурсные центры и т.д. Координирует работу учебных заведений среднего звена совет директоров.

Просмотров: 2886

Координируем, организуем, участвуем…

Результат налицо

Н.Н. Виноградов, директор Авиамеханического колледжа, председатель совета директоров средних профессиональных учебных заведений Владимирской области

Л.А. Червяков, председатель правления ассоциации СПО Владимирской области

Заглянем в архив

Система профессионального образования Владимирской области уходит своими корнями в конец XIX столетия – период, когда во Владимирской губернии наряду с традиционными текстильными появились металло-и деревообрабатывающие предприятия, строились стекольные заводы. Их владельцы понимали, что без специальных учебных заведений, готовящих грамотных и профессионально подготовленных специалистов и мастеров, способных организовать производство, невозможно успешно вести дело, выпускать конкуретноспособную продукцию и получать хорошую прибыль.

В 1874 году в губернии было открыто Ковровское техническое училище. В 1885-м во Владимире начало работать Мальцовское ремесленно-техническое училище с пятилетним сроком обучения, где готовили мастеров по металло- и деревообработке. Построили его на средства широко известного в России крупного фабриканта и дипломата, некоронованного короля русского хрусталя И.С. Мальцова. По заявлениям компетентных современников, по оснащенности оборудованием училище могло поспорить с лучшими аналогичными учебными заведениями в Европе. Принимали в него детей из малообеспеченных семей.

Далее в 1898 году открылось техническое училище в г. Вязники, в 1909 году – медицинское училище во Владимире.

СПО нашего времени

В настоящее время подготовку кадров ведут 35 средних специальных учебных заведений (15 – федерального подчинения, 15 – областного, 3 входят в состав высших учебных заведений, 2 – негосударственные). В них обучается около 22 тысяч студентов, или почти каждый семидесятый житель области. Несмотря на сложные экономические и организационные условия, колледжи и техникумы продолжают творчески работать, осуществляя подготовку кадров по 65-ти специальностям очной формы обучения. В 2008-2009 учебном году по численности студентов Владимирская область занимала 3 место в Центральном Федеральном округе после Москвы и Московской области, а в расчете на 10 тыс. населения – пятое место.

В системе СПО области идут структурные преобразования: создаются многоуровневые образовательные и автономные некоммерческие учреждения, ресурсные центры и т.д. Так, Гороховецкий промышленно-гуманитарный колледж стал автономным образовательным учреждением, техникум экономики и права – негосударственным учебным заведением.

Координирует работу учебных заведений среднего звена совет директоров, созданный более сорока лет назад. Первым председателем совета был директор базового Владимирского авиамеханического техникума А.Д. Абясов, затем его сменил директор строительного техникума Г.В. Долинин. С 1988 по 2009 год организацией руководил директор Владимирского авиамеханического колледжа Л.А. Червяков.

За годы существования совет директоров накопил большой опыт управления системой СПО, приобрел авторитет у руководителей и преподавателей техникумов и колледжей, администрации области.

В настоящее время председатель совета входит в состав коллегии Департамента образования Владимирской области, в комиссию по аттестации педагогических и руководящих работников учебных заведений, включается в комиссии администрации и регионального Законодательного собрания по подготовке различных мероприятий и законодательных актов. Когда в администрации области рассматриваются вопросы по обеспечению предприятий кадрами, члены совета привлекаются к разработке проектов решений.

Для более эффективной работы совета в 1996 году создана ассоциация учебных заведений СПО. В нее входит большая часть учебных заведений среднего звена. Она призвана содействовать развитию среднего профессионального образования в регионе.

Что для совета главное?

Главное в деятельности совета директоров – совершенствование системы подготовки востребованных специалистов среднего звена, координация работы учебных заведений. На наших заседаниях рассматривается широкий круг актуальных проблем. Например, в прошлом учебном году на обсуждение выносились вопросы о комплексном учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в колледжах и техникумах, об участии учебных заведений в реализации национального проекта «Образование», о работе с педагогическими кадрами, о формировании и реализации отраслевого заказа.

Большую пользу принесло заседание, проведенное совместно с советом ректоров вузов 18 февраля 2010 года, на базе Владимирского государственного университета. В ходе этого мероприятия решались вопросы, связанные с реформой образования, взаимодействием учреждений СПО и университета, подготовкой специалистов по краткосрочным программам. Кроме того, руководители колледжей и техникумов с интересом ознакомились с деятельностью инновационных научно-образовательных центров вуза.

Одним из важных направлений в деятельности совета директоров является учебно-методическая работа. В системе СПО действуют 10 областных методических объединений преподавателей. Они рассматривают вопросы создания учебнометодических комплексов, проблемы внедрения федеральных государственных стандартов, распространяют опыт использования новых педагогических технологий, намечают планы проведения областных олимпиад, семинаров и конкурсов и др.

В январе 2010 года совет директоров организовал на базе Владимирского политехнического колледжа семинар методистов по теме «Организация методической работы в условиях модернизации российского образования», который посвящался вопросам модульно-компетентносного подхода к обучению в рамках перехода на стандарты третьего поколения. Участники этого мероприятия поделились опытом внедрения системы менеджмента качества, формирования ключевых компетенций через интеграцию современных педагогических и информационных технологий.

В феврале на базе Вязниковского механико-технологического техникума состоялся областной семинар для преподавателей математики и физики. В его программу входили открытый урок (он прошел на высоком методическом уровне), знакомство с методикой проведения виртуальных лабораторных работ по физике, обсуждение практической направленности преподаваемых дисциплин.

А на мартовском семинаре для председателей цикловых комиссий был представлен опыт работы Муромского техникума радиоэлектронного приборостроения по формированию профессиональных компетенций техников, осваивающих специальность «Технология машиностроения» в рамках нового образовательного стандарта. Слушатели, в том числе и присутствующие в аудитории работодатели из технических служб заводов, дали высокую оценку подготовке студентов, обучающихся в техникуме.

Подобных примеров можно привести немало.

Совет директоров раз в два года организует смотр-конкурс методических разработок, направленный на совершенствование научно-методической работы учебных заведений, обновление и пополнение имеющегося материала, повышение профессионального мастерства и творческого потенциала преподавательского состава. В жюри входят преподаватели владимирских государственных университетов, Института повышения квалификации работников образования, специалисты департамента образования. Лучшие методические разработки включаются в сборник и используются в практической работе.

Кроме этого, в текущем учебном году был проведен смотрконкурс электронных образовательных систем. Он содействовал формированию в учебных заведениях инновационной образовательной среды, стимулировал внедрение в образовательную и воспитательную деятельность новых информационных технологий.

Областные смотры-конкурсы помогают поднять уровень работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса путем использования опыта лучших.

В прошлом году по инициативе совета директоров в области было проведено 9 областных олимпиад и столько же запланировано на нынешний.

Олимпиады имеют большое значение для повышения качества образования и развития творческих способностей личности. В них приняли участие более 200 студентов.

Большой вклад в организацию олимпиад и их методическое обеспечение внес Владимирский авиамеханический колледж. На его базе проводились Всероссийская и четыре областные олимпиады. Уровень Всероссийской охарактеризован как высокий.

В течение ряда лет Владимирский авиамеханический, политехнический, химико-механический, торгово-экономический Гусевской стекольный колледжи и Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения являются постоянными участниками выставок на ВВЦ.

Всех достижений учебных заведений не перечислить.

Администрация области стремится поддержать одаренных молодых людей – учащихся школ, учреждений НПО и СПО, студентов вузов, учредив для них персональные стипендии «Надежда Земли Владимирской». Кандидаты на стипендию от колледжей и техникумов утверждаются советом директоров.

В 2010 году торжественная церемония награждения молодых талантов состоялась 6 апреля. На этот раз губернатор области Н.Н. Виноградов вручил стипендии и свидетельства 14 студентам, а также поблагодарил четырех преподавателей за большую и плодотворную работу по воспитанию одаренных детей и молодежи.

Воспитательная работа – тоже сфера деятельности совета директоров. В нее входят конкурсы по многим направлениям, соревнования по различным видам спорта, которые организуются совместно с Областным комитетом по физкультуре, спорту и туризму.

В учебных заведениях разработана система целевых программ, созданы клубы по интересам, проводятся встречи и беседы с врачами, психологические тренинги, дни здоровья и другие мероприятия.

Активно работает методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе под руководством М.А. Черновой (Владимирский торгово-экономический колледж). На его заседаниях регулярно рассматриваются актуальные вопросы. Примером может служить областной семинар «Воспитание духовно-нравственных и семейных ценностей», проведенный на базе Гусевского стекольного колледжа. Он получил высокую оценку всех участников.

Не умолчим о проблемах

В заключение остановимся на имеющихся проблемах. Они общие для большинства учебных заведений СПО.

  1. Прежде всего, проблемой является мониторинг потребности в кадрах со средним профессиональным образованием: кого и в каком количестве надо готовить в ближайшие годы и на перспективу? В условиях неустойчивой кризисной экономики ответить на оба вопроса нелегко. В этом мы убедились, когда вместе с областным управлением по труду формировали отраслевой заказ на подготовку кадров.
  2. В последние годы много сказано о перепроизводстве юристов и уже приняты организационные решения: в частности, из контрольных цифр приема исключена специальность «Правоведение», а разработка ее нового стандарта не запланирована. Это значит, что подготовка по данной специальности будет закрыта. Но на юристов с дипломом СПО в нашей области есть спрос – в правоохранительных, государственных и муниципальных органах, судебной системе, службе судебных приставов. У учебных заведений имеются договоры на подготовку кадров с Департаментом административных органов и общественной безопасности Администрации Владимирской области и Управлением внутренних дел. Абсолютное большинство выпускников трудоустраивается. Есть спрос на подготовку юристов и у населения. В течение последних пяти лет при приеме в колледжи наблюдается большой конкурс (от 3-х до 5-ти человек на место). Возникает вопрос, кому и зачем надо ломать сложившуюся систему подготовки юридических кадров среднего звена?
  3. Считаем, что ведущие колледжи, после соответствующей аккредитации, надо наделить правом готовить бакалавров практико-ориентированной направленности по техническим специальностям для работы на производстве в качестве энергетиков, механиков, технологов и др.
  4. Пришло время разработать новый квалификационный справочник должностей для рабочих и специалистов начального и среднего звена с учетом европейской системы квалификации, иметь модель специалиста, адаптированного к современному производству, его структуре.
  5. Качество подготовки зависит от ряда факторов, в том числе от материально-технической базы, кадрового и научно-методического обеспечения. В настоящее время оборудование большинства учебных заведений устарело, базовых предприятий, которые помогали им в техническом оснащении, нет. Обеспечить качество подготовки специалистов, ориентированных на завтрашнюю технологию, способных открыть ворота в мировую экономику, в таких условиях очень трудно. На наш взгляд, органы власти всех уровней должны сделать все возможное, чтобы улучшить взаимодействие предприятий и учебных заведений СПО и НПО. Пора предоставить налоговые льготы работодателям, делающим инвестиции в развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений. Предлагаем также рассмотреть вопрос об использовании мастерских, которые имеют учреждения СПО и НПО для выпуска учебного оборудования, создать для этого необходимую управляющую структуру.
  6. Важнейший вопрос – трудоустройство выпускников. В России больше не практикуется их распределение по предприятиям, и неуправляемый рынок делает свое дело. У многих молодых людей появилась ориентация не на созидательный труд, а на сферу купли-продажи и быстрое материальное обогащение. Этому способствует ряд обстоятельств, в том числе низкая цена производительного труда.
  7. Считаем недопустимым разрыв в размере стипендии студента вуза и ссуза, так как удельный вес молодежи из малообеспеченных семей, обучающейся в техникумах и колледжах, значительно выше, чем в вузах.

Выводы напрашиваются сами. Во-первых, необходимо сделать все, чтобы обеспечить формирование системы эффективной занятости выпускников, лучше анализировать рынок труда, подсчитать, сколько стоит неустроенный выпускник и подумать, что от него можно ждать в будущем. Во-вторых, в условиях сложной демографической ситуации и увеличившегося спроса населения на получение высшего образования нужно разработать меры по преимущественному развитию начального и среднего профессионального образования.

Перед системой СПО области стоят сложные задачи. Они требуют, чтобы совет директоров, коллективы учебных заведений и работодатели совместно искали способы их решения и при этом проявляли инициативу и настойчивость в достижении поставленных целей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: региональный обзор, СПО, владимирская область, союз директоров ссузов, личный опыт, ао-38

Похожие материалы:
Владимирская область. Региональный обзор
Конференции и конкурсы – значимые и полезные
Совет директоров как инструмент развития системы СПО
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа
База трудоустройства – инновации и хороший менеджмент
Система СПО Удмуртской Республики
Владимирский сегмент наноиндустрии
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Совет директоров ссузов Красноярского края
Реалии и перспективы среднего профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#100Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#101Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#100Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве