Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Бизнес и образование – вместе к общей цели

Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка людей.

Просмотров: 1952

Модернизация профессионального образования – процесс всеобщий. Однако в каждом регионе России он проходит по своему. Так, проблема кадрового голода, связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех субъектах федерации нашей страны. Что предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту, какова в этом роль приоритетного национального проекта «Образование», что нужно сделать, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования? Об этом и некоторых других проблемах рассуждает в своем интервью Рустям ЯМБАЕВ, сопредседатель совета директоров учреждений НПО и СПО, председатель общественного совета по образованию Ульяновской области, директор Ульяновского строительного колледжа.

– Проблема «кадрового голода», связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех регионах России. Что, предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту?

– В течение последнего десятилетия демографическая ситуация в максимальной степени затронула именно общеобразовательную школу, сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим станет ощутимой в реальной экономике, в результате чего кадровое обеспечение данной сферы становится вопросом очень актуальным.

«Создание ядерно-инновационного кластера в Ульяновской области потребует подготовки профильных специалистов. Прежде всего, необходимо в полном объёме обеспечить кластер профессиональными кадрами, причём их подготовка должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий. Решить эту проблему позволит создание в Димитровграде филиала Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». В перспективе здесь планируется создать образовательную систему, которая должна объединить три ступени: школа – техникум – вуз».

С. Морозов, губернатор Ульяновской области

Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка (опережающее обучение) людей, высвобождающихся или находящихся под риском увольнения в организациях и на предприятиях. За последние три года в области создано 5 таких центров. Они позволили начать модернизацию системы профессионального образования при непосредственном участии работодателей и служат примерами успешного взаимодействия бизнеса и образования. Если заинтересованность бизнес-структур в обеспечении квалифицированными кадрами будет возрастать, то можно решить многие сегодняшние проблемы.

Очень интересна идея нашего губернатора Сергея Морозова – создать образовательные кластеры в наукоемких отраслях экономики. Она предполагает интеграцию всех образовательных ресурсов в прорывных отраслях региона: самолетостроении и атомной промышленности. К реализации этой идеи в области уже приступили.

В регионе разрабатывается межведомственная целевая программа комплексного развития образования до 2015 года, составной частью которой является профессиональное образование. Основные мероприятия программы направлены на совершенствование и развитие партнерских отношений учебных заведений с предприятиями, организациями-работодателями и другими структурами, чьи результаты деятельности зависят от степени развития системы профессионального образования области. На реализацию программы предполагается выделить примерно 2 млрд. рублей.

– Многие участники приоритетного национального проекта «Образование» утверждают, что он является катализатором преобразований в системе СПО и НПО. А каковы наиболее ощутимые результаты этих преобразований в вашей области?

– Прежде всего, создание ресурсных центров. Интересен опыт работы профессионального училища №2 г. Ульяновска (победитель национального проекта «Образование – 2008», на базе которого, совместно с представителем известной немецкой фирмы ООО «Роберт Бош», создан Региональный учебный технический центр, являющийся первым в Российской Федерации пилотным проектом подобного рода. Месяц назад центр посетили президент ФРГ Кристиан Вульф, посол ФРГ в России Ульрих Бранденбург и губернатор области Сергей Морозов. В результате этого визита был подписан совместный договор подготовки кадров на базе самых современных технологий.

Практика реализации национального проекта свидетельствует о том, что в определенных случаях производственники готовы финансировать образование.

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАСЧИТЫВАЕТСЯ:

45 образовательных учреждений среднего звена: 9 – федерального подчинения, 2 – ведомственных, 3 – негосударственных. В ведении регионального министерства образования находятся 22 учреждения, из них в 13, наряду с программами СПО, реализуются программы НПО, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям. Филиалов государственных образовательных учреждений СПО – 4, в структуре учреждений ВПО – 5. 16 образовательных учреждений начального звена. Из них 15 (14 профессиональных училищ и лицей) находятся в ведении Министерства образования и одно, коррекционное, – в ведении Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

– В наши дни чрезвычайно актуальна проблема материального обеспечения работников образования среднего звена. Как вы относитесь к предложению председателя Союза директоров ссузов Виктора Демина ввести на территории России социальные стандарты, то есть единые для всех регионов критерии установления заработной платы педагогом, стипендий – студентам?

– Все мы перешли 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда. Единую тарифную сетку отменили, хотя, на мой взгляд, в сложные 90-е годы она сыграла свою роль в поддержании стабильных отношений во всей бюджетной сфере.

Сейчас у регионов, да и самих учебных заведений, разные возможности. Вряд ли будет польза, если всех стричь под одну гребенку.

– Сейчас в педагогическом сообществе активно обсуждается проект нового закона «Об образовании». А ваш совет директоров уже подготовил какие-либо предложения по его совершенствованию?

– В актовом зале Ульяновского строительного колледжа 2 декабря 2010 года состоялась встреча депутатов Государственной Думы – председателя комитета по образованию Г.А. Балыхина и председателя комитета по аграрным вопросам Валентина Денисова – с ректорами и директорами профессиональных учебных заведений области, в ходе которой состоялся заинтересованный разговор о нововведениях в системе образования. Коснулся он и нового закона. Хорошо, что проект вынесли на всенародное обсуждение. Давайте вспомним закон №1 «Об образовании», принятый в 1992 году. Раз за разом, в связи с изменениями то в Налоговом кодексе, то в других законах и даже в отраслевых положениях, оттуда вычеркивали льготы, которые были даны образовательным системам. Да и в целом он не подходит для решения современных задач.

Наверное, выражу общее мнение, если скажу, что в проекте есть и смелые подходы, и шокирующие профессионалов положения. На мой взгляд, в нем очень много декларативных норм.

Сейчас совет директоров формирует пакет предложений от нашего региона по изменению и дополнению положений закона.

– А что еще, кроме продуманного и всеобъемлющего закона «Об образовании», по вашему мнению, следует предпринять, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования и содействовать его развитию?

– Четко исполнять на всех уровнях и всеми ветвями власти поручения Президента РФ Д.А. Медведева, данные на заседании Государственного совета 31 августа 2010 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Совет директоров ссузов Владимирской области
Итоги регионализации системы управления
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Совет директоров ссузов Красноярского края
Зеленый свет кластерной политике
Новый виток развития регионального образования
Проблемы модернизации профессионального образования
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Знак вопроса похож на петлю
Обзор системы СПО Республики Дагестан

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ