Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Бизнес и образование – вместе к общей цели

Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка людей.

Просмотров: 1862

Модернизация профессионального образования – процесс всеобщий. Однако в каждом регионе России он проходит по своему. Так, проблема кадрового голода, связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех субъектах федерации нашей страны. Что предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту, какова в этом роль приоритетного национального проекта «Образование», что нужно сделать, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования? Об этом и некоторых других проблемах рассуждает в своем интервью Рустям ЯМБАЕВ, сопредседатель совета директоров учреждений НПО и СПО, председатель общественного совета по образованию Ульяновской области, директор Ульяновского строительного колледжа.

– Проблема «кадрового голода», связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех регионах России. Что, предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту?

– В течение последнего десятилетия демографическая ситуация в максимальной степени затронула именно общеобразовательную школу, сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим станет ощутимой в реальной экономике, в результате чего кадровое обеспечение данной сферы становится вопросом очень актуальным.

«Создание ядерно-инновационного кластера в Ульяновской области потребует подготовки профильных специалистов. Прежде всего, необходимо в полном объёме обеспечить кластер профессиональными кадрами, причём их подготовка должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий. Решить эту проблему позволит создание в Димитровграде филиала Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». В перспективе здесь планируется создать образовательную систему, которая должна объединить три ступени: школа – техникум – вуз».

С. Морозов, губернатор Ульяновской области

Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка (опережающее обучение) людей, высвобождающихся или находящихся под риском увольнения в организациях и на предприятиях. За последние три года в области создано 5 таких центров. Они позволили начать модернизацию системы профессионального образования при непосредственном участии работодателей и служат примерами успешного взаимодействия бизнеса и образования. Если заинтересованность бизнес-структур в обеспечении квалифицированными кадрами будет возрастать, то можно решить многие сегодняшние проблемы.

Очень интересна идея нашего губернатора Сергея Морозова – создать образовательные кластеры в наукоемких отраслях экономики. Она предполагает интеграцию всех образовательных ресурсов в прорывных отраслях региона: самолетостроении и атомной промышленности. К реализации этой идеи в области уже приступили.

В регионе разрабатывается межведомственная целевая программа комплексного развития образования до 2015 года, составной частью которой является профессиональное образование. Основные мероприятия программы направлены на совершенствование и развитие партнерских отношений учебных заведений с предприятиями, организациями-работодателями и другими структурами, чьи результаты деятельности зависят от степени развития системы профессионального образования области. На реализацию программы предполагается выделить примерно 2 млрд. рублей.

– Многие участники приоритетного национального проекта «Образование» утверждают, что он является катализатором преобразований в системе СПО и НПО. А каковы наиболее ощутимые результаты этих преобразований в вашей области?

– Прежде всего, создание ресурсных центров. Интересен опыт работы профессионального училища №2 г. Ульяновска (победитель национального проекта «Образование – 2008», на базе которого, совместно с представителем известной немецкой фирмы ООО «Роберт Бош», создан Региональный учебный технический центр, являющийся первым в Российской Федерации пилотным проектом подобного рода. Месяц назад центр посетили президент ФРГ Кристиан Вульф, посол ФРГ в России Ульрих Бранденбург и губернатор области Сергей Морозов. В результате этого визита был подписан совместный договор подготовки кадров на базе самых современных технологий.

Практика реализации национального проекта свидетельствует о том, что в определенных случаях производственники готовы финансировать образование.

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАСЧИТЫВАЕТСЯ:

45 образовательных учреждений среднего звена: 9 – федерального подчинения, 2 – ведомственных, 3 – негосударственных. В ведении регионального министерства образования находятся 22 учреждения, из них в 13, наряду с программами СПО, реализуются программы НПО, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям. Филиалов государственных образовательных учреждений СПО – 4, в структуре учреждений ВПО – 5. 16 образовательных учреждений начального звена. Из них 15 (14 профессиональных училищ и лицей) находятся в ведении Министерства образования и одно, коррекционное, – в ведении Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

– В наши дни чрезвычайно актуальна проблема материального обеспечения работников образования среднего звена. Как вы относитесь к предложению председателя Союза директоров ссузов Виктора Демина ввести на территории России социальные стандарты, то есть единые для всех регионов критерии установления заработной платы педагогом, стипендий – студентам?

– Все мы перешли 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда. Единую тарифную сетку отменили, хотя, на мой взгляд, в сложные 90-е годы она сыграла свою роль в поддержании стабильных отношений во всей бюджетной сфере.

Сейчас у регионов, да и самих учебных заведений, разные возможности. Вряд ли будет польза, если всех стричь под одну гребенку.

– Сейчас в педагогическом сообществе активно обсуждается проект нового закона «Об образовании». А ваш совет директоров уже подготовил какие-либо предложения по его совершенствованию?

– В актовом зале Ульяновского строительного колледжа 2 декабря 2010 года состоялась встреча депутатов Государственной Думы – председателя комитета по образованию Г.А. Балыхина и председателя комитета по аграрным вопросам Валентина Денисова – с ректорами и директорами профессиональных учебных заведений области, в ходе которой состоялся заинтересованный разговор о нововведениях в системе образования. Коснулся он и нового закона. Хорошо, что проект вынесли на всенародное обсуждение. Давайте вспомним закон №1 «Об образовании», принятый в 1992 году. Раз за разом, в связи с изменениями то в Налоговом кодексе, то в других законах и даже в отраслевых положениях, оттуда вычеркивали льготы, которые были даны образовательным системам. Да и в целом он не подходит для решения современных задач.

Наверное, выражу общее мнение, если скажу, что в проекте есть и смелые подходы, и шокирующие профессионалов положения. На мой взгляд, в нем очень много декларативных норм.

Сейчас совет директоров формирует пакет предложений от нашего региона по изменению и дополнению положений закона.

– А что еще, кроме продуманного и всеобъемлющего закона «Об образовании», по вашему мнению, следует предпринять, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования и содействовать его развитию?

– Четко исполнять на всех уровнях и всеми ветвями власти поручения Президента РФ Д.А. Медведева, данные на заседании Государственного совета 31 августа 2010 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: региональный обзор, союз директоров ссузов, ульяновская область, рустям ямбаев, реформы образования, НПО, СПО, точка зрения, ао-43

Похожие материалы:
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Ульяновская область. Региональный обзор
Инновационная экономика начинается с образования
Новый виток развития регионального образования
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Знак вопроса похож на петлю
Эволюционный характер обучения
Зеленый свет кластерной политике
Обзор системы СПО Республики Дагестан

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
В ТюмГУ начинают готовить регионоведов
В СоцГуме состоится первый набор на новое направление бакалавриата «Зарубежное регионоведение»
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Из журнала
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани