Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №80

Читайте в номере: итоги 2-го Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза», Нацаккредсовет, ФИЭБ, общее и дополнительное образование детей, Ставропольский край, гуманитарное образование, критерии оценки уровня грамотности (по итогам просветительской акции «Тотальный диктант»), медицинское и фармацевтическое образование, инновационные ИРО, Болонский процесс: за и против.

24.07.2015
Просмотров: 159

Когда количество переходит в качество

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Закон диалектики на то и закон, что находит свое проявление во всех сферах развития природы и общества, в том числе и в образовании. Качественные изменения происходят закономерно только в результате накопления незаметных постепенных количественных изменений. И для системы образования этот период измеряется поколениями – в десять-пятнадцать лет.

Логичен вопрос: возможно ли повысить качество образования, например, увеличением числа контрольных проверок или резким (на 40 процентов) сокращением числа высших учебных заведений? Возможно ли в течение пяти лет сделать из нескольких разных учреждений ведущий научно-образовательный центр – скажем, федеральный университет, а за восемь лет – ведущий мировой университет, входящий в топ-100 престижного рейтинга, даже если потратить на эти цели большое количество бюджетных средств? Вероятно, возможно, но за реальные сроки.

Не менее десятилетия понадобилось на то, чтобы повысить объективность оценки качества подготовки выпускников школ посредством ЕГЭ. Следующий шаг: «итоговая аттестация должна рассматриваться не только как инструмент контроля и фиксации результата, но и как инструмент управления качеством образования», – считает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию И.В. Мануйлова (в интервью «От чистого истока»). И это возможно только при расширении информированности, дополнительных возможностей и права выбора выпускниками сроков сдачи экзаменов и уровня сложности предметов.

Повышению объективности оценки качества и в целом уровня качества образования в стране будут способствовать и общественные инициативы. Такие, как просветительская акция «Тотальный диктант» (в статье «Критерии оценки уровня грамотности»), открытые международные студенческие интернет-олимпиады (в новостном блоке), новый проект по добровольной сертификации обучающихся – федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, представленный генеральным директором Научно-исследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым (в интервью «Новый инструмент независимой оценки»). По его мнению, «фактически впервые в системе высшего образования страны создан инструмент прямой оценки качества образования бакалавров».

Результаты апробации такой оценки были одобрены на заседании Национального аккредитационного совета (в репортаже «Время выбрало НАС»). «Качество подготовки – это персональная ответственность каждого студента, основа для профессионального тренинга и роста», – отметила на заседании советник ректора РАНХиГС при Президенте РФ Е.А. Карпухина. И чем больше по количеству будет таких инициатив, тем больше вероятность качественных изменений в подготовке специалистов. И как следствие, у студентов может быть «сформирована потребность к высокому качеству в любой деятельности, которой они занимаются, их учили тому, как этого качества достичь – быть активными, использовать каждый шанс для личного и профессионального развития, действовать в команде, планировать будущее и работать на результат», – убежден ректор Ставропольского государственного аграрного университета В.И. Трухачев (в интервью «Вектор отраслевого развития»).

Категория «качество» определяет специфику явления, но оно тесно взаимосвязано с его количественной определенностью, которая позволяет сравнивать это явление с себе подобными и давать ему оценку. Именно поэтому так важно участвовать в проектах по сравнительной оценке качества образования не только в рамках страны, но и на международном уровне. В год проведения очередной встречи министров образования в Ереване в рамках Болонского процесса (в статье «Вместе мы сильнее») особенно актуально звучат размышления ректора «Академии МНЭПУ» С.С. Степанова: «Совершенно очевидно, что Россия не должна самоизолироваться. Наоборот, она должна найти возможность объединиться со странами, отстаивающими традиционные пути развития» (в статье «Национальное образование сквозь призму геополитики»). А также позиция ректора РосНОУ В.А. Зернова: «Университет мирового уровня не может существовать без международной деятельности, оставаться безучастным к процессам интернационализации образования» (в экспресс-форуме о международном сотрудничестве вузов).

В нашем случае, как нам кажется, количество тоже постепенно перешло в качество. Этот номер журнала – юбилейный. Десять лет главной темой каждого номера «АО» является проблема оценки, признания и повышения качества образования. Это обязательно должно найти отклик неравнодушного читателя.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-80

Похожие материалы:
Слово редактора к №42
Слово редактора к №100
Слово редактора к №79
Слово редактора к №90
Слово редактора к №59
Слово редактора к №40
Слово редактора к №74
Слово редактора к №101
Слово редактора к №87
Слово редактора к №57

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
Из журнала
#92Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2016
#93Социальный резонанс дуальной модели
#90Управление качеством образования: новые подходы
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#93Слово редактора №93
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту