Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №80

Читайте в номере: итоги 2-го Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза», Нацаккредсовет, ФИЭБ, общее и дополнительное образование детей, Ставропольский край, гуманитарное образование, критерии оценки уровня грамотности (по итогам просветительской акции «Тотальный диктант»), медицинское и фармацевтическое образование, инновационные ИРО, Болонский процесс: за и против.

Просмотров: 160

Когда количество переходит в качество

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Закон диалектики на то и закон, что находит свое проявление во всех сферах развития природы и общества, в том числе и в образовании. Качественные изменения происходят закономерно только в результате накопления незаметных постепенных количественных изменений. И для системы образования этот период измеряется поколениями – в десять-пятнадцать лет.

Логичен вопрос: возможно ли повысить качество образования, например, увеличением числа контрольных проверок или резким (на 40 процентов) сокращением числа высших учебных заведений? Возможно ли в течение пяти лет сделать из нескольких разных учреждений ведущий научно-образовательный центр – скажем, федеральный университет, а за восемь лет – ведущий мировой университет, входящий в топ-100 престижного рейтинга, даже если потратить на эти цели большое количество бюджетных средств? Вероятно, возможно, но за реальные сроки.

Не менее десятилетия понадобилось на то, чтобы повысить объективность оценки качества подготовки выпускников школ посредством ЕГЭ. Следующий шаг: «итоговая аттестация должна рассматриваться не только как инструмент контроля и фиксации результата, но и как инструмент управления качеством образования», – считает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию И.В. Мануйлова (в интервью «От чистого истока»). И это возможно только при расширении информированности, дополнительных возможностей и права выбора выпускниками сроков сдачи экзаменов и уровня сложности предметов.

Повышению объективности оценки качества и в целом уровня качества образования в стране будут способствовать и общественные инициативы. Такие, как просветительская акция «Тотальный диктант» (в статье «Критерии оценки уровня грамотности»), открытые международные студенческие интернет-олимпиады (в новостном блоке), новый проект по добровольной сертификации обучающихся – федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, представленный генеральным директором Научно-исследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым (в интервью «Новый инструмент независимой оценки»). По его мнению, «фактически впервые в системе высшего образования страны создан инструмент прямой оценки качества образования бакалавров».

Результаты апробации такой оценки были одобрены на заседании Национального аккредитационного совета (в репортаже «Время выбрало НАС»). «Качество подготовки – это персональная ответственность каждого студента, основа для профессионального тренинга и роста», – отметила на заседании советник ректора РАНХиГС при Президенте РФ Е.А. Карпухина. И чем больше по количеству будет таких инициатив, тем больше вероятность качественных изменений в подготовке специалистов. И как следствие, у студентов может быть «сформирована потребность к высокому качеству в любой деятельности, которой они занимаются, их учили тому, как этого качества достичь – быть активными, использовать каждый шанс для личного и профессионального развития, действовать в команде, планировать будущее и работать на результат», – убежден ректор Ставропольского государственного аграрного университета В.И. Трухачев (в интервью «Вектор отраслевого развития»).

Категория «качество» определяет специфику явления, но оно тесно взаимосвязано с его количественной определенностью, которая позволяет сравнивать это явление с себе подобными и давать ему оценку. Именно поэтому так важно участвовать в проектах по сравнительной оценке качества образования не только в рамках страны, но и на международном уровне. В год проведения очередной встречи министров образования в Ереване в рамках Болонского процесса (в статье «Вместе мы сильнее») особенно актуально звучат размышления ректора «Академии МНЭПУ» С.С. Степанова: «Совершенно очевидно, что Россия не должна самоизолироваться. Наоборот, она должна найти возможность объединиться со странами, отстаивающими традиционные пути развития» (в статье «Национальное образование сквозь призму геополитики»). А также позиция ректора РосНОУ В.А. Зернова: «Университет мирового уровня не может существовать без международной деятельности, оставаться безучастным к процессам интернационализации образования» (в экспресс-форуме о международном сотрудничестве вузов).

В нашем случае, как нам кажется, количество тоже постепенно перешло в качество. Этот номер журнала – юбилейный. Десять лет главной темой каждого номера «АО» является проблема оценки, признания и повышения качества образования. Это обязательно должно найти отклик неравнодушного читателя.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-80

Похожие материалы:
Слово редактора к №49
Слово редактора к №65
Слово редактора к №37
Слово редактора к №94
Слово редактора к №31
Слово редактора к №66
Слово редактора к №77
Слово редактора к №85
Слово редактора №96
Слово редактора к №48

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
С 13 по 16 ноября 2018 г. в Волгограде на базе ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный...
Конкурс стартапов EASTBOUND поможет пяти российским стартапам получить инвестиции для выхода на рынки стран востока
Победителями конкурса российских стартапов EastBound, организованного Фондом «Сколково» и «ВЭБ...
Из журнала
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#90Продвижение российских научных журналов в мире
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Информационная лента
14:26Генконсул Италии выразил готовность поддержать инициативы САФУ в развитии сотрудничества с итальянскими вузами
14:24В КФУ открылась лаборатория "IoT Академия Samsung"
13:50Уникальную опреснительную установку для Крыма разработали при участии СГАУ
13:46Сотрудничество БФУ им. И. Канта с международными издательствами началось на конференции НЭИКОН
13:36Центр китайского языка и культуры открылся в НИУ «БелГУ»