Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №68

Читайте в номере: интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым, интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским о финансовом стимулировании пятнадцати ведущих университетов к вхождению в мировые рейтинги, а также материал о слиянии (или поглощении) региональных и профильных вузов, поглощении средним профессиональным образованием начального профессионального.

27.11.2013
Просмотров: 918

Кто в вузе главный?

Галина МОТОВА,
главный редактор

Студент? Ответ неправильный, по крайней мере, для российских вузов.

В системе образования запущены новые содержательные и структурные реформы, большинство из которых получило широкий общественный резонанс: мониторинг эффективности вузов (интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым), финансовое стимулирование пятнадцати ведущих университетов к вхождению в мировые рейтинги (интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским), слияние (или поглощение) региональных и профильных вузов, поглощение средним профессиональным образованием начального профессионального, «принуждение» работодателей к формированию профстандартов и образовательных учреждений – к прохождению профессионально-общественной аккредитации (интервью с директором Томского экономико-промышленного колледжа Н.В. Кузнецовой), создание центров квалификаций и ресурсных центров (интервью с президентом Союза директоров средних специальных учебных заведений России В.М. Деминым).

Перечень можно продолжить. Только вот студент во всех этих реформах ни при чем, его мнения никто не спрашивал, как, впрочем, и мнения академической общественности. «Извне производится ранжирование качества предметов и определяются условия их получения, – естественно, тесно увязанные с точностью выполнения внешне заданных правил. Определителю остается только наладить контроль над выполнением установленных правил. Но необходимо понимать, что при отсутствии такого контроля система перестает работать, – отмечает В.В. Степанова, научный руководитель Школы индивидуального развития «Росток» (г. Новосибирск). – Эффективными являются только те способы, которые порождены самим субъектом. Навязанные формы поведения исчезают вместе с тем, кем они были навязаны».

Сложно предсказать, чем будет руководствоваться абитуриент при выборе учебного заведения: наличием вуза в национальных и мировых рейтингах или результатами мониторинга. Скорее всего, его будут волновать совсем другие параметры: наличие госаккредитации и стоимость обучения, а не число иностранных студентов в вузе или объемы финансирования науки. «Логично, вставая на сторону потребителя, расценивать расходование собственных средств вуза на науку как ущемление прав студентов. Студент как заказчик образовательных услуг оплачивает именно свое образование, а не научные изыскания», – это высказывание ректора Самарской гуманитарной академии Н.Ю. Ворониной актуально не только для негосударственного сектора образования, но и для государственных вузов тоже.

Еще один острый вопрос: почему государство должно финансировать подготовку высококвалифицированных и талантливых кадров для бизнеса? Разве у него нет других насущных социальных задач?

Да и выпускник далеко не всегда является показателем качества и востребованности полученного образования. По утверждению руководителя отдела исследовательской компании «Левада-центр» М.Д. Красильниковой, «в 2013 году возросло число предприятий и организаций, ощущающих избыток или нехватку кадров», а по словам президента Федерации отельеров и рестораторов России И.О. Бухарова, «у выпускников нет необходимых навыков ни в области администрирования, ни в области профессиональной деятельности, но они претендуют на большую зарплату. Когда спрашиваешь, что вы умеете, слышишь в ответ: у меня есть диплом».

Как же в конечном итоге соблюсти баланс интересов личности и государства, студента, преподавателя и администрации вуза, бизнес-сообщества? Отвечает на этот вопрос «главный герой номера» – система высшего и профессионального образования Сибирского федерального округа, готовящая инновационные кадры для инновационной экономики Сибири. И здесь, по утверждению ректора Сибирского федерального университета Е.А. Ваганова, «важно не переконтролировать – университет должен быть системой, быстро и гибко настраивающейся на потребности рынка».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-68

Похожие материалы:
Слово редактора к №54
Слово редактора к №72
Слово редактора к №97
Слово редактора к №73
Слово редактора к №55
Слово редактора к №98
Слово редактора к №89
Слово редактора к №28
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №38

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Меморандум о сотрудничестве между университетом Самарканда и ВолГУ подписан на Российско-Узбекском форуме
Завершилась работа III Международного Российско-Узбекского молодежного форума в Волгограде. На...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
СамГУПС участвует в разработке проекта ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога»
В Самарском государственном университете путей сообщения состоялся «День компании «РЖД» в...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
Из журнала
#93О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#93Образование взрослых в бизнес-колледже «Лидер»
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
#97К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
Информационная лента
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси
14:15Конференция «Современные тренды развития стран и регионов-2018» пройдет в ТИУ
13:43В БФУ им. И. Канта пройдет научно-практическая конференция по правовым основам цифровой экономики
10:59Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
11:43Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани