Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №68

Читайте в номере: интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым, интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским о финансовом стимулировании пятнадцати ведущих университетов к вхождению в мировые рейтинги, а также материал о слиянии (или поглощении) региональных и профильных вузов, поглощении средним профессиональным образованием начального профессионального.

27.11.2013
Просмотров: 917

Кто в вузе главный?

Галина МОТОВА,
главный редактор

Студент? Ответ неправильный, по крайней мере, для российских вузов.

В системе образования запущены новые содержательные и структурные реформы, большинство из которых получило широкий общественный резонанс: мониторинг эффективности вузов (интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым), финансовое стимулирование пятнадцати ведущих университетов к вхождению в мировые рейтинги (интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским), слияние (или поглощение) региональных и профильных вузов, поглощение средним профессиональным образованием начального профессионального, «принуждение» работодателей к формированию профстандартов и образовательных учреждений – к прохождению профессионально-общественной аккредитации (интервью с директором Томского экономико-промышленного колледжа Н.В. Кузнецовой), создание центров квалификаций и ресурсных центров (интервью с президентом Союза директоров средних специальных учебных заведений России В.М. Деминым).

Перечень можно продолжить. Только вот студент во всех этих реформах ни при чем, его мнения никто не спрашивал, как, впрочем, и мнения академической общественности. «Извне производится ранжирование качества предметов и определяются условия их получения, – естественно, тесно увязанные с точностью выполнения внешне заданных правил. Определителю остается только наладить контроль над выполнением установленных правил. Но необходимо понимать, что при отсутствии такого контроля система перестает работать, – отмечает В.В. Степанова, научный руководитель Школы индивидуального развития «Росток» (г. Новосибирск). – Эффективными являются только те способы, которые порождены самим субъектом. Навязанные формы поведения исчезают вместе с тем, кем они были навязаны».

Сложно предсказать, чем будет руководствоваться абитуриент при выборе учебного заведения: наличием вуза в национальных и мировых рейтингах или результатами мониторинга. Скорее всего, его будут волновать совсем другие параметры: наличие госаккредитации и стоимость обучения, а не число иностранных студентов в вузе или объемы финансирования науки. «Логично, вставая на сторону потребителя, расценивать расходование собственных средств вуза на науку как ущемление прав студентов. Студент как заказчик образовательных услуг оплачивает именно свое образование, а не научные изыскания», – это высказывание ректора Самарской гуманитарной академии Н.Ю. Ворониной актуально не только для негосударственного сектора образования, но и для государственных вузов тоже.

Еще один острый вопрос: почему государство должно финансировать подготовку высококвалифицированных и талантливых кадров для бизнеса? Разве у него нет других насущных социальных задач?

Да и выпускник далеко не всегда является показателем качества и востребованности полученного образования. По утверждению руководителя отдела исследовательской компании «Левада-центр» М.Д. Красильниковой, «в 2013 году возросло число предприятий и организаций, ощущающих избыток или нехватку кадров», а по словам президента Федерации отельеров и рестораторов России И.О. Бухарова, «у выпускников нет необходимых навыков ни в области администрирования, ни в области профессиональной деятельности, но они претендуют на большую зарплату. Когда спрашиваешь, что вы умеете, слышишь в ответ: у меня есть диплом».

Как же в конечном итоге соблюсти баланс интересов личности и государства, студента, преподавателя и администрации вуза, бизнес-сообщества? Отвечает на этот вопрос «главный герой номера» – система высшего и профессионального образования Сибирского федерального округа, готовящая инновационные кадры для инновационной экономики Сибири. И здесь, по утверждению ректора Сибирского федерального университета Е.А. Ваганова, «важно не переконтролировать – университет должен быть системой, быстро и гибко настраивающейся на потребности рынка».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-68

Похожие материалы:
Слово редактора к №31
Слово редактора к №65
Слово редактора к №95
Слово редактора к №66
Слово редактора к №85
Слово редактора к №48
Слово редактора к №77
Слово редактора к №37
Слово редактора к №94
Слово редактора к №49

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
С 6 по 10 августа 2018 года в Красноярске пройдёт третье тестовое мероприятие Зимней универсиады...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#91Формирование сети опорных университетов
#91Потенциал Чувашского государственного университета
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#90Как повысить качество инженерного образования
#93В ногу со временем
Информационная лента
08:36В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G