Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №69

Темы выпуска: Образование – 2030: сценарии и прогнозы; качество образования; итоги всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»; финансирование образования; Сибирский федеральный округ; мониторинг вузов; рекрутинг иностранных студентов; модернизация архитектурного образования; информационные технологии в российских вузах; профильные профсоюзы о профильном министерстве.

29.01.2014
Просмотров: 1104

Игры разума

Галина МОТОВА,
главный редактор

Почему спорт мы воспринимаем, прежде всего, как тренировку мышц и мускулов, а не разума, например? Почему столько внимания во всем мире вызывают соревнования в ловкости, силе, выносливости, скорости реакции и движения, а не в интеллекте? Почему сравнение и демонстрация физических возможностей и достоинств, включая конкурсы красоты, объединяют людей всех стран и континентов и становятся массовым увлечением? Даже чемпионаты по шахматам уступают сегодня по накалу страстей футболу или даже «Евровидению». Почему же состязания в скорости решения задачи или изящного, нестандартного способа ее решения не становятся столь же масштабными, как спортивные олимпиады? А ведь такие соревнования не требуют строительства дорогостоящих объектов, между тем результаты могли бы быть очень полезными и для развития страны, и цивилизации в целом.

Отдельные попытки проведения турниров интеллекта и творчества, конечно, есть. Такие, например, как международные открытые студенческие интернет‑олимпиады, междисциплинарные и по отдельным учебным дисциплинам (см. информацию «Олимпиадное движение уверенно набирает ход»), или конкурс вузовских пресс‑служб (обзор «Стакан наполовину полон»), а также проекты по поддержке талантливой молодежи и студенческих бизнес‑инкубаторов (интервью управляющего IT-инкубатором Академгородка г. Новосибирска С.В. Триерса или генерального директора компании «Технопарк Новосибирского Академгородка» Д.Б. Верховода) и, отчасти, конкурс по поддержке отдельных вузов для их вхождения в международные рейтинги (корреспонденция «Как решить проблему 5-100-2020?»).

А вот в поддержке остальных учебных заведений – в развитии их лабораторной базы, оборудования, строительстве новых корпусов – не слишком заинтересованы ни государство, ни бизнес. Неслучайно, нешуточные страсти разгорелись на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию при обсуждении вопроса о нормативно‑подушевом финансировании образовательных программ вузов (статья «Скальпель или гильотина?»). Уже не первый год на повестке дня стоят вопросы: сколько должна стоить подготовка студента, и во что инвестирует государство – в студента или его подготовку (образовательную услугу)? Вместе с тем результаты мониторинга экономики образования (статья «Финансовый Гольфстрим») свидетельствуют, что затраты населения на высшее образование более чем на 100 млд. рублей превышают затраты государства, тем самым определяя само население страны в качестве одного из основных заказчиков высшего образования.

Но, «решая задачу формирования общества будущего, – по мнению ректора Байкальского государственного университета экономики и права М.А. Винокурова, – государство должно вкладывать средства в массовое высшее образование, которое, как локомотив, потянет за собой всю идеологию развития».

Однако, в отличие от стимулирования государством развития массового спорта, «в настоящее время активно продвигается точка зрения, что Россия является «переобразованной» страной – в ней слишком много людей с высшим образованием, для которых нет соответствующих рабочих мест». Один из организаторов форсайт‑исследования (см. аналитическое интервью «Образование – 2030: сценарии для России»), директор центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета В.С. Ефимов смотрит на проблему глубже: «В России спрос экономики на тип образованности имеет сложную структуру: нужны и специалисты для индустрии, и обладатели гибких специальностей для городской экономики – пропорция существенно зависит от региона. Возникает парадокс: одновременно сосуществуют и «избыток» людей с высшим образованием, и высокий спрос на них».

Олимпийские игры, которые принимает Сочи, имеют большой потенциал для повышения экономики (по крайней мере, отдельных отраслей и отдельных регионов) и престижа страны в целом, политических амбиций и патриотизма. Это яркий пример того, что государство вполне может найти стимулы для самого широкого привлечения бизнеса в отрасль, чтобы поднять на достойный уровень образование и науку. Главное, чтобы развитие интеллекта по‑настоящему стало приоритетной политикой нашей страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-69

Похожие материалы:
Слово редактора к №67
Слово редактора к №32
Слово редактора к №78
Слово редактора к №66
Слово редактора к №31
Слово редактора к №49
Слово редактора к №77
Слово редактора к №50
Слово редактора к №95
Слово редактора к №96

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
С 6 по 10 августа 2018 года в Красноярске пройдёт третье тестовое мероприятие Зимней универсиады...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#92Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2016
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
#93Новый уровень программной аккредитации
#92Юбилей гильдии экспертов
Информационная лента
08:36В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G