Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №86

Какой юрист нужен? И какие нужны экономисты и менеджеры? Смогут ли юридические академии и экономические университеты или факультеты классических вузов подготовить бакалавров и магистров для всего спектра отраслей промышленности и производства?

04.05.2016
Просмотров: 99

Галина МОТОВА,
главный редактор

Кому нужен ТАКОЙ юрист?

Если юрист «приходит на производство, железную дорогу, и в справочнике ищет, что такое «колесная пара» мне такой юрист не нужен», – заявил на парламентских слушаниях Комитета Госдумы РФ по образованию заместитель министра транспорта РФ С.А. Аристов (в репортаже «Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций»). А какой нужен? И какие нужны экономисты и менеджеры? С одной стороны, высшему образованию дана установка: подготовка кадров должна вестись в тесном контакте с работодателем и с учетом его потребностей. С другой – мы видим повсеместное сокращение «непрофильных» образовательных программ по экономике, менеджменту, юриспруденции в отраслевых вузах и филиалах. Смогут ли в таком случае юридические академии и экономические университеты или факультеты классических вузов подготовить бакалавров и магистров для всего спектра отраслей промышленности и производства?

Судя по перечисленным проблемам и высказанным предложениям, отраслевое образование переживает нелучшие времена. Хотя, впрочем, не только отраслевое. Еще и негосударственное. Для отраслевого образования, по мнению участников дискуссии, панацеей может стать строгое соблюдение условий целевого приема, а для сохранения негосударственного сектора таковым может стать франчайзинг, где в качестве вузов­франчайзеров способны выступить федеральные университеты. Такую точку зрения высказал на страницах «АО» ректор Московского областного гуманитарного института А.А. Панарин (в статье «Франчайзинг как инструмент реализации государственно-частного партнерства»).

На итоговом заседании коллегии Минобрнауки РФ руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов сообщил, что «в 2016 году будет проведено порядка 600 проверок вузов» (см. «Новости»), то есть две трети от общего числа. Как правило, такие проверки проводятся по результатам сбора и анализа информации для мониторинга эффективности вузов. С другой стороны, директор Департамента информационной политики Минобрнауки РФ А.А. Усачева отметила на вебинаре для пресс­служб вузов страны «PR-инструменты приемной кампании – 2016»: «Залогом и гарантом поступательного и стабильного развития российской системы образования во многом является информационная открытость образовательных организаций». В условиях демографической ямы, нашедшей отражение в резком сокращении числа абитуриентов, информационная открытость, активные PR-кампании, присутствие вуза в социальных сетях – необходимое условие выживания. Какую тактику выбрать вузу в такой ситуации: «страуса» или «павлина»?

Признанные эксперты, исследующие проблематику высшей школы, все чаще ставят задачу так: университеты, в свете новой технологической революции, должны уже не просто «отвечать запросам общества», напротив, они сами должны становиться центрами формирования запросов. В этом суть глобальной миссии университетов. Но как это сделать на практике? Как стать такими «точками сборки» – в своем регионе, стране и мире? В прошлом номере мы рассказали о вариантах ответа зарубежных университетов. В этом – речь пойдет о российской высшей школе. Какие возможности и ограничения имеются у наших вузов, чтобы измениться самим, а значит – изменить и общество (в аналитической статье «Будущее университетов: желаемое и возможное», часть II). На кого равняться? (см. «Звёздные рубежи лидера»).

Более полувека лидирующие позиции в сфере науки и технологий удерживает Новосибирская область. Как ей это удается? В регионе сложился мощный научно-образовательный комплекс, налажена тесная связь бизнеса с фундаментальной и прикладной наукой. Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области И.В. Шмидт представил систему профессио­нального образования региона. Руководители ряда вузов и ссузов области рассказали о достижениях своих образовательных организаций.

Практика ведущих вузов показывает, что сильные становятся сильнее, если ориентированы на укрепление бренда в средствах массовой информации и усиление позиций в мировых рейтингах. Хотя даже самые сильные «брендовые» российские вузы, несмотря на серьезные государственные субсидии (см. «Новости»), зачастую не могут войти в престижные рейтинги. Возможно, дело в глобальной конкуренции или же используемых критериях, в частности, по оценке научных достижений и достижений профессорско-преподавательского состава. В последнее время «лед тронулся», и российские вузы стали занимать высокие позиции в предметных рейтингах. Это объяснимо: гораздо легче показать достижения по отдельным направлениям подготовки, чем по вузу в целом.

Методика оценки отдельных направлений подготовки уже пять лет применяется в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России». В отличие от всех других попыток создания национального рейтинга, в этом проекте используются экспертные мнения и оценка достижений студентов. Результаты пятого этапа проекта представлены на страницах нашего журнала (в аналитической статье «Все программы хороши? Выбирай на вкус…»). Они будут интересны не столько органам управления образованием для принятия решений, сколько самим вузам, абитуриентам и их родителям, а также работодателям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-86

Похожие материалы:
Слово редактора к №85
Слово редактора к №49
Слово редактора к №48
Слово редактора к №65
Слово редактора к №95
Слово редактора к №66
Слово редактора к №94
Слово редактора к №31
Слово редактора к №37
Слово редактора к №84

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#87Качество образования: формальность и реальность
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
#91Формирование сети опорных университетов
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
#88Паспорт региона: Самарская область
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ